В Татарстане реализуются транспортные и инфраструктурные проекты, повышающие экологический рейтинг региона
САФИН Ленар Ринатович
министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан
Номер журнала:
Рубрика:
Республика Татарстан вновь подтверждает статус территории, в рамках которой успешно реализуются уникальные инфраструктурные проекты, в том числе ориентированные на решение экологических проблем дорожно-транспортного комплекса.
Накануне профессионального праздника работников дорожного хозяйства и автомобильного транспорта министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Сафин Ленар Ринатович рассказывает о развитии транспортной отрасли региона.
– Ленар Ринатович, расскажите, пожалуйста, об итогах подготовки объектов транспортной инфраструктуры к XXVII Всемирной летней Универсиаде в г. Казани.
– Совсем недавно в г. Казани завершилась XXVII Всемирная летняя Универсиада, ставшая крупнейшим международным спортивным событием в истории современной России и признанная самой лучшей в истории игр. К играм построены и реконструированы 21 городская дорога общей протяженностью 65,1 км, 11 транспортных развязок, 41 пешеходный переход (23 подземных и 18 надземных), проведен капитальный и текущий ремонты 132 городских улиц общей протяженностью 138,2 км.
Модернизирован международный аэропорт «Казань». В настоящее время здесь работает новый пассажирский терминал 1А площадью более 19 тыс. м2. Реконструирован старый терминал 1. Эти два терминала могут обслуживать до 2,5 миллионов пассажиров в год. Построен командно-диспетчерский пункт. В июне сдана в эксплуатацию новая взлетно-посадочная полоса, способная принимать самые большие в мире самолеты, вплоть до аэробусов А380.
К Универсиаде в Республике Татарстан реализованы два проекта ОАО «РЖД» — в мае запущена интермодальная ветка, и теперь всего за 20 минут можно доехать из аэропорта до железнодорожного вокзала в центре г. Казани. Также построен транспортно-пересадочный узел «Казань-2». Он принимает и отправляет пассажирские поезда транзитного назначения и поезда пригородного сообщения. Введены три новые станции метро: «Яшьлек» («Юность»), «Северный вокзал» и «Авиастроительная». Сейчас можно сказать, что г. Казань стал городом совершенно иного масштаба. Таких объемов строительства в самые сжатые сроки мы не видели никогда. После завершения Универсиады горожане получили новые, современные спортивные и социальные объекты, уникальную транспортную инфраструктуру.
– Какие проекты в транспортном комплексе Республики Татарстан сейчас реализуются?
– Мы не останавливаемся на достигнутом и ставим перед собой новые задачи. В сфере железнодорожного транспорта — это реализация проекта организации кольцевого железнодорожного сообщения вокруг города как одного из элементов транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу 2018 года. Кольцевое движение, по сути, будет представлять систему наземного метро. Оно позволит мотивировать население на использование общественного транспорта взамен личного автомобиля, что существенно разгрузит улично-дорожную сеть г. Казани, обеспечит доступность объекта «Казань Арена» для зрителей и в целом положительно скажется на экологической обстановке в городе. В результате будет создана уникальная система городского общественного транспорта, способная увязать метро, городской и междугородний автомобильный транспорт, железнодорожное сообщение в дальнем и пригородном следовании, интермодальные перевозки. Республика Татарстан совместно с ОАО «РЖД» и Институтом «НижегородЖелДорПроект» уже приступили к проектированию.
Среди приоритетных проектов хочу назвать и строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань. Оно решает сразу несколько важнейших проблем социально-экономического характера: инициирует рост деловой активности в широком комплексе отраслей и развитие секторов экономики — туризма, торговли, транспорта, строительства, а также финансовой сферы, повышая доходы и уровень жизни населения. ВСМ — наиболее экологичный, всепогодный, удобный и энергоэффективный вид транспорта.
В сфере авиационного транспорта основной акцент будет сделан на дальнейшее развитие региональных авиаперевозок. Мы приобрели положительный опыт от реализации пилотного проекта в Приволжском федеральном округе, надеемся на продолжение данной программы в 2014-2015 годах. Это придаст стимул к развитию в ПФО и авиакомпаний, и аэропортов, так как с ростом пассажиропотока будет развиваться их инфраструктура, повышаться качество обслуживания.
Что касается автомобильного транспорта, то в 2013 году в РТ при поддержке ОАО «Газпром» принята государственная программа развития рынка газомоторного топлива до 2023 года. В ее рамках планируется перевести на использование газомоторного топлива 50 % общественного транспорта, 30 % коммунальной техники, 30 % строительной техники. Кстати, для транспортного обеспечения Универсиады были задействованы 130 единиц автобусов «НЕФАЗ» на газомоторном топливе. Для их обслуживания на заправках г. Казани была установлена передвижная автомобильная газозаправочная станция (ПАГЗ) на территории временного парка.
Анализ эксплуатации автобусов, работающих на газомоторном топливе, показал эффективность их использования. Общие затраты на топливо составили 1,68 млн рублей, что по сравнению с использованием дизельного топлива экономичнее более чем в два раза (3,45 млн рублей). Серьезных технических замечаний при эксплуатации не было. Это говорит о высокой надежности техники и возможности ее использования в России для перевозки пассажиров. Планируется расширить программу субсидирования на коммунальную, строительную и сельскохозяйственную технику. Потенциальный парк транспортных средств только в РТ составит более 34 тыс. автомобилей (автобусы — 6 тыс., грузовые — 13 тыс., спецтехника, тракторы — 13 тыс., коммунальная техника — 2 тыс. единиц).
Основная задача — модернизация общественного транспорта, в том числе путем обновления подвижного состава экологичными транспортными средствами. В РТ имеется положительный опыт эксплуатации электромобилей на территории деревни универсиады и экобуса в Нижнекамском ПАТП. Но есть и сдерживающий фактор для их использования — высокая стоимость и отсутствие инфраструктуры по зарядке и техобслуживанию. Но при условии софинансирования приобретения электроавтобусов РТ готов реализовать на своей площадке проект применения электрического транспорта для пассажирских перевозок.
Реализуются и крупные инфраструктурные проекты. Среди них — создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра с инфраструктурой, соответствующей высочайшим мировым стандартам. Проектный грузооборот — 14,6 млн т, площадь строительства — 193 га, стоимость проекта 19,9 млрд руб. С 2005 года реализуем проект «Строительство платной автомагистрали Шали (М-7) — Бавлы (М-5) в рамках международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай». Причем РТ — один из первых регионов, который оценил потенциал магистрали. Введен в эксплуатацию участок дороги протяженностью 40 км (Шали — Сорочьи Горы), сдан первый пусковой комплекс мостового перехода через р. Кама у села Сорочьи Горы. Завершаются работы по строительству второго пускового комплекса.
– В октябре вы отмечаете два профессиональных праздника. Ваши поздравления отраслевым работникам.
– Искренне поздравляю вас, коллеги и ветераны дорожно-транспортного комплекса, с этим датами! Благодаря вашему самоотверженному труду, профессионализму мы смогли добиться таких грандиозных результатов и поставить амбициозные задачи на будущее. Желаю вам и вашим близким крепкого здоровья, счастья и благополучия!