Управление отходами в Республике Татарстан
Номер журнала:
Рубрика:
Долгие годы проблема утилизации отходов решалась просто – их вывозили куда-нибудь с глаз долой. Хорошо, если на специально отведенные и оборудованные места – полигоны. Но во многих регионах России до сих пор мусор отвозится на свалки, с которых ветер на многие километры разносит легкие полиэтиленовые пакеты как напоминание о бесхозяйственности. А, по сути, огромное количество денег, которое было потрачено на изготовление этого материала, а затем будет потрачено на ликвидацию засорений, борьбу с распространением инфекций и т.д.
Однако и полигоны – только частичное решение проблемы. Увеличивающееся количество населения городов, повышение потребления, рост промышленного производства может привести к их быстрой наполняемости. Кроме того, существуют и проблемы возгорания содержимого, вступления неотсортированных ингредиентов в химические реакции, попадания жидких фракций в грунтовые воды и др.
Жизнь не стоит на месте, и, к счастью, в наше время есть технологии, позволяющие сократить до минимума мусор, поступающий на захоронение – это его сортирование с последующей переработкой, вовлечением в промышленное производство. И тогда только незначительное количество отходов в спрессованном и брикетированном виде поступит на полигон, увеличивая многократно время его эксплуатации.
Именно такой подход приобретает в Республике Татарстан большую популярность. Не случайно здесь в ноябре 2006 г. распоряжением Кабинета Министров республики была создана межведомственная рабочая группа, результатом работы которой стала утвержденная Постановлением №638 ровно через год, 15 ноября 2007 г., Концепция «Утилизация, переработка отходов производства и потребления и вовлечение вторичных ресурсов в промышленное производство в Республике Татарстан». Концепция определила пути развития государственного управления в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательствами РФ и РТ. Ее действие распространяется на государственные органы исполнительной власти и хозяйствующие субъекты, чья деятельность связана с регулированием процессов обращения с отходами на территории республики. Документ установил цели и задачи комплексного решения технических, экологических и экономических проблем, связанных с утилизацией и переработкой отходов производства и потребления в РТ с учетом научно-технических достижений в области ресурсосбережения, а также снижения факторов загрязнения окружающей среды в республике.
Еще раньше, в сентябре 2007 г., Кабмин РТ утвердил Концепцию «Экологическая безопасность РТ на 2007-2015 гг.» Постановлением №438.
Эти два документа стали основополагающими в области управления отходами на территории Татарстана. О том, как складывается работа в этом направлении свидетельствуют данные, приведенные в Государственном докладе «О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды РТ в 2008 г.», информация, предоставленная специалистами Министерства экологии и природных ресурсов РТ и Приволжского управления Ростехнадзора. Цифры за весь 2009 г. пока не просчитаны, но предполагается, что результаты будут ниже, что, как говорят аналитики, связано с периодом кризиса.
Отходы производства и потребления
В целом по республике в 2008 г. в сфере обращения отходов производства и потребления общий объем образования отходов составил около 10789 тыс. т. отходов, из них: промышленных – более 3516 тыс. т. (32,6 %), бытовых – 1242 тыс. т. (11,5 %), животноводства – 6030 тыс. т. (55,9 %).
В соответствии с данными Госстатотчетности 2-ТП (отходы), в 2008 г. на 2251 предприятии республики образовалось 638 видов промышленных отходов (в 2005 г. – 561, в 2006 г. – 590, в 2007 г. – 669) общим объемом более 3516 тыс. т., что на 187 тыс. т. меньше, чем в 2007 г., – аналитики связывают это с процессом кризиса.
Состояние системы сбора и утилизации отходов производства и потребления
Работа по извлечению вторичных ресурсов из твердых бытовых отходов (ТБО) ведется в республике с 2001 г. Обязательному сбору подлежат 13 видов отходов: древесные отходы, макулатура, лом черных металлов, лом цветных металлов, ртутьсодержащие отходы, отработанные масла, нефтешламы, отходы полимерных материалов, отходы резинотехнических изделий, отработанные аккумуляторы, отработанный электролит, текстиль, стеклобой.
На сегодня в РТ насчитывается 188 специализированных предприятий, имеющих лицензии на право деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, что на 21 предприятие больше, чем в 2008 г.
По данным Министерства экологии и природных ресурсов РТ, в 2008 г. специализированными предприятиями было собрано более 802,5 тыс. т. вторичных ресурсов, что на 15% больше показателей предыдущего года.
Это количество вторсырья могло бы быть намного больше, если бы при сборе отходов в жилищно-коммунальном хозяйстве соблюдался принцип его раздельного сбора, что практикуется предприятиями республиками. А так, по данным специалистов Центра энергосберегающих технологий РТ, выход вторресурсов на действующих в Татарстане сортировочных установках составляет около 10% от объема поступающих на переработку отходов.
Отходы черных и цветных металлов
В 2008 г. крупнейшими предприятиями по заготовке лома черных и цветных металлов собрано более 252 тыс. т. отходов. Эти организации (в числе которых ОАО «Втормет» и его филиалы, ППВР ОАО «КамАЗ-Металлургия», ООО «Татвторчермет», ЗАО «Торгмет», ООО «Истоки», ООО «РАМСАЛ», ЗАО «ТАГУМ», ЗАО «Казаньвторцветмет», ОАО «Сухоложский завод цветных металлов» и ряд других) поставляют готовый металлолом на металлургические комбинаты в города Ижевск, Липецк, Магнитогорск, Череповец.
Ртутьсодержащие отходы
В РТ в рамках Федеральной программы «Ртуть. Комплексная система безопасности» создана централизованная система сбора и переработки ртутьсодержащих отходов. Основным источником загрязнения ртутью ОС являются отходы ртутьсодержащих изделий – люминесцентные лампы и ртутные термометры (медицинские и промышленные).
Сбором таких отходов занимаются 9 предприятий. Переработку же осуществляет предприятие ООО «Экология» (г. Нижнекамск) на установке УРЛ-2М.
Макулатура
Сбор макулатуры в республике осуществляют 23 предприятия (лицензиата).
Единственным крупным потребителем макулатуры в республике является ЗАОр «Народное предприятие Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат». Предприятие производит картон и санитарно-гигиеническую бумагу для изготовления гофротары и туалетной бумаги. В небольших объемах макулатура перерабатывается на предприятии ООО «Экология» (г. Нижнекамск).
Отработанные резинотехнические изделия
Сбор и переработку изношенной авторезины и других отходов РТИ в республике осуществляют 15 предприятий, в небольших объемах переработку отработанных резинотехнических изделий осуществляют: ООО «Завод РТИ» (г. Альметьевск), ООО «КамЭкоТех» (г. Нижнекамск), ОАО «Нижнекамскшина», где в ресайклинг идут отходы собственного производства (отходы резиновых смесей, обрезиненного корда, вулканизированные выпрессовки). Продуктами переработки являются: нашпальные прокладки, резиновые плиты для ж/д переездов, резинотканевые плиты для сельскохозяйственных предприятий, резиновые детали для товаров народного потребления.
Отработанные масла
Сбор и переработку отработанных масел осуществляют предприятия ООО «Вторнефтепродукт» (г. Заинск) на установке «КХД Хумбольдт-Ведаг АГ» «КЛЕКНЕР» (ФРГ), ОАО «Холдинговая компания «Татнефтепродукт» (г. Казань), ООО «Экология» (г. Нижнекамск).
Отработанные элементы питания
В Татарстане есть только одно предприятие, ООО «Шарл» (г. Лениногорск), перерабатывающее лом свинцовых аккумуляторных батарей. В 2008 г. завод переработал порядка 108 т. отработанных свинцовых аккумуляторных батарей и 47,5 т. отработанной серной аккумуляторной кислоты. В результате утилизации отработанных аккумуляторов образуется вторичная продукция – свинцовые стартерные аккумуляторные батареи.
Большинство предприятий, осуществляющих сбор отработанных аккумуляторов на территории республики, ограничивается их передачей на переработку третьим организациям в качестве источника для извлечения цветных металлов с отгрузкой на заводы городов Челябинск, Рязань, Днепропетровск, Курск.
Отходы полимерных материалов
Сбор отходов полимерных материалов в республике осуществляют 29 предприятий, из них 7 имеют оборудование для переработки полимерных отходов, из которых получают товарный продукт – крошку (ПНД, ПВД), лапрол и калий-фосфатные удобрения, многослойную ПЭТ пленку и др.
Нефтешламы
Актуальным остается вопрос утилизации отходов нефтешламов, образующихся в результате деятельности подразделений ОАО «Татнефть», локальных очистных сооружений автомоек, ливневых стоков с АЗС, при зачистке резервуаров для хранения мазутного топлива на ТЭЦ и нефтепродуктов на АЗС.
Крупным предприятием на территории РТ, занимающимся сбором и переработкой отработанных нефтепродуктов и нефтешламов, является ООО «Промышленная экология» (г. Альметьевск). Предприятие осуществляет переработку всех видов жидких и твердых нефтешламов, отработанных масел. Доведенный до товарного качества отход реализуется потребителям.
Осадок сточных вод
По данным Госстатотчетности 2-ТП (отходы), на 01.01.2008 количество размещенного на иловых площадках осадка составило более 404 тыс. т. Необходимо отметить, что в республике данный вид отхода практически не используется.
Отходы животноводства
По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, в 2008 г. в республике образовалось 6030 тыс. т. животноводческих отходов. Их размещение на сельскохозяйственных угодьях в качестве удобрений составило более 4017 тыс. т., или 66,6% от общего объема образовавшихся отходов.
В перспективе данный вид отходов предполагается применять как сырье для биогазовых установок.
Медицинские отходы
Медицинские отходы являются биологически опасными с потенциалом к распространению инфекций. По данным Министерства здравоохранения РТ, в 2008 г. в результате деятельности медицинских учреждений образовалось более 24 тыс. т. медицинских отходов.
Медучреждениями осуществляются сбор внутрибольничных отходов, их дезинфекция, упаковка в одноразовые мягкие пакеты, хранение в межкорпусных контейнерах по классам опасности с последующим вывозом специализированными организациями для захоронения на полигоны ТБО или на вторичную переработку.
В рамках реализации Концепции «Утилизация, переработка отходов производства, потребления и вовлечение вторичных ресурсов в промышленное производство в Республике Татарстан», Минздрав РТ вышло с предложением о включении в План мероприятий по реализации Концепции создание специализированных предприятий по централизованному сбору и термическому уничтожению медицинских отходов классов Б, В и частично Г в Северо-Западном, Северо-Восточном, Юго-Восточном, Закамском, Предкамском и Предволжском регионах республики.
Биологические отходы
Министерство экологии и природных ресурсов РТ осуществляет контроль за проведением работ по исполнению Перечня поручений Президента РТ М.Ш.Шаймиева от 19.10.2007 №ПР-24 по решению проблемы утилизации биологических отходов.
На 1 октября 2009 г. по данным Главного Управления ветеринарии Кабинета Министров РТ, из запланированных 324 биотермических ям в хозяйствах и районных центрах республики построено 181 (55,8%). Из запланированных 801 сибиреязвенного скотомогильника обустроено 771(96,2%).
Состояние объектов размещения отходов
В настоящее время на территории РТ функционируют три полигона для промышленных отходов 3-5-го классов опасности на: ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Химзавод им. Л. Я. Карпова» (г. Менделеевск).
Полигоны ТБО
В целях реализации системы управления твердыми бытовыми отходами на территории РТ в период с 1999 по 2009 гг. построен 51 полигон ТБО общей площадью 316,21 га, проектной мощностью 26,76 млн. куб. метра. В настоящее время 41 полигон ТБО работает на основании лицензии, предоставленной в установленном порядке.
Серьезной проблемой в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории республики в 2007 г. оказалось отсутствие лицензий на деятельность по сбору, транспортировке, размещению опасных отходов у большинства предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в данной сфере. Причины были разными. По словам Людмилы Ладыгиной, специалиста Приволжского управления Ростехнадзора по вопросам лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов, «часто бывает так, что процесс получения лицензий тормозится из-за не соответствия установленным требованиям документов, обязательных в составе заявления.
– Мы сталкиваемся с неправильно составленными договорами аренды (без соблюдения Гражданского, Земельного кодексов); с долгосрочными договорами, не прошедшими государственную регистрацию в установленном порядке; с тем, что земельные участки, отведенные под строительство полигона, не переведены из категории земель сельхозназначения в промышленные – проблем довольно много, – говорит Людмила Александровна. – Бывает, что правоустанавливающих документов на полигон нет вообще. Поэтому, большинство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующие полигоны ТБО, дорабатывали свои документы, получая консультации у специалистов управления, и смогли получить лицензии только в 2008-2009 гг. Надо также отметить, что порядок лицензирования деятельности в области обращения с отходами часто меняется (в настоящее время в РФ лицензируется уже третий вид деятельности), что создает определенные трудности для соискателей лицензии.
Следует учесть, что эксплуатация объектов захоронения отходов может быть экономически успешной и экологически безопасной только в рамках продуманной системы очистки населенных мест. В республике же не реализована статья седьмая федерального закона «Об охране окружающей среды». Статья звучит так: «Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с ООС». Здесь четко обозначено, что организацией сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов занимаются муниципальные органы самоуправления. Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, в каждом населенном пункте должна быть разработана Генеральная схема отчистки населенного пункта. Этот документ по Градостроительному кодексу выполняется в обязательном порядке в составе градостроительной документации - генерального плана населенного пункта, либо самостоятельно. И только в городе Набережные Челны в 2006 г. подобная схема была разработана и внедрена.
В отсутствии Генеральной схемы отчистки населенного пункта, лицензиаты (сборщики, транспортировщики отходов, пользователи или собственники полигонов ТБО) имеют возможность организовывать свою работу исключительно в собственных экономических интересах, а не интересах муниципалитета, порой нарушая проектные технологические параметры эксплуатации полигона.
Решению вопроса лицензирования деятельности полигонов ТБО особое внимание было уделено в работе Межведомственной комиссии по экологической безопасности, природопользованию и санитарно-эпидемиологическому благополучию в РТ. Пути решения данной проблемы стали предметом обсуждения на всех выездных заседаниях Межведомственной комиссии.
Совместно со специалистами Управлений Ростехнадзора, Роспотребнадзора и Минземимущества РТ были организованы и проведены заседания консультационных комиссий по оказанию помощи руководителям Исполнительных комитетов муниципальных районов, МПП ЖКХ, предприятий, эксплуатирующих полигоны ТБО, и собственников полигонов ТБО в решении вопросов получения лицензий.
В 2008 г. на действующие полигоны ТБО и городские санкционированные свалки (в Казани, Зеленодольске, Нижнекамске и Набережных Челнах) вывезено около 4963 тыс. кубометров отходов, из них отходов от промышленных предприятий 3-5-го классов опасности – более 1820 тыс. куб. метров, что составляет 37% от общего объема размещенных отходов и превышает допустимую долю для промышленных отходов в составе ТБО (30%).
В муниципальных образованиях и городских округах РТ наметилась устойчивая тенденция к наполняемости действующих карт полигона опережающими темпами по отношению к проектным расчетам срока эксплуатации объектов. Так, в 2008 г. на 20 полигонах было произведено захоронение отходов в объемах, превышающих их годовую проектную мощность. При сохранении данной тенденции построенные и рассчитанные на эксплуатацию в течение 20-25 лет полигоны ТБО уже через несколько лет будут переполнены. Поэтому в соответствии с постановлением Кабмина РТ было запланировано выделение денежных средств на строительство шести новых полигонов ТБО в муниципальных районах республики.
Схема образования, сортировки и утилизации отходов в РТ