Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

«За», нельзя «против»: Вопрос качества и безопасности строительства при СРО

 
ЯСЬКО Андрей Джонович, заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан

ЯСЬКО Андрей Джонович
заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан

Номер журнала: 

Рубрика: 

С созданием саморегулируемых организаций (далее – СРО) в строительстве  появились вопросы об их целесообразности и ожидаемых результатах.
На вопросы о работе СРО, о том, каким образом их деятельность повлияет на качество строительства, отвечает Андрей Джонович Ясько, заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

– Андрей Джонович, для чего были созданы СРО? Какие вопросы позволяют решать СРО? Можно ли провести аналогию: СРО – профессиональные союзы?
- Саморегулирование в строительной отрасли (СРО) введено в Российской Федерации Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Принятием указанного закона государство передало профессиональным объединениям (некоммерческим партнерствам) по видам деятельности (изыскания, проектирование и строительство) ответственность по безопасности и качеству выполняемых работ (услуг), при этом контроль (надзор) за их деятельностью и ведение реестра саморегулируемых организаций остается за государством. Введение саморегулирования также призвано очистить рынок от недобросовестных фирм и фирм «однодневок».
Основные цели деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере (строительных СРО) — это:
• объединение профессиональных участников строительной отрасли для предотвращения, предупреждения причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, био-миру, окружающей среде, экологии, объектам культурного наследия, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу вследствие недостатков работ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выполняемых членами СРО;
• повышение качества выполняемых работ;
• информирование профессиональных участников строительной деятельности. 
СРО в соответствии с законодательством обязана обеспечить контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации установленных требований.
В рамках действующего законодательства саморегулируемые организации вправе решать ряд вопросов профессиональной деятельности. От принятия стандарта саморегулируемой организации, правил контроля, требований к страхованию гражданской ответственности до квалификационных требований, предъявляемых к инженерно-техническим работникам и специалистам рабочих специальностей по видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Провести аналогию: СРО – профессиональные союзы возможно только в качестве обобщения. Понятно, что саморегулируемые организации по видам деятельности и отраслевые профсоюзы создаются по профессиональному принципу, но цели и задачи объединений разные, достаточно посмотреть уставы этих организаций. Конечно, в своей деятельности СРО и профессиональные союзы взаимодействуют и дополняют друг друга. Некоммерческое региональное партнерство (РНП) «Содружество строителей Республики Татарстан», являющееся одним из крупнейших в РФ, имеющее статус СРО, тесно сотрудничает с Татарстанским республиканским отраслевым профсоюзом строителей и работников промышленности строительных материалов.

– Лицензирование и СРО – каковы их различия и в чем преимущества? 
– Одним из существенных различий лицензирования и СРО является бессрочность свидетельства о допуске к работам, выданного СРО. Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия. Действие свидетельства о допуске к работам может быть прекращено при выходе из СРО, при выявлении нарушений и в некоторых других случаях.
К преимуществам СРО в первую очередь можно отнести то, что:
- СРО осуществляет защиту прав и законных интересов членов СРО;
- Членство в СРО ведет к повышению качества осуществляемых строительных работ;
- Членство в СРО ведет к взаимной поддержке членов СРО;
- СРО оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
- СРО осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений, вносимых в нормативные правовые акты, затрагивающие профессиональных участников – членов СРО, проводит общие собрания, круглые столы, конференции по темам саморегулирования и функционирования СРО, а также по проблемам в сфере регулирования и функционирования строительной отрасли.
К преимуществам также можно отнести то, что основными принципами деятельности саморегулируемых организации являются добровольность, равенство членов, самоуправление, гласность, законность, участие каждого члена в управлении.
Переход от лицензирования к саморегулированию в отрасли закономерен и оправдан. Экономика страны меняется, соответственно должны меняться и методы контроля. Строительная отрасль сегодня в состоянии создать и поддерживать саморегулируемую систему, получить больше прав и взять на себя большую ответственность. Важно понимать, что саморегулирование - очередной этап развития системы обеспечения качества и безопасности строительства. Однако, создавая новое, не нужно забывать накопленный опыт, нужно использовать все лучшее, что дала нам система лицензирования, тем более что оценка строителей остается, в основном, прежней. Это квалификационные требования и наличие материально-технической базы, достаточной для производства работ.

– Как саморегулирование повлияет на качество возводимых, реконструируемых объектов? Работать станет легче или сложнее?
– Ответ на этот вопрос в основном прозвучал ранее. Учитывая, что саморегулирование в отрасли повышает ответственность самих организаций, оно введено, в том числе, с целью повышения качества строительства, повышения ответственности строителей перед потребителями за конечный результат и, как я уже говорил, предотвращения выхода на строительный рынок фирм-однодневок, и эти ожидания в основном оправдываются.
Вопрос как стало работать легче или сложнее, следовало бы адресовать руководству конкретных строительных организаций. Скорее всего, для тех организаций, которые работают честно и дорожат своей репутацией, работать стало комфортнее. Многие руководители и специалисты организаций по инициативе НРП «Содружество строителей Республики Татарстан» прошли курсы повышения квалификации, обучение организовано РНП, которое заключило соответствующие договора с вузами, колледжами и профессиональными училищами. Результаты обучения видны непосредственно на строительных площадках. На объектах, руководители которых понимают необходимость постоянного повышения квалификации своих сотрудников, однозначно, порядок и качество работ выше.

– Для каких организаций вступление в СРО обязательно?
– Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 274 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Если организация в своей деятельности планирует выполнение работ указанных в утвержденном Перечне, то вступление в СРО и получение соответствующего свидетельства (допуска) обязательно. Выполнение работ без соответствующего свидетельства (допуска) оценивается как незаконная предпринимательская деятельность с вытекающими последствиями правового характера.

– Каковы условия для принятия в СРО, в том числе сумма членских взносов?
– Конкретные условия вступления в СРО устанавливаются саморегулируемыми организациями на общих собраниях. Сумма членских и вступительных взносов также определяется общим собранием саморегулируемой организации и зависит от объема выполняемых работ и перечня видов работ, по которым требуется получение свидетельства (допуска).
Законодательством определен размер взносов в компенсационный фонд СРО в 1 млн руб. для строителей и 500 тыс. руб. – для проектировщиков и изыскателей (при страховании гражданской ответственности 300 тыс. руб. – для первых и 150 тыс. руб. – для вторых). Внесение взносов в компенсационный фонд является одним из обязательных условий вступления в СРО.
Указанные минимальные размеры взносов в компенсационный фонд для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих инженерные изыскания, проектирование и строительство, установлены законодательством вне зависимости от категории хозяйствующего субъекта (малый, средний или крупный бизнес).

– Какими законодательными актами руководствуются СРО в своей работе? Какие документы разрабатываются СРО?
– Деятельность СРО регламентирована Федеральными законами:
- от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
Градостроительным кодексом РФ с учетом внесенных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» изменений.
Мною названы основные законодательные акты, понятно, что весь перечень законов, которыми руководствуются СРО, перечислять не имеет смысла.
Перечень основных документов, разрабатываемых саморегулируемой организацией, изложен в статье 55.5 «Документы саморегулируемой организации» Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Для примера можно привести основной перечень документов, разработанных и принятых РНП «Содружество строителей РТ»:
• Устав РНП «Содружество строителей РТ»;
• Положение о размерах и порядке уплаты взносов в РНП «Содружество строителей РТ»;
• Стандарт саморегулирования в РНП «Содружество строителей РТ»;
• Перечень видов работ по строительству;
• Требования к выдаче свидетельств о допуске;
• Положение о порядке выдачи свидетельств;
• Правила контроля в РНП «Содружество строителей РТ»;
• Положение о специализированном органе РНП «Содружество строителей РТ»;
• Правила саморегулирования ПССРОС РТ2009-1 Требования к страхованию членами РНП «Содружество строителей РТ» гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
• Методические рекомендации по страхованию гражданской ответственности членами РНП «Содружество строителей РТ»;
• Положение о компенсационном фонде РНП «Содружество строителей РТ».

– Какая организация контролирует сами СРО?
– Уполномоченным органом, осуществляющим контроль (надзор) за деятельностью СРО, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которому законодательно поручено осуществлять контроль за деятельностью некоммерческих партнерств, получивших статус СРО.
– Как предполагается контролировать работу членов СРО? Есть ли у члена СРО возможность влиять на принятие решения о качестве самого СРО?
– Правила контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации разрабатываются и утверждаются саморегулируемыми организациями на общем собрании. Для примера, в РНП «Содружество строителей РТ» правила контроля в области саморегулирования утверждены решением Общего собрания членов РНП «Содружество строителей РТ», протокол №3 от 05 июня 2009 г. Решение принимается на общем собрании, и любая организация, состоящая в СРО, может повлиять на принятие решения.

– Есть ли у предприятия возможность выбрать СРО?
– В зависимости от вида деятельности организации законодательством определены три вида СРО:
- основанную на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
- основанную на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
- основанную на членстве лиц, занимающихся строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства.
Законодательством не предусматривается ограничение количества СРО по каждому виду деятельности, ограничение касается только количества членов саморегулируемой организации (указан нижний порог). Организация вправе самостоятельно выбрать СРО, членство в которой позволит ей осуществлять работу на строительном рынке. 

Все статьи рубрики