Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Торговые центры: вопросы остаются

 
ЛАТЫПОВ Марат Раисович, начальник ГУ МЧС России по Республике  Башкортостан, генерал-майор внутренней службы

ЛАТЫПОВ Марат Раисович
начальник ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, генерал-майор внутренней службы

Номер журнала: 

Рубрика: 

Сотрудниками Главного уп-равления МЧС России по Республике Башкортостан принято участие в прокурорских проверках на 475 объектах. Было выявлено 12 265 нарушений требований пожарной безопасности, то есть в среднем — по 25 нарушений на объект. 
На 375 объектах защиты системы автоматической пожарной сигнализации не смонтированы или находятся в нерабочем состоянии. На 298 объектах система оповещения и управления эвакуацией неработоспособна или 
отсутствует. Также выявлено 155 объектов защиты, необорудованных автоматической установкой пожаротушения, или установка на которых неисправна, 119 объектов — с отсутствием или неисправностью систем противодымной защиты. На 399 объектах пути эвакуации и эвакуационные выходы не соответствуют предъявляемым требованиям.

- Марат Раисович, какими нормативными документами регулируется обеспечение пожарной безопасности в торговых центрах?
- Общие требования, применяемые к объекту защиты, регламентируются Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»), также общие требования к эвакуационным путям и выходам установлены ст. 89 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Конкретные же требования к ним установлены Сводом правил СП 1.13130.2009.
Общие требования к системам АПС и АУПТ установлены ст. 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Требования о необходимости оснащения ими зданий и сооружений, а также выборе их типа и требования к монтажу установлены в Своде правил СП 5.13130.2009.
Общие требования к системам оповещения установлены ст. 84 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Требования о необходимости оснащения ею зданий и сооружений, а также выборе ее типа и требования к монтажу установлены в Своде правил СП 3.13130.2009.
Общие требования к системам противодымной защиты установлены ст. 85 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Требования о необходимости оснащения ею зданий и сооружений, ее характеристикам и элементам, а также требования пожарной безопасности к системам общеобменной вентиляции установлены в Своде правил СП 7.13130.2013 и др.

- Какие из выявленных нарушений вызывают особую тревогу?  
- Риски гибели людей на объектах торговли и культурного досуга обусловлены нахождением в них значительного количества посетителей различного возраста, не знакомых с планировкой здания, большой площадью помещений и значительным объемом горючей нагрузки. Поэтому вопросам обеспечения пожарной безопасности таких объектов должно уделяться отдельное внимание.
Особую обеспокоенность вызывает состояние пожарной безопасности объектов защиты, на которых при строительстве и вводе в эксплуатацию не осуществлились государственный строительный надзор и экспертиза проектной документации. 
Не менее проблемным вопросом является реконструкция зданий и их эксплуатация без разрешительных документов.
Имеют место случаи, когда изменяется функциональное назначение здания без разработанного проекта, соответственно, без получения заключения экспертизы проектной документации и разрешения на реконструкцию. Объекты эксплуатируются без разрешения на ввод в эксплуатацию. Поскольку такие строения не получают разрешение на ввод в эксплуатацию, органы федерального государственного пожарного надзора не уполномочены осуществлять на них надзор, а в органах государственного строительного надзора отсутствует информация о начале работ по реконструкции, в связи с чем государственный строительный надзор на них также не осуществляется.
Узаконение таких объектов может осуществляться через судебные решения без соответствующих заключений.
Как результат, здания строятся с нарушением противопожарных разрывов, превышением площади пожарных отсеков, отсутствием автоматических систем противопожарной защиты, недостаточным количеством путей эвакуации и эвакуационных выходов.
К примеру, если двухэтажное торговое здание надстраивается еще одним этажом, здание в целом уже подлежит оборудованию автоматическими установками пожаротушения. На практике их попросту не монтируют и даже не задумываются о необходимости их наличия.
В соответствии с действующим законодательством ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности в первую очередь возложена на правообладателей объектов защиты. Именно от их действий зависит безопасность посетителей. Не нужно прилагать огромных усилий, чтобы процесс эксплуатации объекта был безопасен для людей. Необходимо только выполнять элементарные требования.
Но как показали проведенные проверки, собственники не сильно обеспокоены состоянием пожарной безопасности объектов. 

- Нужно ли проверять пожарную безопасность торговых центров при вводе в эксплуатацию? Если да, то кем осуществляется эта функция?
- Да, проверяется. Функцию государственного пожарного надзора при вводе объектов капитального строительства в эксплуатацию осуществляет государственный строительный надзор в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. 

- А как часто должны проводиться проверки таких объектов в процессе эксплуатации?
- Объекты торговли с возможным пребыванием на них более 200 человек одновременно относятся к категории значительного риска. Проведение плановых проверок на таких объектах в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется один раз в три года.
Объекты торговли с возможным пребыванием на них от 50 до 200 человек одновременно относятся к категории среднего риска, проведение плановых проверок на таких объектах в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется не чаще чем один раз в три года.
Объекты торговли с возможным пребыванием на них менее 50 человек одновременно относятся к категории умеренного риска, проведение плановых проверок на таких объектах в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется не чаще чем один раз в пять лет.
Также могут быть проведены внеплановые проверки на данных объектах по следующим основаниям:
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения; 
- обращение и заявление граждан, организаций либо иной информации о нарушениях требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара по согласованию с  органами прокуратуры;
- распоряжение руководителя органа ГПН о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки.

-  Как должны быть оснащены объекты с массовым пребыванием людей для обеспечения их безопасности?  
- Давайте рассмотрим основные требования, предъявляемые к объектам торговых центров.

Автоматическая пожарная сигнализация и автоматические установки пожаротушения
Общие требования к системам АПС и АУПТ установлены ст. 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Требования о необходимости оснащения ими зданий и сооружений, а также выборе их типа и требования к монтажу установлены в Своде правил СП 5.13130.2009.
В частности, оборудованию АУПТ подлежат здания предприятий торговли одноэтажные с площадью 3500 м2 и более, либо при расположения торгового зала площадью 200 м2 и более в цокольном или подвальном этажах, двухэтажные здания общей площадью 3500 м2 и более, либо при расположении торгового зала в цокольном или подвальном этажах назависимо от площади. Здания высотой в три этажа и более — независимо от торговой площади.
Важно отметить, что оснащение объектов с массовым пребыванием людей (50 человек и более) установками порошкового пожаротушения не допускается. Количество людей определяется исходя из условия 3 м2 торговой площади (без учета торгового оборудования) на одного человека.
Системой же АПС должны оборудоваться все объекты данной категории независимо от площади и этажности. При этом установки АПС должны формировать команду на:
- включение систем оповещения о пожаре, установок пожаротушения, противодымной защиты, эвакуационного освещения;
- разблокировку эвакуационных путей и выходов;
- управление лифтами и эскалаторами;
- управление элементами заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарных штор, занавесов, дверей, ворот);
- отключение систем общеобменной вентиляции.

Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
Общие требования к системам оповещения установлены ст. 84 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Требования о необходимости оснащения ею зданий и сооружений, а также выборе ее типа и требования к монтажу установлены в Своде правил СП 3.13130.2009.
Система оповещения и управления эвакуацией в зависимости от ее типа включает в себя комплекс следующих технических средств:
- световые оповещатели (с указанием направления движения, табло «Выход»);
- звуковые оповещатели (в том числе речевые);
- устройства для связи зон оповещения с пожарным постом.
Определение типа оповещения для торговых зданий осуществляется в соответствии с п. 8 и п. 8.1 таблицы 2 Свода правил СП 3.13130.2009.
Система оповещения людей о пожаре должна сохранять работоспособность в течение всего времени, необходимого для эвакуации людей.

Системы противодымной защиты
Общие требования к системам противодымной защиты установлены ст. 85 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Требования о необходимости оснащения ею зданий и сооружений, ее характеристикам и элементам, а также требования пожарной безопасности к системам общеобменной вентиляции установлены в Своде правил СП 7.13130.2013.
Необходимость наличия системы противодымной вентиляции определяется п. 7.2 указанного свода правил с учетом положений п. 7.3.
Применительно к зданиям торгового назначения системы вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать из:
- коридоров подвальных и цокольных этажей при выходах в эти коридоры из помещений с постоянным пребыванием людей;
- коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м в зданиях с числом этажей два и более;
- общих коридоров и холлов зданий различного назначения с незадымляемыми лестничными клетками;
- атриумов и пассажей;
- помещений торговых залов без естественного проветривания при пожаре;
- помещений кинотеатров, залов заседаний, совещаний, ресторанов, вестибюлей и иных помещений без естественного проветривания при пожаре;
- помещений автостоянок закрытого типа без естественного проветривания при пожаре.
Следующим критерием, отвечающим за безопасность людей на любом объекте, является обеспечение их эвакуации.
Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре. Исходя из этого, эвакуация людей из здания должна осуществляться в максимально короткий временной период.
Для обеспечения соблюдения этого условия любое здание должно иметь необходимое количество и соответствующие параметры эвакуационных путей и выходов.
Общие требования к эвакуационным путям и выходам установлены ст. 89 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Конкретные же требования к ним установлены Сводом правил СП 1.13130.2009, в частности к:
- количеству, протяженности, ширине эвакуационных путей и выходов, в том числе в торговых залах;
- их конструктивному исполнению;
- применению отделочных материалов.
Неотъемлемой частью обеспечения безопасности людей является знание персоналом своих действий при пожаре.
В соответствии с п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме») на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже одного раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты. Порядок действий персонала при проведении эвакуации посетителей устанавливается вышеуказанной инструкцией о мерах пожарной безопасности.

Все статьи рубрики