Частный капитал и государственный контроль - "воткинский рецепт" спасения ЖКХ
КУЗНЕЦОВ Александр Владимирович
Глава муниципального образования «Город Воткинск»
Номер журнала:
Рубрика:
Уже на начальном этапе реформирования современной системы ЖКХ стал очевидным факт отсутствия комплекса рычагов для эффективного управления процессами модернизации. Наиболее всего эта тенденция проявилась в сложности преодоления «узловых» проблем отрасли.
В муниципальном образовании «Город Воткинск» УР реализуется соответствующая требованиям современного этапа работа по реформированию ЖКХ – с учетом недостатка механизмов отраслевого менеджмента. О специфике внедряемой практики рассказывает Глава муниципального образования «Город Воткинск» Александр Владимирович Кузнецов.
- Александр Владимирович, что на сегодняшний день представляет собой ЖКХ г. Воткинска?
- Жилищно-коммунальное хозяйство города представлено многофункциональным комплексом отраслевых структур. Он включает более 20 организаций различных форм собственности, работающих в топливно-энергетической сфере, в области содержания объектов уличной дорожной сети, благоустройства территорий, обращения с промышленными и бытовыми отходами.
- Сегодня процесс реформирования ЖКХ интегрирован в общую систему деятельности. Но позволяет ли это говорить о том, что созданы предпосылки для решения поставленных реформой целей?
- Действительно, сейчас поэтапно внедряются мероприятия в области реформирования ЖКХ. Однако многие запланированные начинания пока не в состоянии выйти за рамки теоретических. Прежде всего, это касается модернизации мощностей ЖКХ и жилищного фонда. На сегодняшний день изношенность эксплуатируемых сетей составляет 70-80%, и государство, органы местного самоуправления не имеют достаточных ресурсов для исправления ситуации. В этом случае встает вопрос о привлечении в отрасль частного капитала, перевода ЖКХ на рыночные «рельсы». Конечно, переход к рыночным условиям необходим, но и на пути к этой форме экономических отношений существуют известные барьеры. Частные компании с их выраженной политикой рентабельности отказываются от управления домами с большим сроком эксплуатации, и данные объекты остаются в муниципальной собственности. Здесь мы видим дилемму между целями реформирования и существующей реальностью. Аналогичная ситуация - и с задачами реформы по обеспечению высокого уровня коммунальных услуг, соблюдению соцгарантий. В идеале управляющие компании способны эффективно работать в этом направлении, но емкость такой оптимизации, с точки зрения времени, велика. Главным же препятствием на пути к реформированию является инертность собственников жилья по отношению к процессам управления. Резюмируя сказанное, отмечу, что реформа даст результат в случае соблюдения ряда факторов. Основные из них - сохранение частичной роли государства при внедрении рыночных подходов, контроль за управляющими компаниями, коренной перелом общественного сознания в понимании ответственности за управление коммунальной инфраструктурой.
- Насколько известно, по одной из управляющих компаний вами было направлено обращение в Прокуратуру УР. В чем суть ситуации?
- Этот прецедент возник вследствие резкого возрастания неплатежей ООО «Ассоциация товариществ собственников жилья» за потребленные ТЭР. Проведенные проверки с привлечением Контрольного комитета показали, что компания использовала целевые средства не по назначению – ресурсы отвлекались на содержание и обслуживание жилищного фонда. По факту нарушений Прокуратурой УР было выдано соответствующее предписание. К сожалению, из-за существующих «белых пятен» в законодательстве недобросовестную организацию привлечь к ответственности не удалось. Мы планируем вынести рассмотрение обозначенной проблемы на уровень Минстроя УР, Госсовета республики с тем, чтобы решить вопрос несовершенства законодательной базы. Это позволит не допустить повторения ситуации.
- Как в современных условиях будет решаться проблема ветхого жилья?
- В Воткинске для решения обозначенного вопроса требуется введение в эксплуатацию порядка 8 стоквартирных домов. На текущем этапе имеется возможность освоения целевых средств в размере 48 млн. рублей. Данная сумма, складывающаяся из федеральных и республиканских средств, позволит осуществить заселение 5 жилых объектов, а также снести 9 домов, признанных аварийными, с последующим расселением жильцов. Лимит в этой части, образовавшийся из-за стагнации процессов строительства, составит 48 млн. рублей. Также планируются к реализации планы капитального ремонта домов. Работы будут проведены на 77 объектах.
- Отличается ли работа муниципальных управляющих компаний от частных в плане расходования средств населения, обеспечения надежности и качества услуг?
- В городе работают две управляющие компании, учредителями которых являются муниципальные коммунальные предприятия. В какой-то мере мы имеем возможность контролировать их деятельность, в том числе – по линии оплаты за потребленные ТЭР. Конечно, и здесь существуют определенные трудности, касающиеся несвоевременности платежей, однако они сведены к минимуму. Можно в целом провести параллели между показателями работы муниципальных и частных управляющих компаний. В ряде организаций с частной формой собственности наблюдается недостаточный уровень кадровой и технической обеспеченности, что влияет на эффективность деятельности. В частности, проблема проявляется при подготовке жилищного фонда к отопительному периоду. В ближайшей перспективе эта тенденция должна быть устранена - она создает препятствия для стабильного и качественного функционирования компаний.
- Ваши предложения по «корректировке» реформы для нейтрализации уже обозначившихся проблемных моментов?
- В условиях выхода на рынок новых компаний, низкой активности населения в отношении управления жилищно-коммунальной инфраструктурой необходим контроль со стороны государства. Контролирующие функции должны быть возложены на органы местного самоуправления, а также иные заинтересованные госструктуры. Это будет способствовать надлежащему мониторингу за деятельностью управляющих компаний. Требуется, кроме прочего, консолидация государственных и частных инвестиций, привлекаемых в сферу ЖКХ. Озвученные меры позволят обеспечить смягчение негативных тенденций, возникающих в ходе реформирования.
Уже на начальном этапе реформирования современной системы ЖКХ стал очевидным факт отсутствия комплекса рычагов для эффективного управления процессами модернизации. Наиболее всего эта тенденция проявилась в сложности преодоления «узловых» проблем отрасли.
В муниципальном образовании «Город Воткинск» УР реализуется соответствующая требованиям современного этапа работа по реформированию ЖКХ – с учетом недостатка механизмов отраслевого менеджмента. О специфике внедряемой практики рассказывает Глава муниципального образования «Город Воткинск» Александр Владимирович Кузнецов.
- Александр Владимирович, что на сегодняшний день представляет собой ЖКХ г. Воткинска?
- Жилищно-коммунальное хозяйство города представлено многофункциональным комплексом отраслевых структур. Он включает более 20 организаций различных форм собственности, работающих в топливно-энергетической сфере, в области содержания объектов уличной дорожной сети, благоустройства территорий, обращения с промышленными и бытовыми отходами.
- Сегодня процесс реформирования ЖКХ интегрирован в общую систему деятельности. Но позволяет ли это говорить о том, что созданы предпосылки для решения поставленных реформой целей?
- Действительно, сейчас поэтапно внедряются мероприятия в области реформирования ЖКХ. Однако многие запланированные начинания пока не в состоянии выйти за рамки теоретических. Прежде всего, это касается модернизации мощностей ЖКХ и жилищного фонда. На сегодняшний день изношенность эксплуатируемых сетей составляет 70-80%, и государство, органы местного самоуправления не имеют достаточных ресурсов для исправления ситуации. В этом случае встает вопрос о привлечении в отрасль частного капитала, перевода ЖКХ на рыночные «рельсы». Конечно, переход к рыночным условиям необходим, но и на пути к этой форме экономических отношений существуют известные барьеры. Частные компании с их выраженной политикой рентабельности отказываются от управления домами с большим сроком эксплуатации, и данные объекты остаются в муниципальной собственности. Здесь мы видим дилемму между целями реформирования и существующей реальностью. Аналогичная ситуация - и с задачами реформы по обеспечению высокого уровня коммунальных услуг, соблюдению соцгарантий. В идеале управляющие компании способны эффективно работать в этом направлении, но емкость такой оптимизации, с точки зрения времени, велика. Главным же препятствием на пути к реформированию является инертность собственников жилья по отношению к процессам управления. Резюмируя сказанное, отмечу, что реформа даст результат в случае соблюдения ряда факторов. Основные из них - сохранение частичной роли государства при внедрении рыночных подходов, контроль за управляющими компаниями, коренной перелом общественного сознания в понимании ответственности за управление коммунальной инфраструктурой.
- Насколько известно, по одной из управляющих компаний вами было направлено обращение в Прокуратуру УР. В чем суть ситуации?
- Этот прецедент возник вследствие резкого возрастания неплатежей ООО «Ассоциация товариществ собственников жилья» за потребленные ТЭР. Проведенные проверки с привлечением Контрольного комитета показали, что компания использовала целевые средства не по назначению – ресурсы отвлекались на содержание и обслуживание жилищного фонда. По факту нарушений Прокуратурой УР было выдано соответствующее предписание. К сожалению, из-за существующих «белых пятен» в законодательстве недобросовестную организацию привлечь к ответственности не удалось. Мы планируем вынести рассмотрение обозначенной проблемы на уровень Минстроя УР, Госсовета республики с тем, чтобы решить вопрос несовершенства законодательной базы. Это позволит не допустить повторения ситуации.
- Как в современных условиях будет решаться проблема ветхого жилья?
- В Воткинске для решения обозначенного вопроса требуется введение в эксплуатацию порядка 8 стоквартирных домов. На текущем этапе имеется возможность освоения целевых средств в размере 48 млн. рублей. Данная сумма, складывающаяся из федеральных и республиканских средств, позволит осуществить заселение 5 жилых объектов, а также снести 9 домов, признанных аварийными, с последующим расселением жильцов. Лимит в этой части, образовавшийся из-за стагнации процессов строительства, составит 48 млн. рублей. Также планируются к реализации планы капитального ремонта домов. Работы будут проведены на 77 объектах.
- Отличается ли работа муниципальных управляющих компаний от частных в плане расходования средств населения, обеспечения надежности и качества услуг?
- В городе работают две управляющие компании, учредителями которых являются муниципальные коммунальные предприятия. В какой-то мере мы имеем возможность контролировать их деятельность, в том числе – по линии оплаты за потребленные ТЭР. Конечно, и здесь существуют определенные трудности, касающиеся несвоевременности платежей, однако они сведены к минимуму. Можно в целом провести параллели между показателями работы муниципальных и частных управляющих компаний. В ряде организаций с частной формой собственности наблюдается недостаточный уровень кадровой и технической обеспеченности, что влияет на эффективность деятельности. В частности, проблема проявляется при подготовке жилищного фонда к отопительному периоду. В ближайшей перспективе эта тенденция должна быть устранена - она создает препятствия для стабильного и качественного функционирования компаний.
- Ваши предложения по «корректировке» реформы для нейтрализации уже обозначившихся проблемных моментов?
- В условиях выхода на рынок новых компаний, низкой активности населения в отношении управления жилищно-коммунальной инфраструктурой необходим контроль со стороны государства. Контролирующие функции должны быть возложены на органы местного самоуправления, а также иные заинтересованные госструктуры. Это будет способствовать надлежащему мониторингу за деятельностью управляющих компаний. Требуется, кроме прочего, консолидация государственных и частных инвестиций, привлекаемых в сферу ЖКХ. Озвученные меры позволят обеспечить смягчение негативных тенденций, возникающих в ходе реформирования.
г. Воткинск, ул. Ленина, 7, Администрация г. Воткинска,
тел.: (34145) 5-21-15, 5-31-11, e-mail: votadmin@udm.net