Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Обезвреживание территории после уничтожения химоружия

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Институт прикладной механики УрО РАН:
ПЕТРОВ
Вадим Генрихович,
ведущий научный сотрудник, д.х.н.
НАБОКОВА
Олеся Станиславовна,
ведущий специалист АУ «Управление
Минприроды УР», аспирант
Региональный центр СГЭК и М по УР:
ФРИЗОРГЕР
Герман Германович,
исполнительный директор

В дальнейшем предполагается использовать производственные помещения, вспомогательное и контролирующее оборудование, технологическую инфраструктуру объектов. Оборудование основной технологической линии, находившееся в непосредственном контакте с отравляющими веществами, будет демонтировано. Кроме того, необходимы работы по приведению состояния окружающей среды промышленных зон (ПЗ), зон защитных мероприятий (ЗЗМ) и санитарно-защитных зон (СЗЗ) объектов по УХО, завершивших свое функционирование, в соответствие с экологическими и санитарно-гигиеническими требованиями [1,2]
Согласно СНиП 11-02-96 [3], технический отчет по результатам инженерно-геологических изысканий для ликвидации объектов (санации территории), как правило, должен содержать:
1) результаты исследований по выявлению наличия загрязняющих веществ в геологической среде, опасных для здоровья населения;
2) данные по обследованию состояния почвенного слоя;
3) результаты изысканий грунтовых строительных материалов и (или) материалов для рекультивации земель после ликвидации объекта;
4) оценку опасности и риска от ликвидации объекта;
5) рекомендации по хозяйственному использованию и инженерной подготовке территории, утилизации и нейтрализации материалов, опасных для здоровья населения, образующихся при ликвидации зданий и сооружений, по рекультивации земель, в том числе замене грунтов и почв на отдельных участках территории, ее осушению и охране геологической среды.
Предотвращение опасности, исходящей от загрязненных почв и земель, чаще всего обеспечивается их сбором и вывозом на полигоны твердых бытовых отходов с последующей укладкой привозных, экологически чистых почв и грунтов. Но данный метод является довольно затратным как с экономической, так и с экологической точки зрения.
Также возможно проведение комплекса технологических, физико-химических и биологических мероприятий по санации (детоксикации) загрязненных почв и земель.
Одним из критериев при выборе мероприятий по санации и рекультивации земель является характер распространения загрязняющих веществ, геологическая и гидрогеологическая обстановка на обследуемой территории.
Должна осуществляться следующая последовательность действий (см. рисунок):
1. Для определения необходимости проведения санации ПЗ, ЗЗМ и СЗЗ завершивших свое функционирование объектов по УХО используются данные о состоянии территории, уровне и характере ее загрязнения.
2. Если санация необходима, то определяются границы ее проведения, проводится уточнение и дополнение информации, полученной на первом этапе, и производится оценка различных методов проведения работ по приведению состояния территории в соответствие с экологическими и санитарно-гигиеническими требованиями с выбором наиболее экологически и экономически приемлемых мероприятий.
3. Составляется план санации, который согласуется надзорными организациями.
4. В соответствии с согласованным планом проводится санация.
Первый пункт действий, предшествующих санации территории, не представляет больших проблем, так как необходимую информацию можно получить из:
• технико-экономических обоснований (ТЭО), разработанных перед строительством объектов по УХО;
 • отчетов по производственному и государственному экологическому контролю и мониторингу территорий СЗЗ, ЗЗМ и ПЗ, проводимых при осуществлении работ по уничтожению химического оружия на объектах;
• результатов фоновых обследований рассматриваемых территорий, проведенных до начала строительства объектов по УХО;
• ТЭО, разработанных для объектов новой хозяйственной деятельности, на которую планируется перепрофилировать бывший объект по УХО.
При необходимости проводятся дополнительные исследования. В настоящее время собирается необходимая информация (данные комплексного экологического обследования территории ПЗ по всем средам и экологического мониторинга территории ЗЗМ) по объекту 1203 г. Камбарка Удмуртской Республики.
Решение о необходимости санации принимается, исходя из ее основной цели: предотвращения негативного воздействия загрязнения на окружающую среду, работников нового предприятия и жителей населенных пунктов, находившихся в ЗЗМ бывших объектов по УХО.
При условии, что территория не загрязнена и не представляет опасности для людей и окружающей среды, в санации  необходимости нет, в противном случае – производится выбор метода проведения санации (рекультивации).
При выборе метода санации целесообразнее всего разрабатывать несколько  концепций ее реализации с учетом специфических особенностей загрязнителей и путей их миграции.
По вопросу санации загрязненных территорий существует два основных подхода, приведенных в таблице. Первый направлен на закрепление загрязнителей, перевод их в нерастворимые в воде и недоступные живым организмам формы (локализация). Второй подход основан на очищении территории от загрязнителя путем извлечения загрязняющего вещества с помощью растений, удаления верхнего загрязненного слоя почвы, физико-химических мероприятий и т.п. (деконтаминация) [4,5].
Не всегда выявление наиболее эффективных методов санации возможно при сравнении имеющихся данных, и необходим сбор дополнительной информации, проведение предварительных опытных (лабораторных) экспериментов. Основное требование –  эксперименты следует проводить в условиях, максимально приближенных к естественным условиям территории, которой необходима санация. Сложности могут возникнуть и при  выборе оптимального сочетания «цена-качество».
И, наконец, когда метод санации выбран – проводится разработка плана санации, который должен содержать информацию, полученную в ходе реализации предыдущих этапов работы, предшествующих санации: данные о территории, на которой расположен перепрофилируемый объект, уровне и характере ее загрязнения, результаты выбора способа санации с описанием рассмотренных вариантов и, конечно, подробным изложением этапов выбранного способа санации территории. Также план санации должен содержать расчеты материальных затрат на санацию и эффективности природоохранных мероприятий, описание мер по обеспечению техники безопасности и контроля проводимых мероприятий.
Далее план санации согласуют с надзорными органами. В нашем случае, когда речь идет о санации территории ПЗ, ЗЗМ и СЗЗ при выводе из эксплуатации опасных производственных объектов химического профиля, согласующими организациями являются Управление Ростехнадзора, Управление Росприроднадзора, Управление по недропользованию, Минприроды и Минздрав соответствующего субъекта РФ.
С учетом рекомендаций, полученных от надзорных органов при согласовании плана санации, составляется проект санации.
При выполнении мероприятий по санации (рекультивации) обязательным является организация системы мониторинга за их эффективностью (программа мониторинга окружающей среды должна быть согласована Центром по гидрометеорологии и  мониторингу окружающей среды соответствующего субъекта РФ). Результаты мониторинговых исследований покажут, насколько эффективны мероприятия по санации территории, помогут сделать выводы о необходимости внесения корректировок в проект санации. 

Литература
1. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 (ред. от 14.03.2009) N 7-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 21.08.2009.
2. О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 16 мая 2005 г. N 303 (ред. т 13.03.2008 N 169) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 21.08.2009.
3. СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения.    (утв. постановлением Минстроя РФ от 29 октября 1996 г. N 18-77 (Приняты и введены в действие с 1 ноября 1996 г. Взамен СНиП 1.02.07-87).
4. Липанов А.М., Петров В.Г., Трубачев А.В. Решения по снижению количества и обезвреживанию промышленных отходов в Удмуртской Республике // Вестник ИжГТУ.  2006.  №4.  С.9-17.
5. Методические рекомендации по оценке экологического состояния высвобождаемых промышленных площадок и разработке плана санации. Комитет по природопользованию, ООС и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга. С.Петербург: Российский геоэкологический центр, 2005. 53 с.

Все статьи рубрики