Безопасность ГТС обеспечивается соблюдением законодательства и прогрессивными технологиями
Номер журнала:
Рубрика:
В настоящее время на балансе ОАО «Нижнекамскнефтехим» находятся два комплекса ГТС: в цехе № 3406 — шламонакопитель трехсекционный и в цехе № 3410 — буферные пруды № 1 и № 2 на р. Тунгуче. Следует отметить, что на предприятии создана многоступенчатая система работы, позволяющая обес-печивать стабильную и безаварийную эксплуатацию гидротехнических сооружений. Важнейшие составляющие этой работы — четкое соблюдение законодательства, регулирующего вопросы эксплуатации ГТС, эффективное управление рисками, внедрение новых перспективных технологий, повышающих уровень безопасности гидротехнических сооружений. Если говорить о первой составляющей этой системы — соблюдении требований законодательства — важно подчеркнуть, что специалистами ОАО «Нижнекамскнефтехим» в полном объеме выполняются все действующие на сегодняшний день регламенты. На эксплуатацию ГТС имеются все необходимые разрешения. Согласно ФЗ № 225 предприятием заключен договор страхования гражданской ответственности, в январе 2012 года получены полисы нового образца.
Согласно нормам и правилам в компании ведется системная работа, целями которой являются:
- постоянный контроль за состоянием ГТС;
- обеспечение технически исправного состояния объекта;
- оценка безопасности ГТС, анализ причин снижения безопасности;
- разработка и своевременное уточнение критериев безопасности;
- развитие систем контроля;
- внедрение мер по предотвращению аварий;
- проведение регулярных обследований;
- создание финансовых и материальных резервов для ликвидации аварий;
- обеспечение соответствующей квалификации персонала;
- обеспечение готовности локальных систем оповещения о ЧС на ГТС;
- взаимодействие по вопросам предупреждения аварий с профильными ведомствами и органами власти.
На предприятии также в полном объеме выполняются требования по обеспечению надлежащего уровня профессиональной подготовки работников, занятых эксплуатацией ГТС. Согласно правилам безопасности ГТС ПБ 03-438-02 проводится предаттестационная подготовка с последующей аттестацией руководителей и специалистов в территориальной аттестационной комиссии Приволжского управления Ростехнадзора.
Так, например, в феврале 2012 года проведена проверка знаний руководителей и специалистов, занятых эксплуатацией, ведением работ на ГТС и контролем за ГТС по правилам безопасности в области «Д». По итогам проведенной работы аттестовано 22 человека.
Аппаратчик (сменный персонал) допускается к работе на ГТС только после первичного инструктажа, обучения и успешной сдачи экзаменов в комиссии предприятия. Лицом, ответственным за обучение, является руководитель, отвечающий за безо-пасную эксплуатацию гидротехнических сооружений. В процессе работы аппаратчики ГТС проходят плановые инструктажи один раз в полгода. Вышеназванные приоритеты позволяют предприятию эксплуатировать ГТС в рамках законодательства и установленных правил.
Второй, не менее важный компонент политики, обеспечивающей надежность гидротехнических сооружений — следование принципам риск-менеджмента. Как отмечают специалисты предприятия, в сфере эксплуатации ГТС существует множес-тво рисков, которые могут привести к авариям и нештатным ситуациям. Эффективное управление «активнос-тью» опасных факторов позволяет минимизировать риски ЧС, свести их к нулевой отметке. В рамках риск-менеджмента на предприятии выполнены расчеты вероятного вреда в результате аварий ГТС — буферных прудов № 1 и № 2 на р. Тунгуче и трехсекционного шламонакопителя, разработаны планы мероприятий по обеспечению их безопасной эксплуатации на период действия утвержденной декларации безопасности.
Контроль за ГТС осуществляют сразу два подразделения — цеха № 3406 и № 3410. Мониторинг безопаснос-ти проводится согласно требованиям РД 03-259-98 «Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России». По словам специалистов, риск-менеджмент включает в себя масштабный пласт работ, а основой его является мониторинг за состоянием сооружений. Он ведется для обеспечения безопасности ГТС, предотвращения аварий, снижения негативного воздействия на окружающую среду. К примеру, на буферных прудах №1 и №2 цеха № 3410 в рамках мониторинга предусмотрено визуальное и инструментальное наблюдения за состоянием ограждающих сооружений. Осуществляется контроль за размывом берегов сооружений, санитарным состоянием и режимом фильтрации в низовом откосе плотины № 2, а также за уровнем заполнения, процессами осветления нормативно-чистых стоков в буферных прудах № 1 и № 2, возврата нормативно-чистых стоков с этих прудов в цех для физико-химической очистки и сброса их в бассейн р. Тунгучи.
Мониторинг в обязательном порядке предполагает и комиссионные обследования. Эти мероприятия осуществляются согласно ПБ 03-438-02 дважды в год — перед весенним паводком и осенне-зимним периодом. По результатам осмотров разрабатываются меры, направленные на повышение безопасности объектов. Кроме того, для исключения нештатных ситуаций и повышения уровня безопасной эксплуатации ГТС на предприятии регулярно проводятся инструктажи с персоналом, организуются занятия по плану ликвидации аварийных ситуаций, четко соблюдается график дежурств аварийных бригад.
Специалистами уделяется самое пристальное внимание третьему компоненту политики — внедрению современных технологий и инноваций, создающих новые, более качественные условия для стабильной работы сооружений. Так, в прошлом году в цехе № 3410 завершены работы по созданию системы сифонного опорожнения буферного пруда № 2 на р. Тунгуче. Эффективность проекта очень высока: его осуществление повысило эксплуатационную надежность объекта.
Еще один пример — установка на плотинах буферных прудов № 1 и № 2 на р. Тунгуче наблюдательных скважин за положением уровня депрессионной кривой. Это значительно усовершенствовало мониторинг подконтрольных объектов. В цехе № 3406 успешно внедрена установка обезвоживания осадков. Данная мера обеспечила поддержание запаса объема в трехсекционном шламонакопителе.
Опыт ОАО «Нижнекамскнефтехим» показывает, что четкое выполнение законодательства, проведение комплекса мероприятий по эксплуатационной надежности ГТС, а также внедрение прогрессивных технологий решают ключевую задачу — обеспечение их стабильной и безаварийной эксплуатации.
Республика Татарстан, г. Нижнекамск, тел. (8555) 37-71-81, факс: (8555) 37-93-09, (495) 981-70-55, www.nknh.ru