Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Апокалипсис своими руками

 
БАЙДА Светлана Евгеньевна,  начальник отдела методов анализа поиска Всероссийского НИИ по проблемам ГО и ЧС (Федерального центра науки и высоких технологий)

БАЙДА Светлана Евгеньевна
начальник отдела методов анализа поиска Всероссийского НИИ по проблемам ГО и ЧС (Федерального центра науки и высоких технологий)

Номер журнала: 

Рубрика: 

Мегакатастрофы — это новый термин, употребляемый в документах ООН для характеристики масштабных техногенных и биолого-социальных катастроф с большим количеством жертв и материального ущерба. Глобализация экономики, появление транснациональных промышленно-экономических сообществ, бурный рост промышленности и экономики, огромный численный состав населения повышают вероятность возникновения мегакатастроф. Усугубляет ситуацию глобальное ухудшение экологии, связанное с нерациональным использованием природных ресурсов и увеличением промышленной и антропогенной нагрузки на окружающую среду, рост количества неутилизируемых промышленных и бытовых отходов.

Для Российской Федерации наибольшую угрозу имеет низкий уровень ответственности государственных чиновников за принимаемые решения и передача своих функций в коммерческие структуры, главной целью которых, как прописано в их уставах, является получение прибыли. Это приводит к тому, что интересы государства, общества не только не учитываются, но даже противоречат им.

 

Новые хозяева государственных предприятий заинтересованы в максимальном получении прибыли и в короткие сроки. Поэтому они не занимаются модернизацией и обновлением производственного оборудования, привлекают низкооплачиваемых рабочих с низкой квалификацией, отказываются от социального обустройства рабочих. 

Все это инициирует локальные очаги социальной нестабильности, особенно в промышленных моногородах и поселках, где закладывается основа для будущих техногенных аварий и катастроф.

 

Техногенные угрозы

Экстремальные значения гелиогеофизических факторов, повышение глобальной сейсмической активности могут привести к каскаду техногенных катастроф на всем пространстве земного шара.

Ограниченный ресурс и нарушение правил эксплуатации сложного технологического оборудования и сооружений должны быть отнесены к техногенному фактору рисков. В мире сложилась практика обновления активной части технологий и сооружений в 7-11 лет, пассивной части — в 50-60 лет. В настоящее время ресурс активной части уже превысил несколько безопасных сроков эксплуатации. Последнее обновление активной части технологического оборудования в Российской Федерации было в конце 80-х годов прошлого столетия. Заканчивается ресурс пассивной части сооружений и оборудования, эксплуатация которого началась с 50-х годов прошлого столетия. Повышение этих сроков эксплуатации будет вести к авариям и катастрофам.

Новая угроза, возникшая вследствие политических, реформистских, экономических преобразований в промышленности и строительстве за последние 20 лет, — это многочисленные нарушения норм и правил при строительстве и вводе в эксплуатацию новых объектов и оборудования, а также минимизация расходов на их дальнейшую безопасную эксплуатацию.

Неблагоприятное влияние человеческого фактора на повышение уровня техногенных аварий и катастроф, особенно в высокотехнологичных отраслях промышленности и энергетики, будет состоять в том, что в связи с выходом на пенсию начинается смена высококвалифицированного рабочего персонала, обученного и подготовленного еще в советское время, а современный низкий уровень обучения и подготовки технических специалистов общеизвестен. 

Особенно эта ситуация начнет обостряться к 2025-2030 годам. Опасения вызывает техническое управление и менеджмент в этих отраслях, так как нормой стала замена управленческих кадров, имеющих инженерно-технический опыт работы, на выходцев из коммерческих и банковских структур. 

В качестве примера оптимизации организации производства такими топ-менеджерами можно привести ликвидацию службы контроля качеств ОТК и переложение этой ответственной технологической операции на самих исполнителей работ, что привело к катастрофическому снижению качества российской продукции. 

 

Рост энергопотребления и аварии в энергосетях

«Потребление электричества в мире к 2040 году вырастет на 32 % из-за увеличения численности населения», — говорится в годовом прогнозе Exxon Mobile Corporation, который приводит Bloomberg. Из 30 % роста энергопотребления 20 % придется на период с 2025 по 2040 гг. Впоследствии темпы роста спроса на энергоносители замедлится».

При этом спрос на нефть вырастет умеренно, а потребление угля вообще снизится, правда, пройдя через максимум спроса в районе 2025 года. Лидером по темпам роста спроса окажется природный газ и электроэнергия, спрос на которую, согласно прогнозу Exxon Mobile Corporation, к 2040 году окажется на 80 % выше, чем в 2010 году. 

Пока в основном рост спроса будет обеспечиваться за счет природного газа, а также возобновляемых источников энергии, в первую очередь ветрогенерации.

Газ должен стать как основным источником топлива для электрогенерации, так и сырьем для производства жидкого моторного топлива и синтетической нефти. 

Увеличение энергопотребления в мире составит в среднем 2 % в год, а для России — 1,5 % в год, то есть даст 30-40 % от нынешнего уровня. 

Рост потребления энергоресурсов ведет также и к нарушению экологии Земли.

Среди других угроз, связанных с ростом энергопотребления, можно назвать аварии и катастрофы, которые могут произойти при эксплуатации электрогенерирующих объектов, в том числе АЭС и ГТС. Нарушение электроснабжения приведет к каскаду других техногенных катастроф и аварий в других отраслях. Увеличение протяженности энергетической инфраструктуры повышает их уязвимость.

Новые угрозы для экосистемы связаны с политикой стран Европы и США по сокращению потребления наиболее экологически безопасного природного газа и интенсификацией добычи сланцевого газа.

 

Отходы угрожают

К 2040 году в мире накопится дополнительно еще 106 млрд тонн промышленных отходов, что по объему соответствует моноблоку высотой 53 метра и основанием 10 на 10 километров. 

Объем существующих бытовых отходов увеличится еще на 1,176 млрд тонн и составит объем моноблока высотой 1,17 километров и снование 1 км на 1 км. Для Москвы с населением порядка 10 млн человек и образованием 500 кг мусора в год на человека общий объем мусора превысит 140 млн тонн или моноблок высотой 140 метров с основанием 1 км на 1 км.

 

Социальные и гуманитарные угрозы

В прогнозе комитета ООН по народонаселению «The 1996 Revision» присутствует вариант, согласно которому уже после 2040 года при «нормальном» развитии событий, исключающем войны, голод, эпидемии, рост численности населения прекратится. После этого начнется депопуляция планеты 

Так, в 2040 году, по прогнозам, население Земли будет составлять около 7,7 млрд человек. Но уже к 2050 году население сократится на 85 млн человек. Затем оно будет сокращаться на 25 % с каждым поколением. 

По прогнозам «Евростата» к 2040 году население стран ЕС возрастет с 501 млн человек (1 января 2010 года) до 526 млн человек (с нулевой миграцией).

Численность населения России к 2040 году со 134 млн человек сократится до 90 млн человек, без учета миграции. Но с учетом роста миграции с 800 тысяч человек в год до 1400 тысяч человек в год население России составит около 160 млн человек. Доля мигрантов и их потомков в населении России может составить в 2040 году около 37-43 %. 

Все это может привести к возникновению сепаратистских движений и отторжению независимых территорий. Особенно это грозит малозаселенным, но богатым природными и сырьевыми ресурсами Дальневосточным территориям. Все это будет происходить при содействии транснациональных компаний, которые через СП уже ведут экономическое освоение этих территорий.

 

Гибель людей как критерий нарушения устойчивого развития

Качественные и количественные характеристики основных социальных угроз обществу в настоявшее время показаны в таблицах 2-3. Тенденции их изменения и прогноз с каждым годом увеличиваются только в худшую сторону. По этим данным можно рассчитать ожидаемые людские потери от таких угроз.

 

Появление новых источников энергии, альтернативных нефти

Жизнедеятельность и процветание транснациональных корпораций, как и экономическое существование Российской Федерации, зависит от мировой потребности в нефти как основном мировом энергоисточнике и инструменте управления мировыми процессами. Поэтому маловероятно, что им появится альтернатива в ближайшие десятилетия. Но если это произойдет, мир изменится до неузнаваемости.

Для экономики России это станет огромным потрясением и потребует изменения всей структуры управления. Но именно это позволит уйти от слаборазвитой и зависимой от продажи сырья и нефти экономики и начать развивать высокотехнологичные производства и сельские, промышленно неразвитые регионы, испытывающие огромный дефицит энергии. Начнут заселяться безлюдные территории, включая Заполярье, будет решен ряд экологических проблем. Нефтедобывающие арабские страны, включая государства радикального ислама, потеряют свой политический статус. 

 

Новые технологии

Нет сомнения в том, что нанотехнологии получат сильное развитие. В настоящее время ни чиновники, ни люди, поставленные во главе разработки нанопрограмм, не понимают, что это такое и каковы их перспективы. Особенно опасно их военное применение. Еще одна угроза — это появление всепроникающих нанозагрязнений с непредсказуемыми последствиями.

 

Продукты питания

Угроза и борьба с голодом привела к разработке химически синтезированных продуктов, усилителей вкуса и консервантов, использование и влияние на здоровье которых полностью не изучено. Важно отметить то, что их производят химические концерны, до этого производившие химическое оружие. ГМП вызывают бесплодие у женщин и уродства новорожденных.

 

Эпидемическая обстановка

Вероятность эпидемии или пандемии неизвестного вируса или болезней наблюдается уже с 2010 года и будет продолжать расти в 2016-2018 годы. По данным исследований А.Л. Чижевского, эпидемии начинаются за 2-3 года перед и после пика солнечной активности. В эти периоды наблюдаются наиболее комфортные условия для активизации инфекционных (особенно вирусных и бактериальных) заболеваний. 

 

Геофизическая катастрофа

Геофизическая катастрофа связана с возможным изменением положения земной оси, магнитных полюсов и изменением климата. Солнечная активность в следующие 20-30 лет может резко снизиться, что может привести к повторению так называемого «Маундерновского минимума», — самого длительного падения солнечной активности с 1645 по 1715 годы, с которым связывают «малый ледниковый период» в Европе.

 

Астероидная опасность

Она маловероятна и имеет отвлекающую от реальных мировых угроз и проблем цель. Но попутно загружает простаивающие исследовательские военные и ракетно-космические научные и промышленные центры. Другое дело, что есть угроза того, что под видом метеоритов и болидов, которые в последние десятилетия стали почти регулярно появляться над странами Европы, Америки и России, идет разработка плазмоидного ионосферного оружия. И эту угрозу, как и угрозу применения геофизического оружия, необходимо воспринимать очень серьезно и начинать разрабатывать и принимать соответствующие превентивные меры.

 

Заключение

В 2012 году произошло неблагоприятное сочетание экстремальных условий гелиофизических и космических факторов. По данным условиям этот и последующие годы, вплоть до 2018 года, не отличаются от 1979-1980, 1991-1993, 2000-2002 гг. Главное отличие от предыдущих экстремальный периодов состоит в том, что как в мире, так и в отдельных странах изменились политические, экономические и социальные условия жизни. Можно предположить, что с конца 2012 года последующие годы и десятилетия станут началом глобальных политических изменений, вызванных гуманитарными катастрофами и политическими кризисами, которые начнутся в этот период.

Наибольшую угрозу для России в целом несут техногенные катастрофы на энергетических объектах, в промышленности, аварии инфраструктуры, жизнеобеспечения малых и больших городов, разрыв нефтепроводов, особенно оборудования и сооружений, эксплуатационный ресурс которых уже исчерпан. Наиболее тяжелые последствия будут иметь аварии объектов жизнеобеспечения в российских городах-миллионерах.

Угрозу социальной дестабилизации несут недоработанные и поспешно принятые государственные реформы. Поэтому еще на этапе подготовки проекты законодательных документов должны  проходить обязательную экспертизу и оценку рисков возникновения социальной напряженности, природных и техногенных катастроф в случае их проведения.

Для снижения угроз мегакатастроф необходимо кардинально пересмотреть политику и механизм существующей системы предотвращения и ликвидации ЧС и катастроф, а также сосредоточить усилия в первую очередь на их предупреждении и превентивных мерах, а не на последующем реагировании, когда катастрофа уже произошла. Если сейчас не начать корректировать эту политику, то в случае тотального наступления природно-техногенных катастроф для их ликвидации не хватит всего государственного бюджета. 

 

По материалам Международной научно-практической конференции «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности настоящее и будущее в рамках форума «Безопасность и связь» (Республика Татарстан)

Все статьи рубрики