Типичные нарушения, выявляемые при экологическом надзоре
Щекурин Эдуард Александрович
руководитель Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл
Номер журнала:
Рубрика:
В 2017 г. Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл проведено 34 плановые проверки, 126 внеплановых, в том числе 49 внеплановых проверок соискателей лицензий и лицензиатов. В ходе этих мероприятий было выявлено 198 нарушений.
Нарушения требований земельного законодательства
Типичным нарушением соблюдения требований земельного законодательства является самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы без соответствующих разрешительных документов.
За 2017 г. в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлено пять нарушений соблюдения требований земельного законодательства:
1. Искажение достоверной информации о состоянии земель (ст. 8.5 КоАП РФ) — одно нарушение. Были привлечены к ответственности должностное и юридическое лицо за непредоставление сведений о нарушенных землях по статистическому отчету 2-ТП (рекультивация), взыскано штрафов в размере 23 тыс. руб.
2. Самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы (ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ) — три нарушения . За эти нарушения привлечены к ответственности:
- юридическое лицо СПК «Птицефабрика Горномарийская». С предприятия взыскано 30 тыс. руб., выдано предписание об устранении административного правонарушение. СПК предписание выполнило.
- должностное лицо — мастер ООО «Кедр» — привлечен за нарушение почвенного покрова при проведении лесозаготовительных работ, взыскано 5 тыс. руб.;
- методист туристического городка «Кугу-Ер» оштрафован на 5,0 тыс. руб. взыскано всего 40 тыс. руб.
3. Порча земель (ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ) — одно нарушение. За незаконное перекрытие поверхности почвы фундаментом под капитальное строительство бани в водоохранной зоне о. Яльчик к ответственности привлечен арендатор лесного участка. Взыскан штраф в размере 5 тыс. руб. Также добровольно возмещен ущерб, причиненный окружающей среде, в размере 9 360 руб.
Нарушения требований законодательства об ООПТ
Типичными нарушениями соблюдения требований природоохранного законодательства на особо охраняемых природных территориях федерального значения ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» являются: нарушение режима ООПТ — ст. 8.39 КоАП РФ, нарушения Правил пожарной безопасности в лесах — ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ и Правил санитарной безопасности в лесах — ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ.
Итого за 2017 г. при осуществлении надзора за ООПТ проведено 11 административных расследований, составлено 25 протоколов об административном правонарушении, наложено штрафов на сумму 107,5 тыс. руб.
Выдано шесть предостережений по следующим фактам:
1. Несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов на земельном участке, непосредственно примыкающем к лесным насаждениям Национального парка «Марий Чодра», и не разделенных минерализованной полосой. Было выявлено два факта такого нарушения и выданы предостережения. В результате свалка была ликвидирована.
2. Выявлено два факта нарушения Правил пожарной безопасности в лесах. Одно юридическое лицо и два должностных лица привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, наложены штрафы в размере 72 тыс. руб.
3. Выявлено четыре факта нарушения Правил санитарной безопасности в лесах. По каждому нарушению привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ по два должностных лица, наложено и взыскано штрафов на сумму 4,5 тыс.руб.
4. Нарушение режима ООПТ. В 2017 г. выявлено два факта нарушения запрета стоянки и движения механизированного транспорта, несвязанного с функционированием национального парка. Привлечены к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП одно должностное и два физических лица, наложено штрафов в размере 18 тыс. руб.
5. По факту незаконного занятия лесного земельного участка на территории НП «Марий Чодра» выдано два предостережения. --Оба предостережения выполнены.
Нарушения в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами
В таблице содержатся типовые и массовые нарушения обязательных требований, выявленные при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в 2017 г. в области охраны атмосферного воздуха и сфере обращения с отходами производства и потребления, с возможными мероприятиями по их устранению.
Нарушения в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами
№ п/п | Нарушения обязательных требований | Возможные мероприятия по устранению нарушений обязательных требований |
---|---|---|
1 | Неосуществление или осуществление в неполном объеме производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух | Осуществление в полном объеме производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с п. 1 ст. 25, подп. 6 п. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 2, 7 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1, 2 ст. 26 ФЗ «Об отходах производства и потребления» |
2 | Не разработана программа производственного экологического контроля | Разработка программы производственного экологического контроля в соответствии с ч. 2, 3 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» |
3 | Не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выброса | Проведение инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выброса в соответствии со ст. 22, пп.1 п.1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» |
4 | Не представлены в Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл отчеты о проведенных мероприятиях по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) | Представление в Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл отчетов о проведенных мероприятиях по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) в соответствии с п.3 ст.19 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» |
5 | Не произведена постановка на государственный учет объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) | Осуществить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 69, пп. 1 и 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» |
6 | Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения | Осуществлять выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух только при наличии специального разрешения в соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» |
7 | Отсутствие паспортов на отходы I-IV классов опасности | Разработка паспортов на отходы I-IV в соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» |
8 | Не проводится учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов | Осуществлять учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ и Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 и зарегистрированным в Минюсте РФ 14.10.2011 г. № 22 050 |
9 | Непредставление статотчетности по форме 2-ТП (отходы) | Представление в Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл в установленные сроки статотчетности по форме 2-ТП (отходы) в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» |
10 | Не соблюдены сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду | Строгое соблюдение сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии со ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 21, ст. 23 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 28 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» |
11 | Осуществление деятельности в отсутствии действующего документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение | Получить в соответствии с п.1 ст. 22, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пп. 2, 3, 4, 5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение |
12 | Непредставление в установленный срок отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) за 2016 г. | Представление в Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл в установленные сроки отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в соответствии с ч. 7 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 г. № 30, зарегистрированного в Минюсте РФ от 20.04.2010 г. № 16 938 |
13 | Неосуществление учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов | Осуществление учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 и зарегистрированного в Минюсте РФ 14.10.2011 г. № 22 050 |
14 | Непредставление в установленные сроки декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г. | Представление в Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл в установленные сроки декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с п. 5 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды РФ № 3 от 09.01.2017 |
Нарушения в области использования и охраны водных объектов
Основные виды нарушений в области использования и охраны водных объектов в 2017 г. были следующими:
1. Несоответствие качества сбрасываемых сточных вод установленным нормативам допустимого сброса (ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ). Так, в ходе плановых проверок МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы и МУП «Новоторьяльский водоканал» установлено, что указанными водопользователями превышались нормативы допустимого сброса в р.Малая Кокшага и р. Немда соответственно.
Кроме того, по факту причинения вреда водным объектам р. Малая Кокшага и р. Немда Управлением предъявлены иски в Арбитражный суд Республики Марий Эл на общую сумму свыше 1,6 млн руб.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы размер вреда засчитан в счет произведенных им фактических затрат на природоохранные мероприятия в области очистки сточных вод. Рассмотрение дела по МУП «Новоторьяльский водоканал» в Арбитражном суде продолжается.
2. Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6 КоАП РФ). При проведении осмотра береговой полосы и акватории р. Волги в районе Чебоксарского водохранилища было установлено нахождение на участке акватории грузопассажирского дебаркадера и пассажирского прогулочного судна «Элара», принадлежащего АО «Элара». Таким образом, предприятие использовало часть акватории р. Волги для отстоя плавсредств без документа, на основании которого возникает право пользования водным объектом или его частью.
Типичным нарушением соблюдения требований земельного законодательства является самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы без соответствующих разрешительных документов.
Самовольное занятие водного объекта также выявлено в д. Чуваш-Отары Звениговского района Республики Марий Эл на участке акватории р. Волги с целью размещения плавучего гаража для катера.
3. Несоблюдение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.15 КоАП РФ). Так, вследствие аварийного состояния систем водоотведения ООО «Звениговский водоканал» произошел разлив канализационных стоков на рельеф местности.
Аналогичные нарушения допускались МУП «Вода» г. Козьмодемьянска при эксплуатации сетей канализации и очистных сооружений города.
4. Необеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (ст. 8.12.1 КоАП РФ). В течение 2017 г. факты ограничения свободного доступа граждан выявлялись на р. Малая Кокшага, р. Илеть, р. Волга.
5. Размещение отвалов размываемых грунтов в прибрежной защитной полосе водных объектов (ч.1 ст.8.42 КоАП РФ).
6. Движение и стоянка транспортных средств в границах водоохранных зон водных объектов (ч.1 ст.8.42 КоАП РФ).
Указанные нарушения выявлялись в прибрежной защитной полосе р. Малая Кокшага и р. Волга. Например, ООО «Оптима» был организован второй этап внедорожной квадрогонки в границах водоохранной зоны р. Малая Кокшага в месте, не оборудованным твердым покрытием, несмотря на вынесенное Управлением предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований.
7. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение (ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ). В течение года выявлялось захламление береговой полосы, прибрежной защитной полосы р. Волги, р. Илеть.
Во всех случаях виновные граждане, должностные и юридические лица привлечены к административной ответственности. Выдавались предписания об устранении нарушений обязательных требований и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, исполнение которых находится на контроле государственных инспекторов регионального Управления Росприроднадзора.
Сфера геологического изучения, рационального использования и охраны недр
Основными видами нарушений в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр являлось самовольное (безлицензионное) пользование недрами (ч.1 ст.7.3 КоАП РФ). Например, в ходе проведения плановой проверки МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы выявлен факт безлицензионного пользования недрами на водозаборе базы отдыха «Нептун» в д. Семеновка Звениговского района Республики Марий Эл.
Нарушения условий пользования недрами (ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ) выявлено у всех федеральных предприятий-недропользователей, проверенных в 2017 г.
Основные условия лицензий на пользование недрами, выполнение которых проверяется в ходе надзорных мероприятий, и по которым выявлены нарушения, следующие:
- срыв срока проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых;
- отсутствие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами:
- отсутствие наблюдения за химическим, микробиологическим состоянием подземных вод;
- отсутствие наблюдения за уровенным режимом подземных вод;
- отсутствие приборов учета объема добычи подземных вод и устройств для измерения уровней подземных вод;
- отсутствие горноотводного акта и графических приложений, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.
В 2018 г. Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл продолжило работу по улучшению экологической ситуации в регионе.