Башкортостан реализует новую Программу управления отходами: в рамках каждой отрасли будет создана система риск-менеджмента
ХАДЫЕВ Илдар Римович
министр природопользования и экологии Республики Башкортостан
Номер журнала:
Рубрика:
Риски, связанные с управлением промышленными отходами, на территории Республики Башкортостан будут существенно минимизированы. Правительство региона приняло и утвердило Республиканскую целевую программу «Совершенствование системы управления промышленными отходами на территории Республики Башкортостан на 2013-2020 годы».
Следует отметить, что сложившаяся в Республике Башкортостан ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения промышленных отходов характеризуется опасным загрязнением окружающей среды, нерациональным использованием природных ресурсов, значительным экономическим ущербом и представляет угрозу здоровью населения республики.
Потому ключевая цель нового документа — разработка и реализация комплекса мер, совершенствующих систему обращения с промышленными отходами. Кроме того — внедрение современных технологий и методов утилизации отходов, их обезвреживания и переработки. Еще одна цель программы связана с восстановлением нарушенных и загрязненных земель, минимизацией воздействия отходов на окружающую среду.
Для того чтобы обеспечить достижение поставленных целей, необходимо решить в рамках программы ряд задач. В их числе — совершенствование нормативно-правовой и технологической базы, ликвидация объектов размещения отходов, не отвечающих нормативным требованиям (полигонов, бесхозных накопителей промышленных отходов и др.), создание благоприятных условий для привлечения инвесторов к организации производств по обезвреживанию и переработке отходов. К важным задачам относится и ликвидация последствий накопленного экологического ущерба хозяйственной деятельности прошлых лет; сокращение объемов захоронения отходов производства; увеличение объемов переработки и обезвреживания промышленных отходов.
Планируется также внедрить комплекс мер, улучшающих санитарное и экологическое состояние территорий муниципальных образований Республики Башкортостан — путем ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов производства и рекультивации техногенных массивов. Акцент делается, помимо прочего, на экологическом просвещении работников предприятий.
Прогнозируется, что конечные результаты программы принесут серьезный социально-экономический эффект. К примеру, ожидается увеличение количества переработанных и обезвреженных отходов — до 25 %, уменьшение площади нарушенных и загрязненных земель на 250 га.
Доля рекультивированных земель в общей площади земель, занятых под размещение отходов, будет доведена до показателя 10 %. Минимальный размер предотвращенного экологического ущерба за счет мероприятий программы должен составить не менее 21 млрд рублей. Количество бесхозных объектов размещения промышленных отходов сократится не менее, чем на 10 %.
Серьезную угрозу, связанную с промышленными отходами, представляют предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Для производственной деятельности этих предприятий характерно образование значительных объемов вскрышных пород, некондиционных руд, хвостохранилищ.
Вскрышные породы используются при возведении и наращивании дамб, обваловании хвостохранилищ, перерабатываются на дробильно-сортировочных участках с получением строительного щебня для заполнения выработанных пространств при добыче полезных ископаемых, строительства дорог и т.д.
Существует проблема утилизации хвостов обогащения, в состав которых входит широкий спектр полезных ископаемых и токсичных элементов. Объекты размещения хвостов обогащения на протяжении ряда лет являются источниками негативного воздействия на окружающую среду, однако вопросы их переработки и использования решаются крайне медленно.
На предприятиях, обобщенных по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства», образуется чуть более 4 % отходов от общего числа накапливаемых в республике. К этим предприятиям относятся химические и нефтехимические комплексы.
Хотя показатели образующихся в этой отрасли отходов составляют не столь значительный процент, они являются наиболее опасными по отношению к окружающей природной среде. К таким отходам относятся ртутьсодержащий шлам, жидкая и твердая хлорорганика.
Наибольший вклад в образование токсичных отходов вносят также предприятия химической промышленности, производств нефтепродуктов, неметаллических минеральных продуктов.
Для предприятий, осуществляющих переработку нефти, актуальна проблема утилизации нефтешламов, образующихся при очистке сточных вод и поступающих в шламонакопители (мазутные ямы). Эти объекты длительного размещения нефтеотходов оказывают существенное негативное воздействие на окружающую среду, загрязняя подземные воды, почву, однако ликвидация нефтешламонакопителей решается медленными темпами. На предприятиях накоплено значительное количество нефтешламов, переработка и обезвреживание которых ведутся низкими темпами.
Кроме шламонакопителей нефтесодержащих отходов, есть бездействующие и бесхозные объекты размещения нефтесодержащих отходов.
На предприятиях, осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды, также образуется существенное количество отходов. Проблемой в данной отрасли является образование большого количества шлама химводоподготовки, накапливающегося в шламоотстойниках и являющегося источником загрязнения окружающей среды. Шлам используется в производстве строительных материалов.
В республике, как и во всей стране, отсутствует механизм ликвидации накопленного экологического ущерба, хотя на территории Республики Башкортостан имеются предприятия (ОАО «Уфахимпром», Семеновская золотоизвлекательная фабрика и др.), деятельность которых давно остановлена. Их территории существенно загрязнены и являются постоянным источником антропогенного воздействия на окружающую среду и человека. В этой связи необходима разработка комплекса мер по ликвидации накопленного экологического ущерба на территории региона.
До настоящего времени не решен вопрос обеспечения условий для обезвреживания непригодных к применению сельхозядохимикатов, биологических отходов и отходов лечебно-профилактических учреждений.
На территории республики в 2011 году образовано 11 430 тонн медицинских отходов. Сбор медицинских отходов производится в соответствии с принятой классификацией отходов. Медицинские отходы класса «А» вывозятся на полигоны твердых бытовых отходов. Отходы класса «Б» и «В» подвергаются обязательной дезинфекции химическими и физическими методами непосредственно на местах первичного сбора отходов. Дезинфекция отходов класса «Б» и «В» производится в соответствии с действующими нормативными документами. Отходы класса «Б» принимаются по договорам специализированными предприятиями, занимающимися сбором и переработкой отходов пластмассовых материалов.
Сбор острого инструментария (игл, перьев), прошедшего в установленном порядке дезинфекцию, осуществляется отдельно от других видов отходов. Для этого используются специальные средства (одноразовые пакеты, соответствующей цветовой и текстовой маркировки, многоразовые и одноразовые емкости для сбора острого инструментария под отходы класса «Б»). Транспортировка отходов к контейнерным площадкам осуществляется с помощью специализированных тележек.
В республике функционируют девять установок по термическому обезвреживанию медицинских отходов классов «Б» и «В». Для обеззараживания отходов физическим методом используются паровые автоклавы и стерилизаторы.
На сегодняшний день в г. Уфе на полигоне ТБО запущена линия сортировки отходов мощностью 200 тыс. тонн в год, работает высокотемпературная печь для сжигания медицинских и биологических отходов класса «Б», в стадии завершения — работы по строительству ямы Беккари, ввод в эксплуатацию которой позволит увеличить объем захоронения биологических отходов.
Остаются нерешенными проблемы:
- отсутствие программ по централизованному решению проблем обращения с отходами ЛПО;
- недостаточность материально-технической базы и финансирования ЛПО создает значительные трудности в реализации положений СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»;
- отсутствие рынка перерабатывающих услуг и недостаточное количество организаций, занимающихся утилизацией медицинских отходов, внедрением новых технологий;
- существуют трудности по сбору и хранению медицинских отходов, так как большинство учреждений здравоохранения республики построены более 10 лет назад; ранее строительные и санитарные нормы и правила не предписывали необходимость иметь в составе ЛПО площадки для сбора и временного хранения медицинских отходов, мест для дезинфекции межкорпусных контейнеров и транспорта, а также сооружений для термической утилизации отходов; большинство ЛПУ приспосабливает для этого подсобные помещения, подчас совсем не подходящие для хранения каких-либо отходов;
- серьезной проблемой является нехватка на территории республики установок для термического обезвреживания медицинских отходов (инсинераторов или др.).
Также необходимо отметить, что уничтожение, утилизация трупов животных и других биологических отходов являются важнейшим звеном в системе природоохранных, противоэпизоотических и противоэпидемиологических мероприятий.
В соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов ОТ 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469 (в редакции приказа Минсельхоза РФ от 16 августа 2007 года № 400), постановлениями Правительства Республики Башкортостан от 4 апреля 2008 года № 103, 21 апреля 2008 года №120 ответственность за строительство, благоустройство и санитарное состояние скотомогильников и биотермических ям возложены на администрации муниципальных образований сельских поселений и руководителей организаций, в ведении которых находятся указанные объекты.
Скотомогильники (биотермические ямы), не отвечающие ветеринарно-санитарным требованиям, представляют большую угрозу в распространении многих инфекционных болезней, особенно общих для человека и животных. По результатам ревизии 2012 года, проведенной ветеринарной службой республики, на 1 июня 2012 года имеется 1294 скотомогильника. В ходе проведенной ревизии установлено, что 607 скотомогильников соответствует ветеринарно-санитарным правилам, 687 — не соответствует, 414 скотомогильников не имеют собственника. С учетом повышения сохранности поголовья животных в общественном секторе и обеспечения безопасной утилизации биологических отходов по республике с 2011 по 2015 год необходимо провести обустройство действующих скотомогильников и определения их собственника.
Ситуация с недостаточно эффективным обращением с отходами производства и потребления усугубляется наличием в республике «горячих экологических точек», в которых требуется ликвидация накопленного экологического ущерба. «Горячие экологические точки» преимущественно представляют собой брошенные накопители отходов производства, образованные государственными предприятиями, обанкротившимися либо приватизированными в 1990-х — начале 2000-х гг.
Бесхозные накопители отходов производства наряду с негативным воздействием на здоровье человека и окружающую среду создают целый комплекс социально-экономических проблем, связанных со снижением привлекательности жилья и производственных площадей, находящихся в зоне влияния экологически неблагополучных территорий, с прямыми потерями от снижения доходности соответствующих земельных участков и, наконец, проблемой финансирования работ по обезвреживанию отходов, которая в соответствии с полномочиями по обеспечению экологической безопасности на соответствующей территории зачастую ложится на органы местного самоуправления.
Основными причинами обострения экологических проблем в области обращения с промышленными отходами являются:
- несовершенство природоохранного законодательства;
- высокий уровень износа технологического оборудования;
- использование на предприятиях республики устаревших многоотходных технологий;
- низкие темпы внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий.
Сложность и многообразие проблем, требующих приоритетного решения в рамках реализации программы, предполагают разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям. Необходимость использования программно-целевого метода и разработки программы обусловлена также тем, что сохранение сложившихся тенденций в сфере обращения с промышленными отходами может привести к дальнейшему ухудшению качества жизни и экологической безопасности населения.
В связи с тем, что проблема обращения с отходами производства в Республике Башкортостан является комплексной, ее решение наиболее целесообразно проводить путем разработки и реализации программы.
В ходе реализации программы планируется:
- максимальное внедрение малоотходных технологических процессов производства;
- максимальное использование вторичных материальных ресурсов в составе отходов (рециклинг);
- захоронение (консервация) только тех видов отходов, повторное использование которых на сегодняшний день невозможно по технологическим или экономическим причинам;
- ликвидация накопленного ущерба (недействующих, брошенных, бесхозных накопителей промышленных отходов, в том числе накопителей предприятий-банкротов);
- рекультивация перечисленных накопителей отходов, санация загрязненных в зоне влияния накопителей территорий;
- восстановление природных ландшафтов, максимальная ликвидация техногенных ландшафтов и образований (отвалы, карьеры, терриконы и т.п.);
- консервация (ликвидация, рекультивация) наиболее опасных для окружающей природной среды действующих накопителей токсичных промышленных отходов;
- создание сети специализированных центров, (предприятий) по сбору, хранению, обезвреживанию и утилизации опасных видов отходов (опасных биологических отходов, отходов ЛПУ, гальваноотходов);
- решение проблемы обезвреживания просроченных и негодных к применению пестицидов, агрохимикатов;
- создание привлекательных условий для вовлечения малого и среднего бизнеса в систему обращения с промышленными отходами, развитие государственно-частного партнерства.