Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Транспортировка опасных грузов требует ужесточения стандартов

 
НАБИЕВ Ильгиз Файзиевич, заместитель руководителя  Приволжского управления  Ростехнадзора

НАБИЕВ Ильгиз Файзиевич
заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

Аварии на них могут повлечь за собой большие человеческие жертвы, экономический ущерб и негативные социальные последст­вия. Ввиду этого такие объекты взяты под особый учет, увеличена плотность их проверок.

Требования надзора
Практически любая продукция, выпускаемая современной промышленностью, в том числе и пищевой, идет с использованием или выделением того или иного опасного ингредиента, который уже изначально в чистом виде несет в себе определенную угрозу жизни и экологии либо становится таковым в больших концентрациях. 
Основными производителями и потребителями опасных веществ являются предприятия промышленности (потребление кислот, щелочи, радиоактивных и ядовитых веществ), химическая промышленность, сельское хозяйство (потребление ядохимикатов и химических удобрений), воен­ная промышленность (взрывчатка и боеприпасы). Этот список можно продолжать еще долго. Но и этих примеров вполне достаточно для того, чтобы представить масштабы потребления и производст­ва в современном мире – всевозможных токсичных, взрывоопасных и других вредных для человека и всей природы веществ. Транспортировка таких веществ является важнейшей и неотъемлемой частью этого процесса.
Так как местом дислокации практически всех промышленных предприятий, фабрик, заводов и иных производителей или потребителей вредных веществ является суша, то основная доля на транспортировку опасного груза приходится на сухопутный транспорт (автомобильный и железнодорожный вид транспорта). Доля морского и авиа­транспорта не так велика. В свою очередь, автомобильные трассы и железнодорожные ветки не только в странах бывшего СССР, но и во всем остальном мире в большинстве своем проходят через основные крупные города и другие густонаселенные районы. Любая, даже незначительная авария или утечка в таких мес­тах может привести к гибели людей, экологической катастрофе тех или иных масштабов, причинению значительного материаль­ного ущерба.
Поэтому транспортирование опасных веществ – задача сложная и не всегда безопасная. Имеет свою специ­фику. Эта специфика выражена в особых требованиях к общей подготовке опасного вещества к транспортированию. Для перевозки опасного груза должен быть привлечен спе­циально предназначенный для этого вид транспорта. Груз должен быть, согласно классу опаснос­ти, специально упакован и закреплен в транспортном средст­ве, иметь соответст­вующую маркировку. Все манипуляции с опасным грузом (разгрузка – погрузка, слив-налив, маркировка, инвентаризация и т.д.), так и саму перевозку опасного вещества должен осуществлять  профессионально обученный персонал.

Опасный груз

Под определение «опасный груз» подпадает любой груз, который при несоблюдении определенных, обязательных условий перевозки, способен нанести определенный ущерб как окружающей среде, так здоровью и имуществу людей. 

В соответствии с требованиями Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, транспортирование железнодорожных цистерн с опасными грузами к местам слива и налива возможно только после предварительной проверки технического состояния железнодорожных подъездных путей необщего пользования. Также необходимо оборудование мест слива и налива автомобильных и железнодорожных цистерн на охраняемых территориях, проведение учебно-тренировочных занятий с работниками предприятий по ликвидации возможных аварий согласно ПЛАС, а также проработкой ситуаций возможных террористических актов на опасных участках.
Основными предприятиями, где используется хлор, аммиак, кислоты, щелочи в больших количествах, являются ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», МУП «Водоканал» (г. Казань), ОАО «Генерирующая компания», ООО «Менделеевсказот», ОАО «Челныводоканал», ОАО «Химпром» (г. Новочебоксарск) и другие. На таких предприятиях организованы меры по учету, применению и хранению, а также недопущению несанкционированного доступа к химически опасным веществам посторонних лиц.
По результатам проверок в 2011 г. руководителям предприятий предложено разработать дополнительные мероприятия по физической, технологической и информационной защищенности ОПО, где применяются химически опасные вещества.
Кроме этого, систематический надзор осуществляется в части проведения дополнительных проверок достаточности защитных мер на поднадзорных предприятиях и объектах при использовании, хранении, транспортировании взрывопожароопасных веществ.
Со стороны инспекторского состава установлен контроль за выполне­нием требований ПБ в части выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности опасных производственных объектов.

Правила упаковки
До 1993 г. в России было два стандарта на упаковку: внутренний и экспортный. Принципиальным отличием международных стандартов и соответствующего им экспортного ГОСТа заключалось в том, что они регламентировали перечень и количественные критерии испытаний, которые должна успешно проходить упаковка каждого вида, в то время, как внут­ренний ГОСТ регламентировал технологию изготовления упаковок.
Ныне действующий ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка» соответст­вует международным требова­ниям. Однако введение этого стандарта практически не отразилось на качестве упаковки опасных грузов, поскольку, в настоящее время большинство упаковок для опасных грузов не соответст­вует стандарту. Основной причиной такого положения является отсутствие контроля за качеством упаковки для опасных грузов, что проис­ходит по причине несоответствия российской транспортно-сопроводительной документации международным требованиям. Вместо государст­венного сертификата на упаковку применяется так называемый сертификат соответствия, который подписывается самим грузоотправителем. Естест­венно, для того чтобы отправить груз, грузоотправитель всегда формально заполняет сертификат соответствия, а ГИБДД во время контроля перевозок не имеет права проверять такое соответствие, так как данный вопрос находится вне ее компетенции.
Для каждого вида упаковки устанавливается перечень испытаний, общепринятым среди которых является испытание на удар при свободном падении. Критерием успешного прохождения испытания является отсутствие утечки вещества из упаковки. По результатам испытаний на каждый тип упаковки выдается сертификат Госстандарта.

«По результатам проверок в 2011 г. руководителям предприятий предложено разработать дополнительные меро­приятия по физической, технологической и информационной защищенности ОПО, где применяются химически опасные вещества».

В соответствии с правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом опасные грузы должны упаковываться в доброкачественную тару, сконструированную и укупоренную таким образом, чтобы из упаковки, подготовленной к транспортированию, предотвратить любую утечку, которая может возникнуть в обычных условиях перевозки в результате вибрации, изменения температуры, влажности или давления. На внешних сторонах грузовых мест не должно оставаться никаких следов опасных веществ (это требование относится как к новой, так и к постоянно используемой таре).

Российские реалии
По статистике, в странах Европы 50-60 % всех перевозимых грузов опасные. Цифры по России почему-то скромнее – опасные грузы в общем объе­ме перевозок занимают лишь около 15 %. Это говорит о том, что в нашей стране большинство из них транспортируется как неопасные. 
На данный момент в России не разработан единый документ, который бы регулировал транспортировку опасных грузов всеми видами транспорта. Имеются лишь нормативные акты, в которых прописаны правила перевозки отдельно автомобильным, железнодорожным, воздушным и морским транспортом. Основное затруднение вызывает тот факт, что с 1994 г. весь процесс доставки опасных грузов контролируется сразу несколькими нормативными актами, которые порой противоречат друг другу. Это Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и положения Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Например, Правила допускают к перевозке меньшее количество взрывчатых веществ, нежели допустимо по ДОПОГ. В результате отечественные компании ущемлены в правах на перевозку таких веществ, по сравнению с зарубежными. Кстати, последние осуществляют перевозки по территории России, руководствуясь исключительно ДОПОГ. После 1999 г., когда вышел в свет очередной приказ Минтранса, был сокращен перечень опасных грузов, международные автомобильные перевозки которых осуществляются в соответствии со специальными разрешениями. Оформление таких разрешений для автоперевозчиков упростилось. Сейчас система пугающе проста. Практика такова, что перевозчики даже не обязаны лично являться в автодорожный надзор – достаточно просто прислать по электронной почте необходимые документы. Затем в ведомст­ве принимают решение и информи­руют заявителя о том, где можно получить оформленное разрешение. Перевозчик предъявляет его на пункте пропус­ка на границе, и допускается на дорогу.
С целью обеспечения безопаснос­ти, а также борьбы с последствиями возможных аварийных ситуаций, установления и разграничения ответст­венности участников, как внутригосударственных, так и международных грузоперевозок существуют законодательно закрепленные соглашения, конвенции, правила и инструкции. В международных грузоперевозках, приоритетными считаются международные правила и конвенции.  

Все статьи рубрики