Современная технология аттестации
Григорьев Николай Саммуилович
начальник отдела анализа и координации надзорной деятельности Приволжского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Рост аварийности и травматизма на предприятиях Республики Татарстан, отмечавшийся в 2005-2006 гг., потребовал внедрения новых высокоэффективных технологий в области аттестации персонала. Одной из современных методик стала компьютерная аттестация, которая была введена в РТ в июне 2006 г.
Три года назад при переходе на компьютеризированную систему аттестации работников предприятий, по результатам первых проведенных анализов, из 500 человек 340 специалистов не сдали экзамен в области соблюдения требований промышленной безопасности на особо опасных производственных объектах. Из них около 100 директоров и 55 главных инженеров были отправлены на повторную экзаменацию. Среди тех, кто демонстрировал не самые лучшие знания, были специалисты, обслуживающие энергетические и тепловые установки, работники нефтяной и газовой отраслей промышленности.
Ситуация показала, что проблема не только в устаревших производствах и экспертизе потенциально опасных промышленных объектов, основным вопросом стало управление промышленной безопасностью республики.
Сейчас процент положительной сдачи экзамена составляет до 87% по республике.
Если учесть, что применительно к отраслям промышленности составной частью системы управления промышленной безопасностью служит производственный контроль, который направлен на осуществление комплекса мер, предупреждающих аварийные ситуации, то аттестация специалиста – наиважнейший пункт в управлении.
Начальник отдела анализа и координации надзорной деятельности Приволжского управления Ростехнадзора Николай Саммуилович Григорьев:
- Аттестация непосредственно участвующих в эксплуатации электро-и тепловых установок специалистов проводится не реже 1 раза в год, для тех, кто не связан с работой такого оборудования, раз в три года. При переходе на компьютерную аттестацию работники предприятий показывали очень низкие результаты. По отношению к традиционному опросному методу при этой системе не работает человеческий фактор, но ведь аттестация проводится среди уже подготовленных и работающих на предприятиях людей. Таким образом, три года назад мы сделали неутешительный вывод об отношении работников к сдаче экзамена и постоянному восполнению образования.
Сейчас специалисты учли все спорные моменты при проведении аттестации сотрудников опасных производственных объектов и адаптировали программу к разным категориям работников. Теперь сварщик сдает отдельно от стропальщика, а крановщик «не спотыкается» на вопросах оператора котельной. К примеру, в области химнадзора работают около 55 тестов, а общее количество тестов по всем специализациям – более 250.
Кроме этого, по рабочим специальностям прием общих правил безопасности проводится в компьютеризированном виде, а экзамен по специальности принимается в виде собеседования и практических занятий.
Проверка знаний инспекторов надзорного органа проводится по той же системе. Но нужно также отметить, что если для специалиста производственных предприятий в тесте содержатся около 15 вопросов, то для инспекторского состава – 25. Это позволяет узнать уровень профессиональной подготовки самих проверяющих.
Внедрению компьютерной аттестации предшествовала работа с курсовыми комбинатами. В Татарстане большое количество профессиональных учебно-производственных центров – около 40.
Цветкович М.С., директор Приволжского регионального центра подготовки кадров "Энергетик":
На сегодняшний день позиции выстроились, система стала легитимной и «прижилась» в республике. Остаются некоторые моменты, которые нужно проработать окончательно. Например, вопросы в некоторых тестах слишком объемные. Отдельные вопросы в программе по специализации «краны-манипуляторы», к примеру, вообще не входят в компетенцию специалистов этого направления. Возможно, стоит уменьшить количество вопросов, но повысить их качественные характеристики. Важно ускорить процессы обновления компьютерных систем. Хочется, чтобы в этом вопросе органы Ростехнадзора более оперативно сотрудничали с учебными комбинатами.
Однако дело не только в том, как готовиться к экзамену и каким способом его сдавать. К сожалению, далеко не всегда можно провести связь между успешной сдачей экзаменов, наличием учебных комбинатов и безаварийной работой предприятий. Многое в этой ситуации зависит от общего отношения к соблюдению правил безопасности на самом производстве.
Основная причина несчастных случаев - низкий уровень дисциплины труда
По данным Приволжского управления Ростехнадзора, за 9 месяцев 2009 г. на подконтрольных производственных объектах произошли 1 авария и 14 несчастных случаев:
- 1 авария с групповым несчастным случаем при эксплуатации объектов нефтедобычи;
- 3 несчастных случая при эксплуатации объектов нефтедобычи (2 несчастных случая с тяжелым исходом, 1 групповой несчастный случай);
- 6 несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных механизмов (2 случая с тяжелым исходом, 4 несчастных случая со смертельным исходом).
- 5 несчастных случаев при эксплуатации электроустановок потребителей (3 случая со смертельным исходом, 2 групповых несчастных случая).
За аналогичный период 2008 г. на подконтрольных Управлению производственных объектах произошли две аварии со смертельными несчастными случаями - при эксплуатации системы газопотребления и при эксплуатации грузоподъемных механизмов. Произошли 6 несчастных случаев при эксплуатации опасных производственных объектов, из них: 2 несчастных случая с тяжелым исходом (при эксплуатации объектов нефтедобычи, при эксплуатации грузоподъемных механизмов), 4 несчастных случая со смертельным исходом (на объекте нефтехимического производства при эксплуатации объектов нефтедобычи, при эксплуатации системы газопотребления и при эксплуатации грузоподъемных механизмов). Произошло 2 несчастных случая при эксплуатации электроустановок потребителей (один несчастный случай с тяжелым исходом, один групповой несчастный случай с тяжелым исходом).
Кроме индивидуальных причин, в каждом несчастном случае можно выделить и общие:
1. Несоблюдение должностных и производственных инструкций по безопасному производству работ.
2. Недостаточный контроль со стороны инженерно-технических работников за безопасным проведением работ.
3. Ослабление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
4. Нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда.
5. Допуск к работам персонала без соответствующей квалификации.