Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Современные алгоритмы повышения уровня профподготовки работников отраслевых предприятий

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Принцип интеграции в осуществляемую деятельность оптимизированных образовательных методик определяет специфику развития НОУ «Учебный центр ОАО «Ижмаш». На основе анализа существующих тенденций, отражающих степень профподготовки работников отраслевых предприятий, учебный центр идет по пути качественного моделирования образовательных программ. Прежде всего, это связано с основным направлением политики центра – содействием повышению образовательного уровня работников организаций посредством совершенствования преподавательской деятельности.

В частности, подобный подход реализуется в сфере обучения нормам и правилам охраны труда работников, занятых эксплуатацией опасных производственных объектов. Он представляет собой реализацию эффективной образовательной системы, созданной с применением ресурсов как непосредственно учебного центра, так и одного из знаковых предприятий республики ОАО «Ижмаш». О преимуществах ее внедрения рассказывают исполнительный директор НОУ «Учебный центр ОАО «Ижмаш» Петр Александрович Суханов и главный инспектор по пожарной безопасности, охране труда и экологии ОАО «Ижмаш» Б орис Сергеевич Колесников.

 – Значительная корректировка ситуации, связанной с охраной труда, дифференцируется сегодня в качестве задачи федерального масштаба. Показатели производственого травматизма все чаще называются специалистами «черной статистикой современности». Чем обусловлена, на ваш взгляд, фиксируемая отрицательная «динамика»?

- Трудовым кодексом РФ жестко регламентирован комплекс соответствующих требований, – говорит Борис Сергеевич Колесников. – Охрана труда является составной частью управления производственным процессом. Она прочно вписана в систему менеджмента осуществляемой на рабочих площадках деятельности. Однако на сегодняшний день представителями ряда предприятий охрана труда как элемент организации производства работ игнорируется. Соблюдение требований безопасности жизнедеятельности на рабочем месте трактуется вне контекста управления техпроцессами. Столь непрофессиональный подход во многом повышает планку потенциальной опасности. И в этом, в сущности, видится одна из причин возникновения несчастных случаев на производстве. Особо отмечу, что подобное отделение ветвей единого целого влечет за собой не только рост отрицательных показателей в части охраны труда, но и увеличение соответствующих финансовых затрат предприятий.

- Если говорить о значимых источниках происходящих инцидентов, – подчеркивает Петр Александрович Суханов, – следует отметить проблему, связанную с поведением работников на производстве. Иными словами, проявлением так называемого человеческого фактора. Она относится к разряду важных организационных причин возникновения несчастных случаев. Безопасность труда может быть обеспечена только в том случае, если рабочие в процессе деятельности не будут совершать действий, идущих в разрез с требованиями нормативных документов, инструкций, паспортов. Существование данной проблемы объясняется неполнообъемным знанием требований профильных регламентов, необученностью персонала безопасным приемам труда.

- И, кроме прочего, – конкретизирует Борис Сергеевич Колесников, – она обусловлена желанием упростить труд, стремлением за счет невыполнения правил техники безопасности в кратчайшие сроки завершить предусмотренные планом работы, получив тем самым экономическую выгоду. Как правило, для описания характера подобных случаев можно использовать «диаграмму выгоды и опасности», которая ставит процент возрастания рисков в прямую зависимость от степени нарушения техпроцессов. В целом реальную угрозу личной безопасности работников представляет комплекс причин, включающий как человеческий фактор, так и малую глубину знаний с сфере охраны труда. Нейтрализация всей их совокупности с помощью оптимизации обучения персонала стала одной из главных целей сотрудничества НОУ «Учебный центр ОАО «Ижмаш» и службы охраны труда ОАО «Ижмаш».

 – Данное взаимодействие действительно является абсолютно целесообразным. Расскажите, пожалуйста, о самой специфике сотрудничества.

- Во-первых, уникален сам прецедент налаживания тесной взаимосвязи между структурами, – говорит П. А. Суханов. – Основной ее целью явилось создание высокопродуктивных учебных программ. Во-вторых, значима стратегия их разработки. Она заключалась в том, чтобы с применением опыта двух организаций на основе стандартных курсов были сформированы «учебные продукты», имеющие высокий коэффициент эффективности. Для достижения этой цели аналитическим путем выявлялись «слабые» звенья действующих программ, оценивались причины возникновения внештатных ситуаций на отдельно взятых производственных площадках. Иными словами, акцент был сделан на подготовку «узкоспециализированных» курсов, учитывающих особенности деятельности той или иной группы работников, потенциальные источники рисков для данных категорий специалистов. Коме прочего, образовательный «пласт» формировался, исходя из потребностей в обучении «линейного» персонала.

- Каким образом в настоящее время с применением усовершенствованных программ выстраиваются процессы обучения?

- Важно, что в ходе подготовки курсов по охране труда, – рассказывает Б. С. Колесников, – особое внимание было уделено поиску путей, позволяющих решить вопрос заинтересованности самих работников в получаемых знаниях. Практика показывает, что эффективность обучения прямо пропорциональна стремлению специалистов повысить образовательный уровень, а также уникальности формы подачи материала. Именно поэтому разработанные курсы включили в себя исключительно конкретизированную информацию, интересную и значимую для определенного типа слушателей.

- Качественно наполнить программы выкладками, значительно повышающими интерес к обучению, позволил многолетний опыт НОУ «Учебный центр ОАО «Ижмаш», – уточняет П. А. Суханов. – Расширенный профессиональный багаж организаций стал источником для ресурсного обеспечения практической базы преподавания. В ее общей системе довлеющая часть была отдана рассмотрению практических ситуаций – как известно, яркие примеры обладают огромным психологическим воздействием, а значит, в конечном итоге служат верному пониманию поставленных проблем. Таким образом, сегодня образовательные процессы протекают в русле «живых» диалогов, способствующих получению высокого КПД обучения. Информация подается не только в плоскости рассмотрения различных нарушений в сфере охраны труда, но, главным образом, в тесной связи с оценкой следствия несоблюдения существующих требований. Этот подход полностью оправдан, так как с его помощью демонстрируются как источники рисков в виде, к примеру, отступлений от регламентов, так и масштабы потенциальных последствий.

- В практике преподавания также учтено «явление резонанса», – отмечает Б. С. Колесников. – Зачастую «незначительные» нарушения техники безопасности рассматриваются работниками в качестве допустимых. Однако комплекс несоблюдений отдельных требований в конечном итоге влечет за собой несчастные случаи на производстве. В ходе обучения специалистами НОУ «Учебный центр ОАО «Ижмаш» эта распространенная ошибка полностью раскрывается посредством рассмотрения конкретных примеров.

- Обозначьте, пожалуйста, наиболее показательные результаты проводимой вами политики.

- За достаточно длительный период совместной деятельности, – говорит Петр Александрович, – был решен знаковый вопрос, определяющий качество образовательной практики, – сформирована команда компетентных специалистов, имеющих большой опыт профессиональной деятельности. Сегодня основу сложившегося коллектива составляют Колесников Борис Сергеевич, главный государственный инспектор труда (по охране труда) в Удмуртской Республике Рогожников Евгений Николаевич. К чтению лекций привлекаются специалисты по оказанию первой медицинской помощи, представители крупных торговых компаний, специализирующихся на продаже средств индивидуальной защиты, спецодежды и спецобуви. Сотрудничество в этом направлении также обеспечивает неформализованный подход к обучению. В своеобразный реестр достижений стоит внести и видимую тенденцию повышения уровня знаний работников, прошедших обучение, необходимое понимание ими главных принципов культуры производства. Важно, что во многом преломлена ситуация, характеризуемая отделением сферы охраны труда от управления производственным процессом.

- Обладает ли система аттестации работников рядом особенностей, как и методика преподавания?  

 – Обучающий курс рассчитан на 40 часов, – поясняет Петр Александрович. – По его окончании проводится аттестация специалистов и персонала. Данный процесс имеет различные вариации. Его вид определяется по согласованию с предприятием-заказчиком. Подчеркну, что этот метод призван решить, прежде всего, задачу глубины и качества оценки полученных знаний. Он, по сути, является частью стратегии повышения уровня профессиональной грамотности работников.

- При всей масштабности проведенной деятельности можно ли говорить о дальнейшей оптимизации образовательной практики?

- Совершенствование системы преподавания на основе внедрения новых современных методик – принципиальная платформа развития НОУ «Учебный центр ОАО «Ижмаш», – говорит Петр Александрович. – Долгосрочные перспективы неразрывно связываются нами с использованием наиболее качественных оптимальных методик. Только на базе применения индексированных в соотношении с требованиями времени учебных программ эффективно решается задача повышения коэффициента профильной образованности работников предприятий.

г.Ижевск, ул.Салютовская, 33, тел. (3412) 46-04-61,
e-mail:
uchizhmash@udn.net

Все статьи рубрики