Анализ соблюдения требований правил безопасности при работе кранов вблизи ЛЭП
Потапов Александр Валентинович
начальник отдела по государственному строительному надзору и надзору за подъемны- ми сооружениями Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
Существующими Правилами безопасности и государственными стандартами регламентируется порядок установки и производство работ стреловыми кранами, подъемниками (вышками) ближе 30 метров от линии электропередач, при котором обеспечиваются требования промышленной безопасности. В данную категорию попадают, как правило, большинство работ, проводимых в населенных пунктах Удмуртии, так как там установлены линии городского освещения и электроснабжения.
Производство строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других работ стреловыми кранами, подъемниками (вышками) вблизи линии электропередач связано с повышенной опасностью. Анализ травматизма показывает, что большое количество несчастных случаев происходит вследствие поражения людей электрическим током не только тогда, когда металлоконструкция подъемного сооружения касается провода линии электропередач, но и тогда, когда она находится на недопустимо близком расстоянии от нее (0,5-1,2 м). Поражение электрическим током может произойти также и когда человек находится на определенном расстоянии от подъемного сооружения и попадает под шаговое напряжение. Все это ставит работы вблизи линии электропередач в один ряд с самыми опасными работами, выполняемыми с помощью подъемных сооружений.
По данным информационного бюллетеня Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 1(28) 2007 г. за 2006 г., на опасных производственных объектах с применением подъемных сооружений произошло 6 несчастных случаев, связанных с работой подъемных сооружений вблизи ЛЭП:
• при выгрузке и складировании железобетонных труб с использованием автомобильного крана КС-35714 в ООО «Стройальянс» (УТЭН по Челябинской области) вблизи линии электропередач 10 кВ был смертельно травмирован монтажник. Грузовой канат крана находился на расстоянии 1 м от ближнего провода ЛЭП.
• при перегрузке оборудования с бортовой автомашины в кузов крана-манипулятора в ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы», на 8-м км автодороги Тат. Толкиш-Изгары Чистопольского р-на Республики Татарстан (УТЭН по Республике Татарстан), произошло касание стрелы крана-манипулятора ЛЭП 10кВ. В результате был смертельно травмирован водитель автомашины.
• при укладке труб в траншею краном СМК-101А, при попытке предотвратить раскачивание трубы вручную, был смертельно травмирован образовавшейся электрической дугой между металлоконст-рукцией стрелы крана и ЛЭП слесарь предприятия ООО «ССУ-3» (УТЭН по Республике Дагестан).
• при перемещении листового металла автомобильным краном КС-4573, принадлежащего КГУП «Промтеплоэнерго» (УТЭН по Приморскому краю), в опасной зоне ЛЭП 6 кВ произошел разряд статического электричества между перемещаемым листом и выложенной на земле металлической конструкцией. Сварщик, придерживающий лист руками, получил смертельную травму.
• автомобильный кран КС-3562 ООО «Грибановский машиностроительный завод (УТЭН по Воронежской области) переустанавливался для разгрузки полувагонов с поднятой стрелой, при этом мастер, руководивший работами, держался рукой за стропы крана. При движении стрела крана попала под напряжение 10 кВ – мастер получил смертельную травму.
• при ремонте водопропускной трубы на автодороге Куеда-Б.Уса-Пильва (Пермское межрегиональное УТЭН) производилась подсыпка щебнем с помощью автокрана КС-3575А, принадлежавшего ЗАО «Куединская ПМК-4». При подаче в место подсыпки ящика со щебнем грузовой канат крана коснулся ЛЭП 10 кВ, при этом разнорабочий, державшийся за ящик руками, получил смертельную травму.
В Удмуртской Республике последние несчастные случаи при работе автомобильных кранов вблизи ЛЭП произошли в 1998 году:
– ОАО «Балезинское МСО» – при укладке дорожных плит через кювет у строящегося гаража произошло соприкосновение стрелы с проводами ЛЭП 10 кв, в результате чего был смертельно травмирован стропальщик;
- ОАО Сарапульский радиозавод «Урал-С» – при разгрузке поддонов с кирпичом между ЛЭП 10 кВ и 0,4 кВ произошел электрический разряд, в результате чего погиб механик участка.
Причины всех вышеперечисленных несчастных случаев:
- неудовлетворительная организация производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений;
- установка и работа подъемных сооружений под проводами действующей ЛЭП без ее отключения, без оформления наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы, и отсутствие лица, ответственного за безопасное производство работ;
- нахождение людей в кузове автомашин при производстве погрузочно-разгрузочных работ;
- отсутствие технологических карт на производство погрузочно-разгрузочных работ;
- неисправность или отсутствие приборов безопасности;
- допуск персонала к обслуживанию подъемных сооружений без соответствующего инструктажа, а также не удовлетворяющего квалификационным требованиям.
В целях предупреждения подобных ситуаций каждым инспектором отдела по государственному строительному надзору и надзору за подъемными сооружениями планируются и проводятся ежемесячные проверки работы кранов вблизи ЛЭП. Так, в 2007 году при проверках организаций: ЗАО «Металлконструкция», ООО «Рахмат», ИП Гилязитдинов Р.Р., ООО ПСП «Александр и компания», ООО «Ижтрубопроводстрой», ООО «Никастрой», ИП Горвиц М.Н., ООО ФП «Девятый трест», ООО «Тракт», ЗАО «Элепс-Ижевск» были выявлены многочисленные нарушения требований промышленной безопасности, каждое из которых могло бы привести к тяжелым несчастным случаям.
В результате проверок вышеуказанных предприятий выявлено и предписано к устранению 86 замечаний, во всех случаях работы были приостановлены по требованию инспекторов, 10 руководителей и специалистов привлечены к административной ответственности, общая сумма штрафов составила 62 500 рублей.
К особой категории среди тех, кто сейчас предлагает на рынке услуг работы грузоподъемного крана, подъемника (вышки) и вызывает особую тревогу, относятся частные лица – владельцы подъемных сооружений. В существующем законодательстве, а именно в Федеральном законе №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ПБ 10-382-00, «Правилах устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)» ПБ 10-611-03 в настоящее время есть определенные пробелы по отношению к этим владельцам, а именно – о них там просто ничего не сказано. Ситуация усугубляется еще и тем, что раньше, прежде чем зарегистрировать кран в Госавтоинспекции, он должен был пройти регистрацию в Госгортехнадзоре. Это требование сейчас отменено, поэтому мы иногда просто не знаем обо всех кранах, находящихся у частных лиц. Подобные краны выявляются нами при проведении целевых проверок работы кранов вблизи ЛЭП, когда работы проводятся с многочисленными нарушениями законодательства и частные лица подвергают риску как себя, так и жизнь и здоровье окружающих.
В целях исключения случаев производственного травматизма при выполнении строительно-монтажных и других работ вблизи ЛЭП с применением подъемных сооружений, Ростехнадзор по Удмуртской Республике обязывает владельцев кранов, подъемников (вышек) и организации, их эксплуатирующие, выполнить следующие мероприятия:
• запретить выделение кранов (подъемников) организациям и предприятиям, где не издан приказ о порядке работы кранов вблизи ЛЭП или не обеспечено его выполнение;
• в форму заявки на выделение стрелового самоходного крана (подъемника) ввести раздел «Наличие приказа о порядке работы кранов вблизи ЛЭП»;
• внести следующие дополнения в приказы «О порядке работы кранов (подъемников) вблизи ЛЭП»:
- определить порядок оформления и рассмотрения заявок и перечень лиц, на которых эта работа возлагается;
- конкретизировать, где находится второй экземпляр заявки (первый в обязательном порядке выдается крановщику перед выездом на линию);
- определить срок действия заявки, а именно – на автомобильные краны (подъемники), возвращающиеся в гараж ежедневно – одни сутки, на краны, характер работы которых не меняется длительное время, а также краны, направляемые в командировки, на гусеничные монтажные краны и краны на пневмоходу – заявка может выдаваться на срок до одного месяца;
- обязательно приобщать к заявке и наряд-допуск на производство работ вблизи ЛЭП, который сос-тавляется в двух экземплярах. Первый экземпляр выдается на руки крановщику, второй – хранится в организации, выдавшей наряд-допуск.
Комментарии специалиста
БОЯНСКИЙ Владислав Львович, главный инженер ООО «ПСК «АСПЭК»
-Тема безопасной эксплуатации кранов вблизи линий электропередач на сегодняшний день весьма актуальна в связи со значительным ростом строительного производства, который наблюдается как в целом по стране, так и в нашей республике. Помимо строительства жилых микрорайонов на новых площадках, значительный объем работ по строительству жилых и общественных зданий выполняется внутри сложившихся жилых микрорайонов с развитой инфраструктурой, в том числе и с действующими ЛЭП, контактной сетью городского электротранспорта и линиями городского освещения. При этом некоторые строительные организации в погоне, как им кажется, за сокращением сроков строительства пренебрегают давно сложившимися правилами производства строительно-монтажных работ в зоне ЛЭП, что в некоторых случаях приводит к несчастным случаям, а в некоторых – к нанесению ущерба эксплуатирующим эти линии организациям.
Другой немаловажной проблемой в этой области является массовое строительство малоэтажных домов на прилегающих к Ижевску территориях. И если строительство в городской черте осуществляется строительными организациями, которые еще можно контролировать, то строительные работы в этих поселках, в большинстве случаев, ведут неорганизованные бригады рабочих, а автомобильные краны для разовых подъемов привлекаются путем неофициальных договоренностей с крановщиками. Учитывая, что линии электропередач на таких строительных массивах выполняются и вводятся в эксплуатацию в первую очередь, строительный персонал не обучен и не аттестован, а машинисты автокранов имеют личную материальную заинтересованность, безопасность работ в таких условиях находится в угрожающем состоянии. Проекты производства работ на строительство индивидуальных домов зачастую не разрабатываются, а наряды-допуски на производство работ вблизи ЛЭП не оформляются.
Таким образом, организация безопасного производства работ в зоне ЛЭП напрямую связана с производственной и технологической дисциплиной в организациях-владельцах кранов с налаженным учетом и контролем за их перемещением, поэтому мероприятия, изложенные в «Анализе соблюдения правил безопасности при работе кранов вблизи ЛЭП», крайне насущны и своевременны.