Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Значительная доля объектов размещения отходов не в полной мере соответствует законодательству

 
СИДОРОВ Артем Георгиевич, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования

СИДОРОВ Артем Георгиевич
руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Номер журнала: 

Рубрика: 

На настоящий момент значительная доля объектов размещения отходов не в полной мере соответствует действующему законодательству и вследствие этого не подлежит включению в государственный реестр объектов размещения отходов. Одновременно с этим Росприроднадзором в течение последних трех лет отмечается сохранение тенденции выявления значительного количества несанкционированных мест размещения отходов по всей территории Российской Федерации. Эти обстоятельства, безусловно, влияют и на восприятие качества окружающей среды населением страны, и на оценку деятельности органов власти.
Действующим законодательством органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации наделены всеми необходимыми полномочиями по организации системы обращения с отходами на территории соответствующего региона.
Вопросам обеспечения экологической безопасности, в том числе и рационального обращения с отходами производства и потребления, уделяется особое внимание и на уровне высшего руководства страны.
В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации 28 апреля 2012 года № Пр-1102) отмечено, что основными направлениями обращения с отходами являются предупреждение образования отходов, сокращение образования отходов, развитие инфраструктуры обезвреживания отходов, поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку и обработку в целях обеспечения экологической безопасности при хранении и захоронении.
Важно отметить, что со вступлением в силу отдельных положений Федерального закона № 458-ФЗ от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (в редакции федеральных законов от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ, от 29 июня 2015 года № 203-ФЗ) и принятием ряда подзаконных актов Росприроднадзор будет принимать непосредственное участие в формировании региональной системы обращения с отходами и согласовывать следующие документы:
- территориальные схемы обращения с твердыми коммунальными отходами;
- региональные программы в области обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами.
Законодательство в области обращения с отходами затрагивает интересы и хозяйствующих субъектов, в том числе и в связи с тем, что значительное количество объектов размещения отходов не подлежит включению в государственный реестр объектов размещения отходов, предприятия не могут получить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение и вынуждены осуществлять внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов в пятикратном размере, а кроме того, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 8.2 Ко АП РФ с наложением административного штрафа в размере до 250 тысяч рублей и приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
Также весьма актуальной является и проблема отсутствия утвержденного порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, что затрудняет исполнение Росприроднадзором функции по пополнению Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) новыми видами отходов и приводит к невозможности получения разрешительной документации со всеми вытекающими последствиями, описанными выше.
В этой связи в результате работы, проведенной Росприроднадзором совместно с Минприроды России, издан приказ Минприроды России от 5 декабря 2014 года № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности», который в настоящее время проходит процедуру регистрации в Мин­юсте России.
И это только одна часть целого комплекса вопросов, связанных с установкой нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Имеются проблемные вопросы и по другим направлениям надзорной деятельности Росприроднадзора, а именно:
- комплекс проблемных вопросов, связанных с реализацией основных положений Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
- вопросы, связанные с соблюдением режима водоохранных зон водных объектов;
- неудовлетворительное состояние или отсутствие коммунальных очистных сооружений;
- отсутствие методики расчета размера вреда, причиненного атмосферному воздуху;
- отсутствие оснований для проведения внеплановых проверок при наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) и другие.
Следует отметить, что Росприроднадзором ведется непрерывная работа по решению указанных проблем главным образом путем взаимодействия с Минприроды России, так как подавляющая часть проблемных вопросов требует нормативного урегулирования.
Что касается перспективы развития федерального государственного экологического надзора, то необходимо отметить, что законодатель постоянно  совершенствует механизмы государственного регулирования природоохранной сферы. Характерным примером этой работы является Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ (далее закон).
Отдельные положения закона будут внедряться постепенно до 2018 года. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года № 903 утверждены критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Так, основными нововведениями закона являются:
- ранжирование объектов по степени экологической опасности и установление дифференцированного порядка государственного экологического надзора и производственного экологического контроля для каждой из пяти категорий;
- создание государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие, в который будут включаться не юридические лица как сейчас, а конкретные производственные площадки, что позволит решить проблему уклонения юридических лиц от проверок посредством их реорганизации;
- комплексные экологические разрешения для объектов I категории; оснащение источников выбросов на объектах I категории приборами непрерывного аналитического контроля;
- установление закрытого перечня загрязняющих веществ.
Критерии категорирования объектов по степени воздействия на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года № 903.
Развивая идею риск-ориентированного государственного регулирования в природоохранной сфере, Росприроднадзором принято решение об утверждении перечня организаций, подлежащих особому контролю, в том числе со стороны центрального аппарата Росприроднадзора.
В этот перечень вошли предприятия, оказывающие наибольшее негативное воздействие на окружающую среду, осуществляющие деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Развивая идею риск-ориентированного государственного регулирования в природоохранной сфере, Росприроднадзором принято решение об утверждении перечня организаций, подлежащих особому контролю, в том числе со стороны центрального аппарата Росприроднадзора.
В этот перечень вошли предприятия, оказывающие наибольшее негативное воздействие на окружающую среду, осуществляющие деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Помимо закона в полной мере риск-ориентированный подход планируется реализовать в федеральном законе о государственном и муниципальном надзоре, над проектом которого в настоящее время ведется работа.
Также готовится ряд существенных изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и ряд других изменений, направленных на реализацию поручений Президента Российской Федерации и принципов, заложенных в основах государственной политики Российской Федерации в области экономического развития.
Росприроднадзор принимает участие в работе над всеми указанными законопроектами.
Следует отметить и активную работу Росприроднадзора в части взаимодействия с общественными организациями как в рамках выявления и пресечения, так и в рамках предупреждения нарушений природоохранного законодательства.
Так, например, Росприроднадзор оказывает поддержку общественным организациям в проведении всероссийских субботников, экологических фестивалей и иных тематических природоохранных проектов, систематически занимается вопросами развития экологического просвещения в Российской Федерации и повышения уровня экологической культуры граждан.
Кроме того, Росприроднадзор предлагает вернуться к обсуждению вопроса о воссоздании института общественных экологических инспекторов.
Однако при этом следует отметить, что взаимодействие с общественными природоохранными и экологическими организациями связано с рисками возможной недобросовестности и злоупотреблений со стороны подобных организаций, когда под видом общественной деятельности в сфере охраны окружающей среды могут преследоваться частные интересы (в том числе существующее явление так называемого «экологического шантажа», проявляющегося в том, что отдельные предприниматели «натравливают» на конкурентов природоохранные службы).
В связи с изложенным Росприроднадзор считает необходимым в дальнейшем развивать взаимодействие с общественными природоохранными организациями на принципах максимальной прозрачности взаимоотношений и строго в рамках законодательства Российской Федерации. 

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Все статьи рубрики