Возможна ли корреляция между экологией и техноемкими проектами: опыт регионов
МИННИХАНОВ Рустам Нургалиевич
президент Республики Татарстан
Номер журнала:
Рубрика:
Экологическую опцию в экономике регионов можно назвать уникальной. Природоохранный концепт — один из генеральных в политике субъектов. Однако, когда речь заходит о конкретных экоориентированных шагах, регионы уходят в тень. Такой эффект экологической апатии — не результат безответственности. Барьером для «зеленых» проектов, становится, как правило, финансовый компонент. Хорошо коррелирует с заявленной экологической ответственностью Республика Татарстан. Регион инвестирует в эффективный экологический сценарий, при этом в качестве приоритетных избираются инициативы, осуществляемые в рамках Года охраны окружающей среды.
Серьезную нагрузку на экологию создают такие развитые отрасли Республики Татарстан, как нефтедобыча и нефтепереработка, нефтехимия, машиностроение. Соответственно масштабам эковлияния регион вырабатывает современные, во многом уникальные механизмы снижения экологических угроз. Показательно, что менеджмент в этой сфере развивается с участием высшей школы, пулом научной элиты республики. Как пример здесь актуальны проекты, инициируемые Казанским федеральным университетом, в структурах, относящихся к инновационной среде «Сколково».
В частности, высоко оцениваются Президентом РТ Рустамом Миннихановым разработки, касающиеся природоохранной деятельности в нефтегазовой отрасли. По большей части это проекты, обеспечивающие 95 %-ный уровень утилизации попутного нефтяного газа, внедрение современного оборудования, произведенного с учетом снижения нагрузки на окружающую среду. Серьезного внимания достойны проекты, повышающие качество выпускаемых моторных топлив. В целом по этому направлению перспективны программы, поддерживаемые в республике, которые касаются внедрения транспорта, работающего на газомоторном топливе, ограничения эксплуатации неэкологичного транспорта.
Практически все крупные промышленные предприятия, формирующие в том числе и нефтехимическую отрасль, довольно системно работают над созданием и претворением в жизнь корпоративных программ, лоббирующих экологические интересы региона. Программные механизмы учитывают специфику производственной деятельности предприятий, современные опции в системе природоохранного управления. Кроме того, компании исходят из того, что экологически вредные производства, как правило, не только представляют особую опасность — их развитие, очевидно, финансово невыгодно и бесперспективно с точки зрения профессиональной репутации.
Соответствующий контроль над внедрением таких проектов осуществляется со стороны Правительства РТ, причем при непосредственном участии главы республики, а также надзорных структур и ведомств, проводящих весьма жесткую политику контроля и надзора.
Одной из составляющих в системе рисков, которые могут оказать влияние на природоохранный компонент, являются нефтеперерабатывающие заводы. На многих НПЗ, действующих в России, не решен комплекс проблем, среди которых — ликвидация шламонакопителей, иловых карт, представляющих опасность для окружающей среды. Наиболее сложная ситуация складывается, прежде всего, там, где нефтеперерабатывающие заводы расположены в черте городской застройки. Последствия загрязненных нефтепродуктами экосистем проявляются в токсическом воздействии на прилегающие территории, санитарные условия жизни, а также здоровье людей.
Для того чтобы обеспечить экологическое равновесие, предприятия Республики Татарстан, занимающиеся нефтепереработкой, внедряют механизмы природоохранного характера, причем ориентируются на комплексный подход в сфере риск-менеджмента. В частности, решаются задачи очистки геологической среды от нефтяного загрязнения, принимаются меры, предупреждающие утечки углеводородов, осуществляются шаги по очистке территорий. В целом компании данного профиля внедряют цикл технических и профилактических мероприятий, обладающих потенциалом для предотвращения возможных угроз.
Как бы ни парадоксально это звучало, но, согласно известному выражению, путь к инновациям лежит через катаклизмы, конечно, определенного характера, ориентированные на качественный результат. Это говорит о том, что форсированно перейти на новый уровень развития можно, лишь преодолевая самые серьезные вызовы и устраняя нерешаемые ранее задачи.
Для экологии это как нельзя актуально. При управлении экологическими проблемами важен не механический сценарий решения. На первый план выходит активная роль государства и гражданского общества, причем с высокой инициативностью сторон. По сути, создается новый эффект, требующий «репрессивного» сценария развития, репрессивного с положительным пониманием слова — это система, создающая драйвер для ускоренного экологического роста.
Такая политика вполне применима к управлению рисками в нефтегазовом секторе, также она подходит для решения многих других природоохранных проблем.
Основные приоритеты в системе дальнейшего развития экологической стратегии республики связаны со стратегическими направлениями. В их числе — снижение техногенной нагрузки на атмосферный воздух; охрана и рациональное использование водных ресурсов; повышение эффективности системы обращения с отходами. Кроме того, значительное внимание планируется уделить повышению экологической культуры населения, привлечению общественных объединений и молодежного кластера к решению экологических проблем. Масштабные усилия будут приложены и в секторе повышения эффективности инвестиционной деятельности — это создаст новый формат для решения вопросов, направленных на охрану окружающей среды.