Правительство РФ утвердило дорожную карту по введению раздельного сбора отходов (РСО), разработанную Минприроды России. Цель  плана – повысить экономическую эффективность системы обращения с отходами для бизнеса и добиться снижения стоимости платежей для граждан.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал
Игошин  Виктор Викторович, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов  в сфере экономики  и соблюдением прав  предпринимателей Управления по надзору  за исполнением федерального  законодательства   прокуратуры Удмуртской Республики, советник  юстиции, кандидат  юридических наук

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции руководством Российской Федерации приняты меры к ограничению возможности проведения в 2020 г. контролирующими органами проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В прокуратуре Удмуртской Республики разъяснили особенности осуществления государственного надзора. 

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал

Для АО «ТАИФ-НК» экологическая безопасность и охрана окружающей среды — обязательные условия успешного функционирования и развития бизнеса. Вопросы бережного отношения к природе руководство предприятия относит к корпоративным приоритетам высшего порядка.
 

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК»

Теги

О Правилах по охране труда в строительстве

ГРЕБЕННИКОВ  Владимир Сергеевич, ведущий специалист-эксперт группы мобильной подготовки, ГО, ЧС и охраны труда  Государственного комитета  Республики Башкортостан  по строительству и архитектуре

ГРЕБЕННИКОВ Владимир Сергеевич
ведущий специалист-эксперт группы мобильной подготовки, ГО, ЧС и охраны труда Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре

Номер журнала: 

Рубрика: 

Многие руководители предприятий, специалисты по охране труда задаются вопросом: зачем и почему были утверждены новые правила при действующих определенных СниПах? Для подтверждения приведем в данной статье аргументы разработчика правил — АНО «Института безопасности труда» (Москва).
Применявшиеся до вступления в силу новых Правил СНиП 12–03–2001, СНиП 12–04–2002, СП 12–135–2003, а также СП 12–136–2002 в силу того, что на протяжении долгого времени не пересматривались, потеряли юридическую силу. Кроме того, за это время изменились технологии строительства и подходы к пониманию, что есть нормативный документ, содержащий требования охраны труда. Вообще СНиП как нормативный документ технического регулирования призван устанавливать критерии и регламентировать строительное производство с точки зрения безопасности для окружающих. Конечно, охрана труда работников в строительных нормах и правилах подразумевается, но не выражена так явно.
В 2003 году вступил в действие Федеральный закон от 27 декабря 2002  года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который разделил сферы технического регулирования и охраны труда. Статья 3 данного закона гласит: «Действие настоящего Федерального закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда».
Теперь несколько замечаний относительно самих правил. Безусловно, правила во многом основаны на СНиПах (на 80-90 %, особенно технические требования), но есть некоторые различия, на которые хотелось бы обратить внимание. В правилах сужена сфера применения — они не распространяются на производство строительных материалов, а также на изготовление строительных конструкций и изделий, то есть строительную индустрию.
В СНиП 12–03–2001. «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» указано, что данный документ распространяется на организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Правила же распространяются на работодателей, индивидуальных предпринимателей, а также работодателей — юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы.
Еще один важный момент касается лиц, которые обязаны выполнять требования указанных правил. Если в СНиП это был генеральный подрядчик (субподрядчик), то есть субъекты названы по их ролям в строительном производстве и, соответственно, по исполняемым функциям, то в правилах применено объединяющее определение — «работодатель». Причем правила по-другому применяют термин «работодатель», чем это прописано в Трудовом кодексе. Так, согласно ст. 20 Трудового кодекса работодатель — это физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В некоторых случаях в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Теперь, если посмотреть в правила, то в п. 2 мы найдем следующую формулировку: «Работодатель (лицо, осуществляющее строительство)». Далее следует сноска, которая разъясняет это понятие: «Лицо, осуществляющее строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт объекта капитального строительства, которым может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании гражданско-правового договора физическое или юридическое лицо, соответствующее требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации, и которое вправе выполнять определенные виды работ по строительству, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц, соответствующих требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации».
Таким образом, под словом «Работодатель» в правилах нужно понимать разных субъектов. В каких-то случаях это застройщик, в других — генподрядчик или субподрядчик. В разных пунктах правил имеются в виду разные «работодатели».
Немаловажно и то, что в правилах изменилась терминология. Постоянно действующие производственные факторы, как было в СНиПе, теперь в правилах называются «с постоянным присутствием производственных факторов». Вместо трех факторов осталось два. Аналогично зоны потенциально опасных производственных факторов стали зонами возможного воздействия опасных производственных факторов.
Если говорить в целом о первых впечатлениях от прочтения правил, то можно сказать, что они в большей степени чем СНиПы нацелены на регулирование трудовых отношений, описание безопасных процедур и приемов труда. Требования правил сформулированы конкретно, без двоякого толкования.
Конечно, при внимательном прочтении, а тем более с началом применения Правил могут выявиться неточности или ошибки, которые будут своевременно устраняться. При всех возможных огрехах правил их нужно соблюдать. Необходимо проделать большую работу по приведению всех локальных документов организации в соответствие с требованиями правил, обучить и проинструктировать работников уже по новым инструкциям.
Возникает вопрос: а нужно ли наряду с правилами соблюдать требования СНиПов, поскольку они не отменены? Безусловно, соблюдать требования обоих документов одновременно невозможно в силу различий в терминологии и трактовки. К тому же СНиПы потеряли юридическую силу и на сегодняшний день не являются правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда. 

Все статьи рубрики

Похожие статьи

Надзор за маломерными судами

МЧС России подготовило проект постановления Правительства РФ «Об утверждении положений о государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, государственном контроле (надзоре) за пользованием маломерными судами, классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях».

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал