Выверка и контроль положения ходовых колес козловых и мостовых кранов в процессе проведения экспертизы
ООО «ПромЭкс»:
КАТАЕВ В.А., директор, эксперт в области промышленной безопасности; МАНАКОВ А.П., начальник отдела экспертизы технических устройств и сооружений опасных производственных объектов (начальник отдела ТУ и С ОПО), эксперт в области промышленной безопасности; ГЛУХОВ А.А., инженер-обследователь, эксперт в области промышленной безопасности
Номер журнала:
Рубрика:
Одним из часто встречающихся отказов является выход из строя крановых колес и подкрановых рельсов ввиду их преждевременного износа.
На предприятиях, эксплуатирующих краны мостового и козлового типа, ремонт или замена ходовых колес, а также замена рельсов создают финансовые и трудовые затраты. Нередки случаи, когда крановые колеса служат 3-4 месяца при регламентированном сроке 5-12 лет; срок службы подкрановых рельсов снижается до 40-50 % от регламентированного. Данная проблема особенно актуальна для предприятий с постоянным использованием таких кранов (металлобазы, погрузочные площадки заводов и т.д.).
Для обеспечения нормативных сроков эксплуатации ходовых колес и рельсов необходимо точно соблюдать нормы установки колес на ходовых тележках. Несоответствие схождения и развала колес кранов мостового и козлового типа требованиям ГОСТ 27584-88 «Краны мостовые и козловые электрические. Общие технические условия» ведет к усталостным разрушениям концевых балок в местах установки колес и их соединениях с главными балками, разрушению тихоходных валов механизмов передвижения с навесными редукторами, расшатыванию колеи рельсового пути, износу реборд колес, рельсов, разрушению подшипников букс. Горизонтальные нагрузки, возникшие при взаимодействии реборд колес с рельсами, передаются на металлоконструкции крана, на подкрановые строительные конструкции и приводят к их разрушению.
Контроль положения колес должен производиться в следующих случаях: при проведении контрольной сборки крана на заводе-изготовителе; после монтажа крана на новом месте; после демонтажа или замены колес; при повышенном износе реборд колес или рельсов; при ремонте с применением сварки узлов крепления колес; при проведении обследования технического состояния крана.
В 2009 году организацией ООО «ТЕХТРАНСГРЕС» (г. Екатеринбург) были разработаны: лазерный уровень «ЛПК» для измерения схождения колес, специальный уровень для измерения развала колес «УКП» (патент на полезную модель № 89513) и методические указания МУ.ТТГ-1742-09 по контролю положения колес механизмов передвижения кранов (грузовых тележек) (патент на изобретение № 2412105), согласованные с Уральским управлением Ростехнадзора. Данная методика шесть лет проходила проверку на предприятиях г. Екатеринбурга и зарекомендовала себя с положительной стороны. Эта методика позволяет определить сход и развал колес, рассчитать толщину подкладки для регулировки букс, уменьшить износ колес, рельсов, сократить финансовые и трудовые затраты и увеличить срок службы колес до ремонта (замены).
Для обеспечения безотказной работы грузоподъемных кранов и снижения затрат на ремонт экспертная организация ООО «ПромЭкс» рекомендует проведение периодической выверки и контроля положения ходовых колес козловых (мостовых) кранов и предлагает эксплуатирующим организациям свои услуги.
На предприятиях, эксплуатирующих краны мостового и козлового типа, ремонт или замена ходовых колес, а также замена рельсов создают финансовые и трудовые затраты. Нередки случаи, когда крановые колеса служат 3-4 месяца при регламентированном сроке 5-12 лет.
Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 144А, 2-й этаж,
тел./факс: (3412) 45-77-01, e-mail: promex_izh@mail.ru