Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2020

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Выставки

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Забота об охране окружающей среды является одной из приоритетных задач ООО «Газпром трансгаз Чайковский». В этом году из-за санитарно-эпидемиологической обстановки предприятию пришлось скорректировать количество мероприятий по охране природы. Тем не менее газовики, как и в прошлые годы, выходили на уборку территорий от мусора, посадку саженцев, проводили работы по благоустройству парков и мест отдыха людей.

Статья находится в свободном доступе благодаря Газпром Трансгаз Чайковский

«Татнефть» разделяет мировую озабоченность по изменению климата, расширяет периметр добровольной ответственности, участвуя в реализации глобального договора ООН, принципов и целей устойчивого развития. Компания обновила корпоративную экологическую политику, дополнив ее приоритетами по предотвращению изменения климата и снижению углеродного следа, и ставит целью снизить выбросы парниковых газов к 2030 г. на 20 % с дальнейшим переходом  к углеродной нейтральности. 

Статья находится в свободном доступе благодаря ГК «ТАТНЕФТЬ»

08.07.2020 г. Минюстом России зарегистрирован Приказ Росприроднадзора от 29.05.2020 г. № 585 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов 
опасности».

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 10 (163), октябрь, 2020
В номере:

Теги

Средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения: декларация, сертификация или подтверждение соответствия

Федеральное государственное  бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский  институт противопожарной  обороны» МЧС России:  МИЗИНА E.H.,  начальник отдела;   ГУРЬЯНОВА H.H.,  ведущий научный сотрудник, к.т.н.;  ВАСИЛЬЕВ Г.Н.,  старший научный сотрудник  ДЕвлишев П.П.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России: МИЗИНА E.H.
начальник отдела; ГУРЬЯНОВА H.H., ведущий научный сотрудник, к.т.н.; ВАСИЛЬЕВ Г.Н., старший научный сотрудник ДЕвлишев П.П.

Номер журнала: 

Рубрика: 

Основные положения технического регулирования в области пожарной безо­пасности в Российской Федерации установлены Федеральным законом [1] (далее-ТР ТПБ), принятым в соответствии с Федеральным законом [2].
ТР ТПБ устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Нормативные документы по пожарной безопасности (национальные стандарты и своды правил) детализируют общие требования, их применение на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований ТР ТПБ. 
Статьей 4 ТР ТПБ установлено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой помимо прочего правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. 
Оценка соответствия означает прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту [2]. Оценка соответствия является важнейшим средством применения и исполнения требований ТР ТПБ и нормативных документов по пожарной безопасности, необходимым для достижения целей принятия технического регламента, в том числе обеспечения безопасности и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции.
Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности определены ст. 144 ТР ТПБ. Прежде всего, следует определить область применения требования ТР ТПБ в части, касающейся подтверждения соответствия продукции. Статья 146 ТР ТПБ устанавливает круг продукции, к которой предъявляются обязательные требования. Однако имеют место случаи возникновения затруднений с применением статьи 146 ГР ГИБ для идентификации конкретных объектов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия. Во избежание этих затруднений ФГБУ ВНИИПО МЧС России разработаны перечни продукции, содержащие достаточные признаки для идентификации конкретных объектов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия [3].
Ответим на вопрос: какие обязательные требования предъявляются к данной продукции?
Общие требования пожарной безо­пасности установлены в соответствующих разделах ТР ТПБ, а более подробные требования, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, содержатся в нормативных документах по пожарной безопасности. Перечни таких нормативных документов [4, 5] разработаны, утверждены и периодически пересматриваются в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании». Национальными стандартами, включенными в перечень [5], установлены также правила отбора образцов и методы испытаний продукции в целях подтверждения ее соответствия обязательным требованиям пожарной безопасности.
Законодательно установлено [2], что обязательное подтверждение соответствия продукции может осуществляться в формах принятия декларации о соответствии (далее декларирование соответствия) или обязательной сертификации. В ст. 146 ТР ТПБ описаны схемы, которые могут быть применены для подтверждения соответствия конкретной продукции требованиям пожарной безопасности.
Схема обязательного подтверждения соответствия представляет собой перечень действий  участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции установленным требованиям [2].
Так, схемы 1д, Зд и 5д являются различными вариантами процедуры подтверждения соответствия в форме декларирования. Порядок декларирования соответствия продукции требованиям технических регламентов приведен в ст. 24 Федерального закона «О техническом регулировании».
В общем случае аккредитованный орган по сертификации регистрирует в едином реестре декларацию о соответствии, оформленную заявителем и подтверждаемую им, в зависимости от схемы декларирования на основе собственных доказательств или доказательств третьей стороны. Например, схемы 1д и 5д применяются для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности веществ и материалов (за исключением строительных материалов, отделочных материалов для подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена, огнезащитных и огнетушащих веществ). В обеих схемах заявителю при декларировании достаточно предъявить собственные доказательства (например, протоколы испытаний, технические условия), а отличия между ними заключаются в том, что схема 1д относится к серийному производству, а 5д к ограниченной партии продукции. Схемы 2д и Зд, относящиеся также к серийному производству, помимо собственных доказательств требуют предъявления отчетов (протоколов) об испытаниях типового образца продукции в аккредитованной испытательной лаборатории. Кроме этого, схемой Зд предусмотрено наличие сертификата системы качества применительно к производству продукции (мобильных средств пожаротушения).
Действие декларации соответствия продукции требованиям пожарной безопасности устанавливается на срок не более пяти лет.
Следует обратить внимание на то, что заявителем при декларировании соответствия продукции требованиям пожарной безопасности может выступать юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое является изготовителем (продавцом) продукции, либо юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполняющее по договору функции иностранного изготовителя (продавца) в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям ТР ТПБ, а также несущее ответственность зa нарушение указанных требований. То есть иностранный изготовитель (продавец) продукции может напрямую выступать в роли заявителя при подтверждении соответствия выпускаемой им продукции только в форме сертификации.
Порядок проведения сертификации подробно изложен в ст. 147 ТР ТПБ и дополнительных пояснений не требует. Схемы подтверждения соответствия, применяемые при обязательной сертификации продукции, приведены в ст. 146 ТР ТПБ.
Заявитель может выбрать любую схему для сертификации серийно выпускаемой продукции. Наиболее часто применяемая схема 4с включает в себя полный набор процедур: анализ состояния производства и испытания типового образца продукции в аккредитованной испытательной лаборатории с последующим периодическим инспекционным контролем — предусматривает возможность выдачи сертификата соответствия сроком до пяти лет. Схема 5с отличается oт нее тем, что анализ состояния производства при наличии действующего сертификата на систему менеджмента качества может не проводиться. В схеме 2с отсутствует инспекционный контроль, но срок действия сертификата ограничен одним годом. Схема Зс применяется только при проведении сертификации ранее сертифицированной продукции после завершения срока действия сертификата. Она не предусматривает процедуры обследования производства и устанавливает срок действия сертификата не более трех лет.
Схемы 6с и 7с применяются для сертификации ограниченной партии продукции:
6с — на основе испытаний представительной выборки образцов из этой партии в аккредитованной испытательной лаборатории;
7с — для подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности в случае, если отсутствует возможность представительной выборки типовых образцов для проведения испытаний. И этом случае сертификация единиц продукции проводится на основе испытаний единицы продукции в аккредитованной испытательной лаборатории.
Срок действия сертификата соответствия, выданного по схемам 6с и 7с, устанавливается до окончания срока годности (службы), указанного изготовителем в технической документации на продукцию. В течение этого срока изготовитель в соответствии с законодательством Российской Федерации обязуется обеспечивать потребителям возможность использования продукции по назначению. Если такой срок изготовителем не установлен, срок действия сертификата составляет один год.
Таким образом, ТР ТПБ предоставляет возможность заявителю, исходя из анализа своих потребностей, самостоятельно выбрать схему подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности. Кроме того, по желанию заявителя подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности путем декларирования может быть заменено обязательной сертификацией.
В настоящее время установленная ТР ТПБ номенклатура продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется путем обязательной сертификации, значительно превышает номенклатуру продукции, подтверждение соответствия которой декларируется изготовителем (продавцом). Во многих отраслях наметилась тенденция перехода от обязательной сертификацин к декларированию в целях снижения барьеров для бизнеса. При этом подтверждение соответствия путем принятия декларации не применяется в отношении продукции, представляющей потенциальную опасность. И, как показывает европейская практика, для большей уверенности в своей продукции изготовители часто добровольно используют различные виды оценки соответствия, проводимые третьей стороной [6].
По информации с официального сайта Федеральной службы по аккредитации, в Российской Федерации за 2014 год было зарегистрировано 3800 деклараций о соответствии и 6400 серт ификатов соответствия требованиям ТР ТПБ.
Можно сделать вывод о том, что вступление в действие ТР ТПБ в 2009 году решило одну из основных задач — снизило давление на бизнес-сообщество и позволило уменьшить себестоимость продукции за счет сокращения затрат на обязательное подтверждение соответствия. 
При этом следует отметить, что значительная часть заводов-изготовителей предпочла заменить декларирование своей продукции процедурой сертификации в соответствии с ч.10 ст. 146 ТР ТПБ, и это объясняется не только нежеланием самостоятельно готовить необходимый пакет документов.
По их мнению, наличие сертификатов соответствия продукции требованиям ТР ТПБ делает ее более конкурентоспособной, так как процедура сертификации хоть и является более сложной, дорогостоящей и длительной формой подтверждения соответствия, по сравнению с декларированием объективно дает больше гарантий качества выпускаемой продукции.
Это объясняется и применением схемы 5с с обязательным использованием сертификации системы менеджмента качества предприятия, и необходимостью проведения периодического инспекционного контроля в период действия сертификата соответствия, и возможностью проведения внепланового инспекционного контроля в случаях, установленных  законодательством.
О любых изменениях, вносимых в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, изготовитель должен извещать орган по сертификации, выдавший сертификат. Решение о возможности распространения действия сертификата соответствия на модернизированную продукцию или процесс принимает орган по сертификации в соответствии с ч. 52 ст. 147 ТР TПБ.
Таким образом, кроме государственного контроля над обращающейся на рынке продукцией, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям ТР ТПБ, над указанной продукцией устанавливается контроль со стороны органа по сертификации, выдавшего сертификат. В случае получения отрицательных результатов инспекционного контроля, включая результаты испытаний и анализа состояния производства при инспекционном контроле, орган по сертификации вправе приостановить или отменить сертификат соответствия, что также является действенной мерой воздействия на недобросовестных изготовителей (продавцов, поставщиков).
Соотношение номенклатуры средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, подлежащих подтверждению соответствия в форме декларирования и обязательной сертификации, в настоящее время является оптимальным.
Дальнейшее увеличение доли декларируемой продукции пожарно-технического назначения по отношению к сертифицируемой может привести к снижению ее качества из-за недостаточного контроля над ней, что в итоге приведет к снижению уровня пожарной безопасности в стране в целом. 

Литература
1. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 4 июля 2008 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 11 июля 2008 г. (в ред. Федер. законов от 10.07.2012 г. № 117-ФЗ, от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ и от 23.06.2014 г. № 160-ФЗ). Доступ и справ.-информационной системы «Консультант Плюс».
2. О техническом регулировании [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 27 дек. 2002 г. № 184-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 15 дек. 2002 г: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос Федерации 18 дек. 2002 г. (в ред. Федер. закона от 23.06.2014 г. № 160-ФЗ). Доступ и справ.-информационной системы «Консультант Плюс».
3. Установление соответствия между видами продукции и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности к ней /Г.С. Теплов [и др.] // Актуальные вопросы пожарной безопасности: сборник научных статей ФГБУ ВНИИПО МЧС России по результатам НИОКР, завершенных в 2013 году. — С. 102-162.
4. Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона oт 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2014 г. № 474 (с изменениями на 20 марта 2015 года).
5. Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и намерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия: утв. распоряжением Правительства Рос. Федер. от 10 марта 2009 г. № 304-р (с изменениями на 11 июня 2015 года).
6. Эллин Г.Э., Окрепилов В.В. Система подтверждения соответствия в России. М.: Инновационный фонд «Росиспытания», 2007. 208 с.

Статья была опубликована в Материалах XXVII Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию МЧС России. В 3 ч. Ч. 1. 437 с. — С. 251-258.

Все статьи рубрики