Актуальные аспекты обеспечения экологической безопасности водных ресурсов в Нижегородской области
ШАТАЛОВ Анатолий Алексеевич
начальник Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу
Номер журнала:
Рубрика:
В соответствии с действующим законодательством на всех водопользователей возлагается обязанность сокращать изъятия и потери воды, не допускать засорения, истощения и загрязнения водных объектов. Однако далеко не все природопользователи в должной мере следуют букве закона. Как следствие, качество вод поверхностных водных объектов на сегодняшний день является значительной экологической, социально-экономической и санитарно-гигиенической проблемой.
В целом по итогам 2013 года водоотведение в Нижегородской области составило 1071,54 млн м3. При этом доля нормативно-чистых вод — 49,8 %, нормативно очищенных стоков — всего 1,2 %, недостаточно очищенных сточных вод, поступивших в поверхностные водные объекты, — 46,8 %. Совсем без очистки сбрасывается порядка 2 % сточных вод (22,66 млн. м3).
В то же время, несмотря на значительные объемы сбросов, стоит отметить позитивную тенденцию, выраженную в семипроцентном (7 %) снижении данного показателя в сравнении с 2010 годом.
Основное влияние на поверхностные водные объекты традиционно оказывают топливно-энергетический комплекс и жилищно-коммунальное хозяйство, а также химические, нефтехимические, металлургические и машиностроительные предприятия.
Так, основными источниками загрязнения р. Волга, на территории Нижегородской области являются: ОАО «Нижегородский Водоканал», на долю которого приходится 60 % всего объема сброса загрязненных сточных вод, ОАО «Дзержинский водоканал», ОАО «Волга» (г. Балахна), ОАО «Выксунский металлургический завод», ОАО «Заволжский моторный завод», ООО «ЭКОИН-НОРСИ» (г. Кстово).
За последние три года (с 2010 по 2013 гг.) Департаментом Росприроднадзора по ПФО были проведены проверки четырех предприятий из числа основных загрязнителей. В результате на каждом из них были выявлены превышения нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами, что, естественно, не могло не отразиться на качестве воды в реках.
Наиболее крупные объемы загрязняющих веществ — это хлориды, сульфаты, сульфиды, нитраты, нитриты, азот аммонийный, фосфаты, железо, магний, нефтепродукты, взвешенные вещества и СПАВы. Высокий процент сброса сточных вод обусловлен, как правило, моральным и физическим износом существующих очистных сооружений коммунальной сферы, а также недостаточными инвестициями в их содержание и модернизацию.
Биологические очистные сооружения, построенные в основном в 70-х годах прошлого века, не отвечают современным природоохранным требованиям. Порядка 30 % из них имеют срок эксплуатации от 30 до 50 лет. По проектам имеющихся БОС очистка предполагает максимум по восьми ингредиентам, тогда как в решении на водопользование устанавливаются нормативы, как правило, по 28. Существующие очистные сооружения заведомо неспособны очистить поступающие стоки с нормативным качеством.
Комплексно решить данную задачу можно с помощью региональных целевых программ по реконструкции и новому строительству очистных сооружений сточных вод с внедрением на них современных технологий по глубокой очистке стоков за счет всех источников финансирования. Пока они есть далеко не везде. Тем не менее добиваться реализации таких региональных программ – одна из приоритетных задач Департамента Росприроднадзора по ПФО.
Отметим, что свою деятельность по надзору за состоянием водных ресурсов специалисты Департамента осуществляют в соответствии с существующими полномочиями, а также во исполнение плана мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.
Кроме проведения комплексных проверок соблюдения требований природоохранного законодательства в нашем арсенале административные расследования, а также внеплановые проверки, позволяющие оперативно реагировать на происходящее в регионе. Основанием для таких проверок могут стать обращения граждан, СМИ, информация от органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно отчетным данным за 9 месяцев 2014 года Департаментом Росприроднадзора по ПФО проведено 134 проверки хозяйствующих субъектов, 44 из них по водному контролю. В результате выявлено в общей сложности 33 нарушения требований водного законодательства.
К административной ответственности привлечено более 70 юридических, должностных лиц и граждан. По итогам проверок наложено штрафов на сумму 2,5 млн рублей. За причинение вреда водным объектам в результате хозяйственной деятельности предъявлено претензий на возмещение ущерба в размере 120,4 млн рублей.
Как правило, в ходе проводимых надзорных мероприятий выявляются следующие основные нарушения:
- ограничение доступа к водному объекту при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в водоохранной зоне, складирование отходов производства, бытового мусора на площадке, не оборудованной сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения и засорения вод;
- отсутствие у предприятий разрешительной документации на сброс сточных вод;
- сброс с превышением утвержденных нормативов;
- отсутствие разрешительной документации при заборе (изъятии) водных ресурсов из поверхностных водных объектов.
Как показывает практика, сегодня оформление разрешительных документов на сброс в водный объект — достаточно трудоемкий и затратный процесс. Поэтому водопользователю проще заплатить максимальную ставку штрафа, чем работать в соответствии с природоохранным законодательством РФ.
Для исправления ситуации необходимо, с одной стороны, упростить процедуру оформления разрешительных документов на право пользования водными объектами, а с другой — повысить значимость наличия этих разрешительных документов, иными словами, максимально увеличить размер штрафа за их отсутствие.
Эффективной мерой экономического воздействия на сегодняшний день является предъявление ущербов.
Так, в конце 2013 года в результате многочисленных прорывов канализационных труб ОАО «Волга» (г. Балахна) был нанесен значительный ущерб окружающей среде региона. По итогам проведенных расследований к административной ответственности были привлечены должностные лица компании. Сумма наложенных штрафов в общей сложности составила 191,5 тыс. рублей, а в 2014 году ОАО «Волга» был предъявлен ущерб, нанесенный почвам вследствие химического загрязнения, который составил 1 млн 404 тыс. рублей.
В июле 2013 года внештатная ситуация произошла на ОАО «Нижегородский водоканал». В ходе проведения административного расследования было установлено, что произошло аварийное отключение электроснабжения Нижегородской станции аэрации, в связи с чем вышел из строя блок биологической очистки. В сложившейся ситуации Нижегородским водоканалом не были приняты все необходимые меры по соблюдению правил водопользования, что повлекло загрязнение реки Волга. По результатам анализов проб, проведенных лабораторией ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО», содержание загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водный объект, значительно превышало установленные нормативы. Недостаточно очищенные сточные воды с очистных сооружений ОАО «Нижегородский водоканал» поступали в р. Волгу в течение следующих трех дней, тем самым был нанесен значительный вред окружающей среде. За совершение данного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, на ОАО «Нижегородский водоканал» был наложен штраф в размере 30 тыс. рублей, а в 2014 году предприятию предъявлен ущерб, который составил 120 млн 416 тыс. 269 рублей.
Еще одна причина неблагополучного состояния поверхностных водных объектов заключается в недостаточном вовлечении воды в оборотные и повторно-последовательные системы. В 2013 году объем повторного и оборотного использования в Нижегородской области составил 1515,48 млн м3. В то же время в поверхностные водные объекты было сброшено более 533 млн м3 так называемых нормативно-чистых вод. Данный объем водопотребления также может быть заменен системами оборотного водоснабжения. Это серьезный потенциал, который не должен упускаться из внимания.
Дальнейший рост промышленного производства закономерно приведет к возрастанию нагрузки на водохозяйственный комплекс. Именно поэтому на первый план сегодня выходят вопросы внедрения экологически чистых, безотходных, водосберегающих передовых технологий, исключающих сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, вопросы внедрения оборотного, повторного водоснабжения, а также модернизации производства.
В своей работе Департамент Росприроднадзора по ПФО проводит планомерную и целенаправленную работу по побуждению водопользователей к реализации данных мероприятий. Результаты выражаются в конкретных цифрах и примерах. Так, за 9 месяцев 2014 года доля водопользователей, снизивших массу загрязняющих веществ в сточных водах, в общем числе проверенных водопользователей составила 18,5 %.
Значительные работы по совершенствованию очистных сооружений проведены ФКУЗ «ЦВМиР «Горбатов» МВД России».
Предприятие ежегодно формирует планы природоохранных мероприятий. В 2013 году расходы на эти цели составили 842 тыс. рублей. На 2014 год запланировано потратить более 11 млн рублей.
Основным природоохранным мероприятием в 2013 году стал капитальный ремонт очистных сооружений общей стоимостью 10,6 млн рублей.
Государственный контракт исполнен 10 июля 2014 года. По состоянию на 6 августа 2014 года очистные сооружения находятся на стадии выхода в штатный режим, накапливается активный ил.
ОАО «Дзержинский водоканал» в 2013 году запланировал на проведение природоохранных мероприятий более 102,14 млн рублей. Фактическое освоение составило порядка 58,618 млн, которые были направлены в том числе и на реконструкцию очистных сооружений.
Еще один положительный пример — НОАО «Гидромаш» (г. Н. Новгород). На предприятии разработан и согласован план снижения сброса загрязняющих веществ в водный объект, р. Старку. В частности разработан проект очистных сооружений ливневых сточных вод, согласно которому стоки будут использоваться на производственные нужды предприятия, что исключит сброс загрязняющих веществ в водный объект. Произвести ввод в эксплуатацию очистные сооружения планируется в 1 квартале 2015 года.
Защита водных ресурсов от истощения и загрязнения предусматривает целый комплекс мер — это и охрана поверхностных и подземных вод, включая очистку промышленных и бытовых стоков, и государственный контроль над использованием и охраной водных объектов, и организация мониторинга. Не последнее место в этом списке занимает разработка соответствующих законодательных и нормативных актов.
Сегодня водное законодательство не в полном объеме устанавливает нормы прямого действия в части охраны окружающей среды и содержит нечеткие формулировки, допускающие двойное трактование.
Скорейшее устранение законодательных лазеек для недобросовестных природопользователей в совокупности с остальным комплексом обозначенных мер позволит должным образом обеспечить экологическую безопасность водных ресурсов Нижегородской области.