Метановая революция
В Москве из-за взрыва баллона с метаном на крыше пассажирского транспорта пострадали двое прохожих (май 2013 года).
Номер журнала:
Рубрика:
В транспортной системе России началась метановая революция. По решению Правительства России наметился перевод значительной части государственного и муниципального, в том числе общественного транспорта на метановое газомоторное топливо. Но кроме сети автозаправок и технологических сервисов должна быть создана и эффективная система безопасности, основным элементом которой должна стать единая система учета и контроля баллонного хозяйства. Когда несколько миллионов контрафактных баллонов с компримированным взрывоопасным газом под давлением 200-250 атмосфер окажется на дорогах, возникнет множество проблем: во-первых, социальных, во-вторых — репутационных, для власти.
В открытых источниках вопрос о безопасности компримированного топлива практически не обсуждается. В Интернете удалось найти видео, где финский актер Вилли Хаапсало сравнивает надежность пропановых, метановых баллонов и классических бензобаков. Еще одна статья двухлетней давности (журнал «Автогазозаправочный комплекс + Альтернативное топливо», (№ 1 (55), 2011 год) посвящена тому, как организовать нормативно-правовое регулирование газомоторной отрасли. Скудность источников говорит о том, что пока никто не осознает серьезность проблемы.
Основная задача —
контроль над состоянием
газомоторного оборудования
Метан, будучи природным газом, является один из самых дешевых видов топлива. Это фактически готовый продукт, который напрямую из скважины можно закачивать в топливные баллоны, установленные на автомобилях. Пропан — еще один вид газомоторного топлива. В отличие от метана, он также является продуктом нефтедобычи. Его получают при утилизации ПНГ, что, как правило, является достаточно дорогостоящей мерой. Единственное техническое преимущество пропана перед метаном — способность перехода в жидкое состояние при обычной температуре. Метан переходит в жидкое состояние только при охлаждении до -162 °C. В промышленности и транспортной сфере используется не сжиженный, а компримированный метан, закачанный под давлением 200-250 атмосфер в металлические, металлопластиковые или композитные баллоны. С учетом того, что метан легче воздуха и при небольших утечках рассеивается в окружающей среде, риски относятся к качеству самих автомобильных баллонов и организации контроля при их эксплуатации.
А существует ли проблема?
На самом деле риски, связанные с газомоторным топливом, не надо преувеличивать, но и недооценивать их тоже не стоит.
Баллон с компримированным газом, закачанным под давлением в 200-250 атмосфер, является опасным производственным объектом, поэтому их производители и организации, осуществляющие монтаж, попадают в сферу интересов Ростехнадзора в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03), а также ряда других отраслевых документов. И хотя требования по регистрации баллонов в Ростехнадзоре и в Государственном реестре ОПО существуют, это уже говорит о рисках.
Подтверждается этот тезис и взрывами метановых баллонов на автотранспорте. Один из нашумевших случаев — инцидент в Москве, произошедший в мае текущего года. Он имел даже политическую окраску, поскольку взрыв произошел в День Победы.
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, подписав в мае текущего года распоряжение Правительства РФ № 767-р, ускорил перевод государственного и муниципального транспорта на компримированный газ. Сельскохозяйственные и промышленные предприятия за счет установки газомоторного оборудования на устаревший автопарк элементарным образом решают проблему обеспечения экостандарта «Евро-4». С учетом падения спроса на европейском рынке на российский газ отечественный рынок и газомоторная тематика стали интересными и для ОАО «Газпром».
Активную политику по газомоторной тематике реализуют и в Татарстане. «КАМАЗ» и «АВТОВАЗ» заявили о том, что готовят к производству автомобили, работающие на метане.
Но еще раз напомним, что в России нет единой системы надзора над эксплуатацией газомоторного оборудования и баллонов. Есть некоторые отдельные, не связанные между собой элементы. Так, надзорные органы контролируют производство баллонов и хозяйственных субъектов, осуществляющих монтаж газомоторного оборудования на транспорт, при этом не контролируется, что импортируется из-за границы. Кроме того, ни организации, занимающиеся техническим осмотром автотранспортных средств, ни страховщики, ни автозаправочная инфраструктура, ни надзорные органы не владеют информацией, где и как эксплуатируется то или иное газомоторное оборудование.
Мы видим, что есть проблемы, но их решение тоже существует.
Международный опыт
и предложения
Нет никакой необходимости изобретать велосипед. Есть страны с развитой метановой отраслью и с соответствующей практикой. Необходимо элементарно адаптировать ее к российской действительности и создать единую электронную базу, где будет фиксироваться все, что происходит с газомоторным оборудованием, начиная от производства (или ввоза в страну) и заканчивая периодическим техническим осмотром и испытаниями.
Интересен опыт Аргентины, где эксплуатируется около 2 млн автомобилей, работающих на метане, и где не было ни одного взрыва баллонов в течение последних 9 лет. Именно в такой период в стране действует программа по созданию единого реестра газобаллонного оборудования, эксплуатируемого в транспортном секторе.
Система контроля полностью справляется с задачей безопасной эксплуатации миллионов баллонов. Весь жизненный цикл баллона надежно контролируется и находится в рамках установленных правил.
Система контроля выглядит так:
- основу составляет Единая национальная организация по контролю за газом, содержащая Центральную электронную базу данных по всем контролируемым объектам;
- все метановые баллоны, как производимые внутри страны, так и импортируемые, ставятся на учет в центральную базу по единой форме;
- сервисные компании, осуществляющие монтаж баллонов и газобаллонное оборудование на транспортные средства, вносят данные об установке оборудования в центральную базу;
- все транспортные средства помечаются сервисными компаниями голографической наклейкой на переднем стекле, свидетельствующей об исправности оборудования.
- владелец транспортного средства обязан проходить ежегодный техосмотр газобаллонного оборудования и наклеивать новое свидетельство (на лобовое стекло). АЗС не имеют права заправлять автомобиль без такого свидетельства;
- при наступлении срока переосвидетельствования баллоны демонтируются и проверяются по единому регламенту в сертифицированных мастерских. Информация — электронный отчет — направляется в Центральную электронную базу данных.
Эта достаточно понятная и зарекомендовавшая система позволит решить комплекс проблем, связанных с безопасностью эксплуатации газобаллонного оборудования в России при реализации государственных инициатив.