Закон не обойти: нарушители законодательства по аттестации рабочих мест неотвратимо привлекаются к ответственности
ГРЕБЕННИКОВ Владимир Сергеевич
заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан
Номер журнала:
Рубрика:
В текущем году Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан осуществляется обширная работа по анализу сос-тояния проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях при проведении всех видов проверок. Более чем у каждого второго проверенного работодателя выявлено значительное количество нарушений установленного порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Основное нарушение — собственно само непроведение аттестации.
Наиболее часто нарушения требований в части проведения аттестации рабочих мест допускаются со стороны работодателей негосударственного сектора экономики, малого и индивидуального предпринимательства.
У работодателей в агропромышленном комплексе причиной непроведения аттестации рабочих мест по условиям труда, как правило, является отсутствие денежных средств ввиду убыточности производства.
Так, в качестве примера отметим, что не была проведена аттестация рабочих мест в ОАО «Гостинично-сервисный комплекс «Белорецк», уфимском ООО «Жилищно-эксплуатационная компания», нефтекамском ООО «НЗМК-Сервис», кумертауском ООО «Евромебель», ООО «Башкирский текстильный комбинат» Туймазинского района, СПК им. Ленина Янаульского района, ООО СХП «Закир» Шаранского района, СПК «Мир» Илишевского района, СПК «Урал» Стерлитамакского района, ООО Агрофирма «Тан» Янаульского района, ООО «Батыр» Краснокамского района, у индивидуального предпринимателя из г. Уфы Теплова.
В ряде случаев непроведение аттестации рабочих мест выявлено и у работодателей бюджетного сектора, например — в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Отрадовка» Стерлитамакского района, ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 40 г. Белебей».
Во всех таких случаях выдавались предписания, принимались иные меры инспекторского реагирования. В большинстве случае предписания исполнялись в срок, часть из них находится на контроле. У ряда работодателей зафиксированы нарушения, допущенные по итогам проведения аттестации рабочих мест — отсутствовали подписи работников в картах аттестации рабочих мест по условиям труда, подтверждающие их ознакомление с условиями труда на рабочем месте.
Например, при проверке по коллективному обращению работников о нарушениях в области охраны труда в МУП «Уфаводоканал» установлено, что на основании контракта с аттестующей организацией с 2007 года проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. В нарушение ст. 22 212 Трудового Кодекса РФ и Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 года (далее — Порядок), работники автотранспортного цеха (машинисты экскаватора, бульдозера, буровой установки, трактористы) не были ознакомлены с картами аттестации рабочего места по условиям труда (отсутствовали подписи).
Как известно, аттестация рабочих мест по условиям труда должна проводиться один раз в пять лет. При проведении очередной аттестации рабочих мест по условиям труда в октябре 2012 года предприятие опять наступило на те же грабли — рабочие не ознакамливались с картами аттестации рабочих мест. За систематическое нарушение трудового законодательства генеральный директор привлечен к административной ответственности.
Всего за различные нарушения требований законодательства по охране труда, включая непроведение аттестации рабочих мест, за I полугодие 2013 года по возбужденным государственными инспекторами труда и прокурорами административным производствам оштрафованы 119 должностных и 8 юридических лиц на общую сумму 509,9 тыс. руб.
В целях организации работы по исполнению требований Порядка Гострудинспекция в РБ вела обмен информацией с Минтрудом республики о состоянии проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В адрес данной структуры обращались предприятия для получения заключения о качестве проведенной аттестации.
Согласно оперативным данным Министерства труда Республики Башкортостан за I полугодие 2013 года аттестацию рабочих мест по условиям труда завершили 519 организаций республики (в сравнении с I полугодием 2012 года — снижение на 9 %), аттестовано 47,3 тыс. рабочих мест (рост — 112 %) с численностью работающих более 61,7 тыс. человек (+ 104 %).
Из общего количества аттестованных рабочих мест условия труда на 15,1 тыс. рабочих местах (32 %) признаны вредными, на 1227 рабочих местах (2,6 %) — травмоопасными, а 2331 рабочее место не соответствует требованиям по обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (5 %). Из общего числа организаций, завершивших аттестацию в I полугодии 2013 года, 29 % составляют образовательные учреждения; 14 % — учреждения здравоохранения и предоставления социальных услуг, а вот организации обрабатывающих производств — всего 9 %.
Недостаточно активно аттестация ведется также в организациях таких видов экономической деятельности, как сельское хозяйство, где удельный вес работников, занятых на аттестованных рабочих местах, составляет 38,4 %; предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг — 37,3 %; обработка древесины и производство изделий из дерева — 35,4 %; оптовая и розничная торговля — 30,3 %; гостиничный и ресторанный бизнес — 21,9 %; государственное управление — 32,2 %.
В целом по республике за период с 1 июля 2008 года по 30 июня 2013 года аттестация рабочих мест проведена в 6619 организациях; аттестовано 588,1 тыс. рабочих мест с численностью работающих 754,46 тыс. человек. Удельный вес работников, занятых на аттестованных рабочих местах, по состоянию на 1 июля 2013 года составил 62,9 % (на 1 июля 2012 года этот показатель составлял 63,5 %, а 5 лет назад, то есть на 1 июля 2008 года, — 44,8 %).
За шесть месяцев текущего года в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан информацию о проведении аттестации рабочих мест во исполнение п. 45 Порядка представили 649 организаций с количеством работающих 69 385 человек. Количество аттестованных рабочих мест составило 52 996. Условия труда на 39 161 рабочем месте признаны оптимальными и допустимыми. 13 835 аттестованных рабочих мест признаны вредными и (или) опасными. Травмоопасными признаны 1992 рабочих места.
Руководство Инспекции принимает необходимые меры, нацеливая государственных инспекторов труда уделять самое серьезное внимание при проведении всех видов проверок вопросам проведения аттестации рабочих мест. Очевидно, что от этого фактора во многом зависит общий уровень безопасности на предприятии. Поэтому вопрос аттестации рабочих мест часто освещается в средствах массовой информации республики. Чтобы обратить внимание на эту проблему, в апреле текущего года руководитель Гострудинспекции в Республике Башкортостан выступил на расширенном оперативном совещании в Правительстве РБ с участием Президента республики Р.З. Хамитова с информацией о состоянии аттестации рабочих мест.
Хотелось бы напомнить, что сейчас активно идет обсуждение законопроекта «О специальной оценке условий труда», разработанного Минтрудом России. Введение закона в действие планируется с 2014 года. Законопроект разработан в рамках реализации отдельных положений Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, а также Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы.
По словам сотрудников Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, курирующих разработку закона, законопроект предусматривает формирование единой системы оценки условий труда с целью определения профессиональных рисков работников на основе идентификации опасностей, связанных с воздействием факторов производственной среды и трудового процесса, и оценки уровня их воздействия на организм работника с учетом эффективности мер защиты.
В настоящее время законодательством фактически предусмотрены две процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда:
- аттестация рабочих мест, осуществляемая на основании ст. 209 Трудового кодекса РФ с целью установления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда и иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций;
- специальная оценка условий труда, которая согласно Федеральному закону от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» должна осуществляться на основании отдельного федерального закона в целях освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам.
С целью сохранения преемственности действующей на сегодняшний день процедуры оценки условий труда и исключения дополнительных финансовых расходов работодателей планируется установить переходный период на срок до 31 декабря 2018 года, в течение которого будут признаваться действующими результаты оценки условий труда, имевшиеся до момента вступления в силу законопроекта.
Также работодатели смогут использовать результаты производственного контроля для целей специальной оценки условий труда. Законопроект определяет порядок проведения специальной оценки условий труда, требования к организациям и экспертам, осуществляющим специальную оценку условий труда, критерии определения условий труда на рабочих местах и уровней профессиональных рисков.