Внедрение «умных» технологий должно стать ключевым фактором развития машиностроения
НЕФЕДОВ Владимир Валентинович
министр промышленности и инноваций Нижегородской области
Номер журнала:
Рубрика:
О перспективах развития машиностроительного комплекса региона мы побеседовали с министром промышленности и инноваций Нижегородской области Нефедовым Владимиром Валентиновичем.
- Владимир Валентинович, какие наиболее актуальные задачи стоят сейчас перед машиностроительным комплексом области?
- Самая важная – технологическое перевооружение. Факторы роста производства, связанные с импортозамещением и активизацией экспорта, в докризисный период практически были исчерпаны. Причиной стало снижение конкурентоспособности машиностроительной продукции, прежде всего за счет сокращения ценового разрыва между импортной и отечественной продукцией, а также износа основных фондов на 50-70 %. В своем сегодняшнем состоянии предприятия отрасли могут производить высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию только для сравнительно узких сегментов рынка. Поэтому необходимо проведение активной импортозамещающей политики в отраслях, где есть условия для производства конкурентоспособной продукции, в том числе и путем переноса производства импортного оборудования и техники на площадки в России, в кооперации с российскими машиностроительными предприятиями с обязательным технологическим трансфертом.
Другая серьезная проблема – кадровый вопрос. Сейчас он стоит как никогда остро. Деградация отраслей машиностроения в последние 10-15 лет привела к тому, что большое количество специалистов перешло в другие сферы деятельности или же эмигрировало («утечка мозгов»). В условиях модернизации и технического перевооружения численность квалифицированного персонала на предприятиях снижается. При этом число работников предпенсионного и пенсионного возраста растет. Особую тревогу вызывает отток молодых специалистов. Именно поэтому сейчас необходимо формирование специалистов всех уровней: высшей квалификации (докторов и кандидатов наук), инженерно-технического состава; мастеров и рабочих различных уровней квалификации. Эти задачи настолько сложные и многофакторные, что решить их можно только совместными усилиями государства, деловых кругов и общества.
- Что предпринимается на данном этапе для насыщения предприятий машиностроительного комплекса кадрами?
- Мы действуем в соответствии со стратегией создания системы многоуровневого непрерывного образования, которая включает в себя обучение в ресурсных центрах и на базовых кафедрах в структуре ведущих учреждений высшего образования. Используя возможности государственно-частного партнерства и участвуя в национальном проекте «Образование», совместно с работодателями мы открыли в области пять ресурсных центров. В них осуществляется переподготовка рабочих, инженеров и опережающее обучение работников предприятий, находящихся под риском увольнения по областной программе «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области».
Работа по созданию ресурсных центров в Нижегородской области будет продолжена. Оснащены и готовятся к открытию ресурсные центры в Лукояново и Арзамасе, с помощью которых число выпускаемых специалистов увеличится еще на 100 человек в год.
В качестве положительного примера развития кадрового потенциала стоит отметить компанию ТОР Инжиниринг (дочернее предприятие ОАО «Красный якорь»), которая совместно с одной из ведущих мировых компаний – производителей обрабатывающего оборудования MAG построила в Нижнем Новгороде уникальный, не имеющий аналогов сервисно-обучающий центр. Его задачи: содействие в техническом переоснащении российских предприятий, обеспечение доступа к новейшим технологиям обработки материалов, обучение и подготовка высококвалифицированного инженерно-технического персонала для обслуживания станков с ЧПУ: сервис-инженеров, операторов, программистов.
В «Группе ГАЗ» в 2011 г. стартовала программа «Кадровый резерв – 2011», цель которой – выявление и продвижение работников с высоким уровнем профессиональных компетенций, обладающих лидерскими качествами и потенциалом для дальнейшего карьерного роста. Реализация программы позволит создать резерв эффективных менеджеров, подготовленных к управлению предприятиями компании в современных условиях. В соответствии с программой, кадровый резерв будет формироваться на двух уровнях: оперативном и стратегическом. Оперативный блок включает специалистов, чей опыт позволяет в ближайшее время занять вакантную управленческую должность. Стратегический резерв формируется из сотрудников, которым еще предстоит повысить свои компетенции до определенного уровня.
- Какие направления для машиностроительной отрасли Нижегородчины являются наиболее перспективным?
- Основными направлениями в регионе являются транспортное машиностроение, автомобиле- и судостроение, производство дизельных двигателей, самолето- и станкостроение. Но, несомненно, наиболее перспективно производство транспортных средств и оборудования. Лучшее подтверждение тому – результаты работы в 2011 г. Так, было отгружено продукции на сумму 131,2 млрд рублей – в 1,3 раза больше по сравнению с 2010 г. (в действующих ценах). Индекс производства составил 114,3 %. Выпуск грузовых автомобилей увеличился на 29,6 %, автобусов – на 22,7 %, автомобильных двигателей – на 7,1 %, автозапчастей – на 24,4 %, специальных автомобилей — на 30 %.
Весьма активно развивается кооперационное сотрудничество нижегородских предприятий машиностроительной отрасли с ведущими мировыми производителями. «Группа ГАЗ» подписала договоры о сотрудничестве с ведущими мировыми автопроизводителями Volkswagen, General Motors, Daimler о контрактной сборке автомобилей иностранных брендов на производственных площадках Горьковского автозавода.
В рамках соглашения с VOLKSWAGEN Group Rus «Группа ГАЗ» будет осуществлять контрактную сборку автомобилей Skoda Octavia и Skoda Yeti, а также нового Volkswagen Jetta на Горьковском автозаводе. Будет организован полный цикл производства данных моделей. Общий объем производства превысит 100 тыс. автомобилей в год. Инвестиции в производство составят 200 млн евро, которые будут направлены в том числе на модернизацию мощностей ГАЗа по выпуску легковых автомобилей и на новое оборудование, соответствующее специфике выпускаемой продукции. Старт производства
полного цикла первого автомобиля, который будет производиться на ГАЗе, – Skoda Yeti – намечен на четвертый квартал 2012 г.
В рамках соглашения с General Motors на ГАЗе будет осуществляться контрактная сборка нового автомобиля малого класса Chevrolet Aveo. Старт производства запланирован на середину 2012 г. Ожидается, что ежегодный объем производства составит около 30 тыс. седанов и хэтчбэков Aveo, которые будут продаваться на российском рынке. Сотрудничество с GM позволит улучшить качество и технологии всей производственной площадки ГАЗа, что позволит ГАЗу эффективно использовать инвестиции, вложенные в легковое производство, и обеспечить проект с GM высококвалифицированным персоналом.
Соглашение с Daimler предполагает организацию на Горьковском автозаводе производства коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter. Ежегодный объем производства составит в среднем около 25 тыс. автомобилей. Инвестиции компании Daimler в организацию производства автомобилей Mercedes-Benz Sprinter на ГАЗе превысят 100 млн евро. Стороны также планируют локализацию производства ряда компонентов, которые будут использоваться на автомобилях Mercedes-Benz Sprinter и в продуктовом портфеле ГАЗа. В 2011 г. Daimler и ГАЗ будут вести подготовку локализации производства и компонентов, включая модернизацию существующего производства коммерческих автомобилей ГАЗа, а также создание новых мощностей и обучение персонала ГАЗа в соответствии с новыми задачами.
Горьковский автозавод также активно развивает сотрудничество с производителями компонентов. В 2011 г. ГАЗ подписал меморандум о взаимопонимании по созданию совместного предприятия на своих мощностях с компанией Bulten, шведским производителем деталей крепежа. Старт производства запланирован на 2012 г. Совместное предприятие будет заниматься разработкой и производством деталей крепежа для автомобильной промышленности России и СНГ, а также для потребителей из других отраслей. В рамках сотрудничества с Bulten будет существенно модернизировано действующее оборудование Горьковского автозавода по выпуску деталей крепежа.
В 2011 г. также было подписано соглашение о создании совместного предприятия на мощностях Горьковского автозавода с компанией BOSAL, одним из ведущих мировых производителей систем выпуска отработанных газов (СВОГ). Новое производство выхлопных труб, глушителей, нейтрализаторов начало работу в четвертом квартале 2011 г. На первом этапе совместное предприятие будет выпускать продукцию в соответствии с требованиями экологического стандарта «Евро-3», а затем – в соответствии со стандартом «Евро-4». На первоначальном этапе годовая мощность производства СВОГ составит 350 тыс. комплектов, потребителями которых будут как ГАЗ, так и внешние заказчики. Сотрудничество с BOSAL позволит модернизировать мощности автокомпонентного производства и обеспечить технику ГАЗа современными выхлопными системами. Реализация проекта станет успешным шагом в привлечении ведущих мировых производителей к локализации высокотехнологичных автокомпонентных производств в Нижегородской области и дальнейшему развитию в регионе автомобильного кластера.
Стратегия «Группы ГАЗ» на кратко- и среднесрочную перспективу предполагает сохранение лидерских позиций в сегментах легкого коммерческого транспорта, грузовиков и автобусов. «Группа ГАЗ» планирует сфокусироваться на сохранении доли рынка в данных сегментах, а также на модернизации модельного ряда и улучшении качества продукции.
В июле 2011 г. на Заводе штампов и пресс-форм Дивизиона «Автокомпоненты» «Группы ГАЗ» была запущена передовая для российского автопрома технология – формование листового металла гидроэластичной средой, был введен в эксплуатацию современный пресс Quintus FlexForm производства компании Avure Technologies. Новое оборудование будет использоваться для создания деталей перспективных моделей, в том числе легких коммерческих автомобилей «ГАЗель-Next», серийное производство которых начнется в 2013 г.
- Каковы еще интересы зарубежных компаний в Нижегородской области, помимо автопрома?
- В июле 2010 г. инвестиционный совет при губернаторе установил статус приоритетного для проекта производства конструктивных элементов и компонентов ООО «Либхерр – Нижний Новгород». Проекту были предоставлены льготы в виде налога на имущество в размере 1,27 млрд рублей и на прибыль в объеме 11,7 млн рублей. По расчетам, бюджетная эффективность составит 35,8 млн рублей, объем инвестиций в реализацию проекта – 11 млрд рублей, срок окупаемости – 163 месяца.
А в июне 2011 г. в Дзержинске был открыт первый в России завод корпорации «Либхерр» (Швейцария). Это предприятие по производству и сборке строительной техники (землеройная техника и башенные краны), металлоконструкций и и комплектующих для различных видов техники, а также ключевых компонентов для систем управления полетом. Объем инвестиций по проекту составил 200 млн евро. В настоящее время на заводе в Дзержинске занято около 150 сотрудников, в перспективе группа компаний «Либхерр» создаст в Нижегородской области более шестисот новых рабочих мест. По окончании срока действия инвестиционного соглашения ежегодный размер налоговых отчислений составит 300 млн рублей.