Росприроднадзор по ПФО: объем сброса загрязненных сточных вод снижается
ПОДЪЯЧИХ Татьяна Ивановна
начальник отдела надзора за водными ресурсами и экологического контроля департамента Росприроднадзора по Приволжскому Федеральному Округу
Номер журнала:
Рубрика:
Тем не менее объем сброса загрязненных сточных вод в регионе, хоть и небольшими темпами, но снижается. За один только 2010 г. он составил чуть более 375 млн куб. м., что по сравнению с 2009 г. меньше на 16 млн куб. м. О водоохранной обстановке в Нижнем Новгороде и окрестностях мы беседуем с Татьяной Подъячих, начальником отдела надзора за водными ресурсами и экологического контроля департамента Росприроднадзора по ПФО.
- Татьяна Ивановна, какие объекты контролирует Росприроднадзор?
- Федеральному государственному экологическому контролю подлежат все объекты хозяйственной и иной деятельности, независимо от формы их собственности. Их перечень утвержден постановлением № 285 Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. В соответствии с «Планом мероприятий Минприроды России по реализации Водной стратегии РФ на период до 2020 г.», мы осуществляем контроль за использованием и охраной водных объектов в части предупреждения негативного воздействия вод, соблюдения особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
По данным 2011 г., на территории Нижегородской области насчитывалось 184 предприятия, пользующихся поверхностными водными объектами для сброса сточных вод. Из них 94 подлежит федеральному контролю, и только 45 из них имеют биологические очистные сооружения. Самые крупные водопользователи, осуществляющие забор и сброс сточных вод в водные объекты – это ОАО «ТГК-6», ООО «Автозаводская ТЭЦ», ОАО «Нижегородский водоканал», ОАО «ДВК» (Дзержинск), ОАО «Волга» (Балахна), ООО «Экологический инвестор» (Кстово).
- В чьем ведении находятся водозаборные сооружения, расположенные на водных объектах и являющиеся источником питьевого водоснабжения?
- Водозаборные сооружения Нижнего Новгорода (на реках Оке и Волге) находятся на балансе ОАО «Нижегородский водоканал», ОАО «Нижегородский машиностроительный завод» и ООО «Заводские сети». В Кстово ими ведает ОАО «ЭКОИН-НОРСИ», в Балахне – ОАО «Волга» и МП «Водоканал».
- Как они справляются со своими обязанностями?
- Об этом говорят результаты надзорных мероприятий. Например, в ходе проверки, проведенной в сентябре 2010 г., было установлено, что ОАО «Нижегородский водоканал» производит сброс сточных вод после водопроводных станций в поверхностные водные объекты (реки Оку и Черную) без очистки, превышая концентрацию загрязняющих веществ. Так, в одном из стоков мы зафиксировали превышение по алюминию в 46 раз, а по взвешенным веществам – в 7,4 раза. В данном случае мы констатировали несоблюдение установленных нормативов сброса, что является нарушением ст. 39 п. 2 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 6 ст. 56., п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного Кодекса РФ.
В реке Черной ниже выпуска сточных вод с Ново-Сормовской водопроводной станции отмечено увеличение содержания концентраций загрязняющих веществ по взвешенным веществам в 1,5 раза, по алюминию – вдвое. Данные сточные воды оказывают негативное влияние на водный объект, что является нарушением п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ.
- Что представляют собой эти стоки?
- Это технологическая вода, которая образуется при отстаивании в отстойниках, осветлителях, при промывке фильтров, а также дренажные воды от технологического оборудования.
- Что предпринимается, чтобы снизить негативное воздействие сточных вод на водные объекты?
- Например, ОАО «Нижегородский водоканал» к 2013 г. планирует ликвидировать три открытых выпуска в реки Оку и Черную. Затраты на этот водоохранный проект составят около 260 млн рублей. К сожалению, на других объектах вопрос ликвидации сброса стоков после промывки фильтров пока не решается.
Еще одной большой проблемой является несоблюдение режима зон санитарной охраны источников водоснабжения (ЗСО) второго и третьего поясов. Дело в том, что в этих зонах изначально размещены объекты, которые могут загрязнять источники водоснабжения, а именно: выпуски ливнестоков, промышленные предприятия, жилые дома и прочие организации. Поэтому так остро стоит вопрос эффективности работы очистных сооружений канализации.
И третья серьезная проблема – отсутствие в промышленно развитых городах области систем ливневой канализации с очистными сооружениями. Например, на территории Нижнего Новгорода сети ливневой канализации Автозаводского, Ленинского, Канавинского районов были переданы в безвозмездное пользование администрациям данных районов, в остальных же районах они являются, по сути, бесхозными. Все это приводит к тому, что сброс ливневых вод на городской территории осуществляется без очистки, через открытые выпуски в реки Ржавка, Борзовка, Варя, Параша, Левинка, Хальзовка, Черная и озеро Бурнаковской низины.
- Что делают предприятия города для улучшения качества вод поверхностных водных объектов?
- По результатам контрольно-надзорных мероприятий за 2011 г. мы выявили ряд предприятий, которые прекратили сброс сточных вод в поверхностные водные объекты. Например, ОАО «Завод Красная Этна» ликвидировало сброс в реку Ржавку, а объем сброса загрязненных сточных вод за год снизился на 22 тыс. м3. ОАО «Арзамасская войлочная фабрика» ликвидировала выпуск в реку Тешу ливневой канализации, которая была соединена с промышленно-бытовой канализацией. Объем сброса загрязненных сточных вод за год снизился на 15 тыс. м3, масса сброса загрязняющих веществ – на 5,4 т.
ООО «Экологический инвестор – НОРСИ» (Кстово) сократило объем сброса сточных вод в Волгу за счет увеличения объема воды, используемой в системе оборотного водоснабжения, на 3,4 млн в год. Масса сброса загрязняющих веществ сократилась на 18 т/год.
Масштабная работа была проведена и в 2010 г. По предписаниям, выданным нашим департаментом, объем сброса загрязненных сточных вод снизился на 127 тыс. м3. Например, ОАО «Завод им. Петровского» ликвидировало сброс производственно-ливневых сточных вод в реку Кову путем переключения их в сети городской канализации. На ОАО «Гидромаш» стоки от охлаждения уникального оборудования цеха № 2 были заключены в оборотную систему водоснабжения.
Также в 2008-2010 гг. был ликвидирован ряд выпусков сбросов сточных вод без очистки. Например, ООО «Заводские сети» устранило сброс производственно-ливневых сточных вод в объеме 6 313,2 тыс. м3/год в реку Оку путем переключения в сети канализации ОАО «Нижегородский водоканал». Затраты составили 6,3 млн рублей. ОАО «Нижфарм» ликвидировало выпуск сточных вод в поверхностный водоем – реку Кову, а МП «Нижегородское метро» убрало целых три выпуска дренажных вод в реку Борзовку. На ОАО «НАЗ Сокол» разработан и утвержден план мероприятий по охране водных объектов до 2013 г., в котором предусмотрена ликвидация одного из выпусков ливневых стоков в реку Варя объемом 315,4 тыс. м3/год.
- Насколько дорого обходятся предприятиям водоохранные проекты?
- Всего по результатам надзорной деятельности за 2011 г. природопользователи Нижегородской области израсходовали на выполнение водоохранных мероприятий 443 млн рублей, в 2010 г. – 580 млн рублей, а в 2009 г. – 303 млн рублей.
Насколько дорого обходятся данные программы предприятиям? Судите сами. ФГУП «ФНПЦ
НИИИС им. Ю.Е. Седакова» на выполнение строительно-монтажных работ локальных очистных сооружений ливнестоков израсходовало почти 43 млн рублей, ОАО «Завод им. Г.И. Петровского» потратило около 2,5 млн рублей на замену вакуумного фильтра обезвоживания осадка гальванических стоков после нейтрализации. ОАО «Полиграфкартон» (Балахна) внедрило технологию повторного использования оборотной воды, что обошлось в 324 тыс. рублей.
- Часты ли случаи самовольного использования водного объекта в промышленных и предпринимательских целях?
- Такие факты есть. В результате неоднократных рейдовых обследований водоохранных зон Волги в районе Гребного канала наши инспекторы зафиксировали самовольное пользование водным объектом: ООО «Саввой», ОАО «ВИД», ОАО «РосОргстрой» без разрешительных документов разместили на акватории дебаркадеры. Это является нарушением требований п. 2 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ и п. 9 ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. Нарушителям были выданы предписания об оформлении разрешительных документов на пользование водным объектом с конкретным сроком исполнения.
Однако предписания не были выполнены. Тогда департамент подал в арбитражный суд исковые требования об освобождении береговой полосы и акватории водного объекта указанными водопользователями. По всем четырем случаям были получены положительные решения суда.
- Что более всего мешает чистоте водных объектов?
- Таких факторов несколько. Во-первых, это моральный и физический износ очистных сооружений и оборудования, низкий уровень эксплуатации сооружений. Во-вторых, недостаточное финансирование водоохранных и водохозяйственных мероприятий и финансовая несостоятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства. В-третьих, это нарушение режима использования земельных участков, самовольное занятие их в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов. В-четвертых, это отсутствие в городах и в промышленно развитых районных центрах систем ливневой канализации с очистными сооружениями.
- Какие пути преодоления проблем вы видите?
- Необходима реализация ряда мероприятий. Во-первых, это разработка долгосрочной Федеральной программы по реконструкции и новому строительству очистных сооружений сточных вод с внедрением на них современных технологий по глубокой очистке стоков.
Во-вторых, это совершенствование экономических механизмов водопользования, повышающих заинтересованность водопользователей в реконструкции и строительстве новых очистных сооружений канализации.
В-третьих, это ликвидация выпусков сбросов сточных вод без очистки. Для этого необходимо ввести на предприятиях оборотные системы водоснабжения и переключения их в сети канализации.
В-четвертых, это строительство систем ливневой канализации с очистными сооружениями на выпусках поверхностных сточных вод в промышленных центрах, расположенных на водных объектах, являющихся источниками питьевого водоснабжения.
И, в-пятых, это подъем и утилизация затонувших и брошенных судов, а также проведение работ по обустройству водоохранных зон и прибрежных защитных полос.