Решение проблем рекультивации земель при разливе нефтепродуктов
ВАХРУШЕВ Павел Анатольевич
начальник отдела охраны окружающей среды ОАО «Удмуртнефть»
Номер журнала:
Рубрика:
Проблема диагностики и нормирования содержания нефти и нефтепродуктов в почвах, несмотря на продолжительный период изучения и актуальность, все еще далека от оптимального и комплексного разрешения.
В настоящее время нормативная база по оценке негативного воздействия нефтепромысловой деятельнос-ти на окружающую среду как в целом по России, так и на территории Удмуртской Республики разработана крайне слабо. Так, к примеру, для оценки экологических рисков необходимо иметь четкие критерии по содержанию нефти и ее компонентов в почве, причем дифференцированно — в зависимости от положения загрязненного участка на рельефе, статуса земель и срока давности разливов. Научных данных по этим вопросам достаточно много, но они разрозненны, часто противоречивы, не закреплены в должной мере нормативными документами и в связи с этим не могут быть использованы в качестве объективных критериев оценки экологических рисков.
Отсутствие до сегодняшнего дня научно-обоснованных и утвержденных государственных стандартов на допус-тимое содержание нефти и ее компонентов в почвах (ПДК, ОБУВ) допускает их произвольное и достаточно субъективное нормирование. В имеющейся нормативной литературе предлагается широкий диапазон уровней содержания нефти в почве, оказывающих токсическое воздействие на почвенные организмы. Это приводит к высоким затратам природопользователей на проведение почвоохранных мероприятий при их низкой экологической эффективности.
В то же время, во многих исследованиях отмечается, что установление единых фоновых показателей и унифицированных допустимых концентраций нефти в почвах невозможно, так как разные почвы обладают разной устойчивостью (буферностью) к загрязнению и, следовательно, изменение их свойств в одинаковой степени будет происходить при различной концентрации нефти. Адаптация нормативов допустимого остаточного содержания нефтепродуктов в почве должна прямым или косвенным образом учитывать как характер загрязнения, так и особенности загрязненной среды. Это связано с полифункциональностью, разнообразием видов почв и нефтей, неодинаковой способностью живых организмов к адаптации, а почв — к самоочищению в различных экологических условиях.
Целесообразнее нормировать загрязнение не по концентрации вещества в почве, а по реакции самой почвы на загрязнение. Для определения допустимого уровня загрязнения необходимо установить уровень концентрации нефтепродуктов в почвах и грунтах, выше которого потенциал самоочищения почвы не работает. При этом для каждого сочетания «тип почвы — тип загрязнителя» будет свое значение.
Действующими на сегодняшний день Методическими рекомендациями по выявлению деградированных и загрязненных земель, указанными в письме Министрества природных ресурсов Российской Федерации (далее — МПР РФ) от 9 марта 1995 года № 25/8-34 и Порядком определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утвержденного Роскомземом 10 ноября 1993 года и МПР РФ 18 ноября 1993 года, были установлены очень жесткие нормативы по степени заг-рязнения почвы нефтью и нефтепродуктами: допустимое содержание — меньше ПДК (ПДК для нефти в почве до сих пор не разработаны, определены ПДК для бензина, а также некоторых ароматических углеводородов (бензол, кумол, стирол, толуол), которые составляют 0,1-0,5 мг/кг), низкий уровень заг-рязнения — 1-2, средний — 2-3, высокий — 3-5, очень высокий — более 5 г на 1 кг почвы. В связи с тем, что действующие нормативные документы морально устарели, данные требования необходимо пересмот-реть и утвердить в установленном порядке.
В настоящее время нормативы допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ являются нормативами качес-тва окружающей среды. Они разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники. Данное понятие нормативов утверждено приказом МПР РФ от 12 сентября 2002 года № 574. Согласно приказу ведомства допустимое остаточное содержание нефти в почве (далее — ДОСНП) — определенное по аттестованным в установленном порядке методикам содержание в почве нефти и продуктов ее трансформации после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ, при котором:
- исключается возможность поступления нефти и продуктов ее трансформации в сопредельные среды и на сопредельные территории;
- допускается вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот по основному целевому назначению с возможными ограничениями (неприродоохранного характера) режима использования, или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и продуктов ее трансформации или иных, установленных в соответствии с действующим законодательством нормативных значений в процессе самовосстановления, то есть без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий.
В соответствии с действующим Положением о порядке консервации земель с изъятием их из оборота (утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 года № 830) участки земель, на которых фиксируются подобные концентрации нефти в почвах, подлежат консервации с изъятием их из оборота, что на практике никогда не применялось.
По принятию регионального норматива, несомненно, сделан шаг вперед, но, как показала практика других регионов, он применим главным образом для свежих разливов нефти, а на многих месторождениях преобладают старые (более двух-трех лет после аварии) разливы. Известно, что через два-три месяца после разлива испаряются все легкие фракции нефти с температурой кипения более 100 0C, через два-три года — фракции нефти с температурой кипения более 300 0C, и в почве остаются тяжелые малотоксичные фракции (парафины, асфальтены, смолы). Стремясь снизить содержание нефти в почве до допустимых уровней, специалисты регионов вынуждены были проводить на разливах многократные обработки почвы, вносить огромные количества минеральных удобрений. Такая рекультивация наносит окружающей среде, особенно болотам, больше вреда, чем остаточное высокое содержание в почве малотоксичных остаточных фракций нефти.
На наш взгляд, для снижения экологических рисков необходим более тонкий, дифференцированный подход к каждому загрязненному участку, в частности, учет фракционного сос-тава остаточной нефти в почве и его месторасположение. В настоящее время на территории республики нет такой возможности, поскольку все аттестованные методы определения нефти в почве рассчитаны на учет ее суммарного количества (гравимет-рия, спектрометрия). Выяснение фракционного состава остаточной нефти возможно методом газовой хроматографии, но эта методика аттестована только для воды. Для этих целей необходимо утвердить методику исследования почвы, провести работу по изучению токсичности тяжелых фракций нефти для обоснования корректировки нормативов допустимого содержания нефти в почве после рекультивации по фракционному составу.
Суть выполняемых рекультивационных работ состоит в ускорении процессов естественного самоочищения почв, максимальной мобилизации внутренних ресурсов биогеоценозов на восстановление своих первоначальных функций при помощи комплекса различных агротехнических и агрохимических мероприятий.
Их целью является снижение содержания нефти в почвах нефтезагрязненных участков до допустимых пределов, при которых возможно развитие, рост и размножение основных компонентов почвенных и наземных биоценозов, и формирование на нарушенной поверхности стабильного гус-того растительного покрова.
Основы применения данного метода на территории республики, используемые Обществом в рекультивационной практике, достаточно подробно изложены в типовом проекте по рекультивации загрязненных и механически нарушенных земель, разработанный ФГОУ ВПО «ИжГСХА» и получивший положительное заключение Государственной экологической экспертизы.
Время начала работ по рекультивации загрязненных земель и технологии рекультивации в настоящее время законодательно не регламентированы, но Общество придерживается требований утвержденного типового проекта, в том числе агрономических и лесохозяйственных нормативов.
По сочетанию факторов, лимитирующих биологическое разложение нефти в почве, практически каждый нефтезагрязненный участок индивидуален. Более того, часто даже в пределах одного участка наблюдаются значительные вариации сочетаний факторов. Поэтому проведению рекультивационных работ обычно предшествует изучение нефтезагрязненного участка земель, которое позволяет получить объективную картину всех параметров, определяющих в последствии разбивку на рабочие выделы, выбор и порядок выполнения рекультивационных мероприятий по каждому из них, в том числе с учетом требований собственников земельных участков.
На основании полученных данных разрабатывается проект (индивидуальный, групповой), а при наличии у Общества типового проекта рекультивации — план производства работ. В связи с ликвидацией в 2008 году Института экологической экспертизы в области проектов рекультивации, действующими нормативными актами допускается согласование проектов с собственниками земельных участков.
Для того чтобы найти оптимальное технологическое решение по рекультивации загрязненных нефтью земель, заинтересованные лица (проектировщики) должны знать характеристику участка, количественные параметры разлива, реально представлять себе качественные изменения, происходящие в почве под действием нефти, почвенные, климатические, гидрологические условия, в которых будут проходить процессы деградации токсических компонентов.
В настоящее время на территории республики нормативы допустимого остаточного содержания нефти в почве не утверждены.
В соответствии с Временными рекомендациями по разработке и введению в действие нормативов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ, утвержденными Приказом МПР РФ от 12 сентября 2002 года № 574 на территории субъектов РФ, в которых в установленном порядке не введены в действие нормативы ДОСНП, по согласованию с территориальными органами МПР РФ могут быть использованы соответствующие значения нормативов ДОСНП других регионов, исходя из однотипности биоклиматических и ландшафтно-литологических условий, либо соответствующее обоснование допустимого уровня остаточного загрязнения должно содержаться в проекте рекультивации нефтезагрязненных земель.
Проекты нормативов ДОСНП (отдельные или совокупность значений допустимого остаточного содержания в почвах нефтей и продуктов их трансформации) с пояснительными материалами представляются для согласования в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальные органы МПР РФ.
К пояснительным материалам прилагаются не менее трех заключений или отзывов организаций, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в результате которой сущес-твует риск загрязнения земель нефтью и нефтепродуктами.
Согласованные на региональном уровне проекты нормативов ДОСНП направляются в МПР РФ. Получившие положительное заключение МПР РФ проекты нормативов ДОСНП в установленном порядке представляются на государственную экологическую экспертизу в территориальные органы МПР РФ в субъектах Российской Федерации, а затем утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и вводятся в действие на территории конкретного субъекта Российской Федерации с начала следующего календарного года на срок не менее трех лет.
Введенные в действие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативы ДОСНП по представлению территориальных органов МПР РФ приказом МПР РФ включаются в федеральный реестр нормативов ДОСНП.
Ведение по установленной МПР РФ форме реестра нормативов ДОСНП, введенных в действие на территории субъектов Российской Федерации, а также реестра аттестованных в установленном порядке методик определения содержания в почве нефти и продуктов ее трансформации осуществляет организация, уполномоченная МПР РФ. В настоящее время такие методики отсутствуют, и учет уполномоченным органом не осуществляется.
Таким образом, с учетом настоящего положения дел в области охраны земель перед Обществом стоит важная и ответственная задача по сохранению и обеспечению оборотоспособности земель, подвергшихся негативному воздействию в результате хозяйственной деятельности.
Осуществление мониторинга за соблюдением требований технологичес-кого процесса в нефтепромысловой деятельности, проведение производственного экологического контроля и мониторинга за объектами природопользования позволяют Обществу добиваться поставленных целей.