Контроль за экологией в режиме «онлайн»
Номер журнала:
Рубрика:
В отчетном периоде Министерством была обеспечена надлежащая охрана окружающей среды Республики Татарстан. В усиленном режиме был проведен санитарно-экологический двухмесячник, эффективность которого заключается в решении наиболее насущных экологических проблем. В данный период было выявлено множество нарушений.
Решение проблемы
несанкционированных свалок
Для выявления незаконных свалок в труднодоступных местах были использованы ресурсы беспилотной авиации. Благодаря поддержке Министерства информатизации и связи разработан сервис по приему уведомлений о свалках от населения через сеть Интернет. Уникальность данного сервиса состояла в том, что контроль исполнения уведомлений обеспечивался заявителем. Этот пилотный проект был успешно отработан в Министерстве и стал основой для создания информационной системы «Народный контроль». В настоящее время в данной системе работают все республиканские органы исполнительной власти, подключаются федеральные структуры и муниципалитеты.
Нарушения в сфере отходов производства и потребления фиксируются в специальной геоинформационной системе. Данная система позволяет в режиме «онлайн» контролировать санитарно-экологическую ситуацию в республике.
На сегодняшний день на территории региона выявлено 1048 свалок, 71 % которых ликвидирован (744 свалки). Большое количество свалок возникает в результате незаконного сброса строительных отходов.
Для усиления надзорной деятельности за санитарно-экологическим состоянием г. Казани была мобилизована на двухмесячный срок часть инспекторского состава территориальных органов Министерства из всех территориальных управлений.
В законодательной деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления тоже произошли обновления. По инициативе Природных ресурсов и охраны окружающей среды Государственный Совет Республики Татарстан принял Закон «О внесении изменений в статью 8.1 Кодекса РТ об административных правонарушениях», по которому Министерство наделяется полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 3.6 административного Кодекса Республики. Речь идет о нарушениях Правил благоустройства муниципальных районов и городских округов в части санитарно-экологического состояния территорий.
Данный Закон будет способствовать более строгому соблюдению муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов Республики Татарстан. Это актуально, прежде всего, для г. Казани в преддверии проведения Всемирной летней Универсиады 2013 года.
Охрана водных ресурсов
Силами территориальных управлений был проведен химико-аналитический контроль на 92-х поверхностных водных объектах, выполнено более 4,5 тыс. химических анализов. Результаты аналитического контроля показали относительно стабильное экологическое состояние проверенных вод. Нештатных и аварийных ситуаций (на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору) выявлено не было.
В отчетном периоде с целью предотвращения чрезвычайных экологических ситуаций в период весеннего половодья было обследовано 147 опасных объектов, расположенных в водоохранных зонах, на которых выявлено 49 нарушений природоохранного за-конодательства, составлено 39 протоколов: 19 — на физических лиц, 14 — на должностных лиц, 6 — на юридических лиц. По результатам рассмотрения наложено штрафов на сумму 52 тыс. рублей, из которых взыскано 9,5 тыс. рублей.
По четырем нарушениям материалы переданы в органы прокуратуры, три материала переданы в Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан.
Основные нарушения:
- нарушение водоохранного режима на водосборной площади водных объектов;
- захламление территории в прибрежной защитной полосе водного объекта отходами производства и потребления;
- несанкционированный сброс сточных вод или сброс сточных вод с превышением нормативов допустимого сброса;
- вывоз загрязненного снега с территории предприятия и складирование его на почве.
В целях системного решения вопросов охраны водных объектов и предотвращения негативного воздействия вод Министерство разрабатывает долгосрочную целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2012-2020 гг.». Данная программа будет направлена в Минприроды России».
Контроль за состоянием
атмосферного воздуха
С 1 июня 2012 года, Министерством совместно с Управлением ГИБДД проводится операция «Чистый воздух». В ходе нее осуществляется проверка соответствия нормативов выбросов загрязняющих веществ в отработавших газах автомобилей. Рейд проводится на автомобильных дорогах, на контрольных постах полиции и предприятиях. В рамках операции «Чистый воздух» был усилен контроль за городскими пассажирскими автобусами.
В системе «Народный контроль» был разработан сервис, позволяющий гражданам размещать уведомления с фотографиями автобусов с повышенной дымностью. В оперативном порядке уведомления направлялись в Управление ГИБДД МВД по РТ для принятия административных мер к владельцам автобусов, вплоть до запрещения эксплуатации транспортных средств.
В целях увеличения размера штрафов за эксплуатацию автомобилей с превышением нормативов выбросов загрязняющих веществ Министерством был подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в ст. 8.22 и 8.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Для региона данный законопроект очень важен. В настоящее время Кодекс не предусматривает ответственности юридических лиц за выпуск на линии автомобилей с превышением нормативов выбросов загрязняющих веществ.
Законопроектом предложено повысить ответственность должностных и физических лиц за эксплуатацию автомобилей с превышением нормативов выбросов загрязняющих веществ. Налагаемый штраф на должностные лица — 500-1000 руб., предлагаемый — 4-5 тыс. руб; на физические — 100-300 руб., предлагаемый — 4-5 тыс. руб. В настоящее время данный нормативный документ находится на рассмотрении в МПР РФ.
Для улучшения результатов экологического надзора Министерством разработаны и с 1 июля 2012 года вступили в законную силу критерии эффективности деятельности территориальных управлений:
- ведение исковой работы;
- уровень взыскания штрафов и исков;
- взаимодействие с судебными органами и органами прокуратуры и другие.
Кроме того, в настоящее время завершается разработка плана государственного экологического надзора на 2013 год. До 1 сентября 2012 года план необходимо направить на согласование в прокуратуру.