Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2020

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Выставки

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Забота об охране окружающей среды является одной из приоритетных задач ООО «Газпром трансгаз Чайковский». В этом году из-за санитарно-эпидемиологической обстановки предприятию пришлось скорректировать количество мероприятий по охране природы. Тем не менее газовики, как и в прошлые годы, выходили на уборку территорий от мусора, посадку саженцев, проводили работы по благоустройству парков и мест отдыха людей.

Статья находится в свободном доступе благодаря Газпром Трансгаз Чайковский

«Татнефть» разделяет мировую озабоченность по изменению климата, расширяет периметр добровольной ответственности, участвуя в реализации глобального договора ООН, принципов и целей устойчивого развития. Компания обновила корпоративную экологическую политику, дополнив ее приоритетами по предотвращению изменения климата и снижению углеродного следа, и ставит целью снизить выбросы парниковых газов к 2030 г. на 20 % с дальнейшим переходом  к углеродной нейтральности. 

Статья находится в свободном доступе благодаря ГК «ТАТНЕФТЬ»

08.07.2020 г. Минюстом России зарегистрирован Приказ Росприроднадзора от 29.05.2020 г. № 585 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов 
опасности».

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 10 (163), октябрь, 2020
В номере:

Теги

Методические основы оценки и менеджмента риска чрезвычайных ситуаций при проектировании объектов капитального строительства

Номер журнала: 

Рубрика: 

В математической формализации риск R есть функция двух переменных — частоты F и последствий U нежелательного события:

R =(F,U)            (1)

Таким образом, основными составляющими риска являются:
- вред (ущерб), связанный с определенной вероятностью;
- вероятность возникновения этого вреда (ущерба), зависящая от частоты, с которой подвергаются опасности вероятности наступления одного из опасных явлений и возможностей по предотвращению ущерба.Применительно к чрезвычайным ситуациям определение, данное в Федеральном законе № 184-ФЗ, трансформируется в следующее: риск есть мера опасности чрезвычайной ситуации, сочетающая вероятность возникновения чрезвычайной ситуации и ее последствия [1].

Основными нормативными  правовыми актами, содержащими требования о включении оценки и управления риском в проектную документацию объектов капитального строительства, являются:
- Федеральный закон от 20 июня 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- ГОСТ Р 55201-2012 «Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [2];
- СП 165.1325800.2014 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90.
Перечень объектов, для которых следует осуществлять анализ риска чрезвычайных ситуаций (далее ЧС), первоначально был приведен в п. 6.2.3 ГОСТ Р 55201. После вступления в силу актуализированной редакции СНиП 2.01.51-90 следует руководствоваться п. 6.5 СП 165.1325800.2014, в котором указано, что оценку риска ЧС следует осуществлять при разработке проектной документации на объекты использования атомной энергии, опасные производственные объекты, особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. 
Разрабатываемый в настоящее время национальный стандарт ГОСТ Р «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Оценка риска чрезвычайных ситуаций при разработке проектной документации объектов капитального строительства» после его утверждения станет методической основой оценки риска чрезвычайных ситуаций. Ниже приведены основные методические подходы к оценке риска ЧС.
Оценка риска чрезвычайной ситуации при разработке проектной документации объектов капитального строительства должна выполняться для селитебной территории вблизи объекта. При этом исходные данные, сделанные допущения и предположения, результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций на проектируемых объектах капитального строительства должны быть обоснованы и документально зафиксированы в объеме, достаточном для того, чтобы выполненные расчеты и выводы могли быть повторены и проверены в ходе экспертизы проектной документации или независимого аудита.
Общий процесс оценки риска ЧС представлен на рис. 1.
Первым шагом при оценке риска ЧС является процесс идентификации опасности. Идентификация опасности  чрезвычайной ситуации включает в себя идентификацию источников опасности, непосредственно предшествующих чрезвычайной ситуации, событий, их причин и возможных последствий [1]. Идентификация опасности осуществляется на основе проведения анализа основных и вспомогательных опасных технологических процессов на проектируемом объекте, объемно-планировочных решений зданий и сооружений, компоновочных решений и конструктивных особенностей оборудования, расположения проектируемого объекта относительно селитебной зоны, природно-климатических условий в районе строительства, интенсивности проявлений опасных природных процессов и явлений.
На данном этапе выделяются:
- для опасных производственных объектов — наиболее опасные участки, технологическое оборудование, содержащие наибольшее количество опасных веществ, или оборудование, работающее под избыточным давлением, аварии на которых приведут к наиболее опасным чрезвычайным ситуациям;
- для гидротехнических сооружений — выявление всех опасных элементов гидротехнического сооружения, способных инициировать аварии;
- для радиационно опасных объектов — потенциально опасные участки, на которых в результате аварий с радиоактивным загрязнением окружающей среды, превышением установленных доз облучения для персонала и населения в зоне наблюдения может возникнуть чрезвычайная ситуация,  а также наиболее опасные участки, технологическое оборудование, содержащие наибольшее количество опасных веществ, или оборудование, работающее под избыточным давлением, аварии на которых приведут к наиболее опасным чрезвычайным ситуациям.
Также по СНиП 22-01-95 определяются категории опасности природных процессов и явлений, которые могут привести к возникновению ЧС на проектируемом объекте.
На следующем этапе производится анализ риска ЧС. Анализ риска ЧС — это процесс использования информации для определения источников риска чрезвычайной ситуации, вероятности возникновения и последствий чрезвычайной ситуации [1].
При оценке риска чрезвычайной ситуации при разработке проектной документации объектов капитального строительства рекомендуется использовать следующий количественный показатель риска чрезвычайной ситуации по ГОСТ Р 55059: индивидуальный риск чрезвычайной ситуации — вероятность гибели за год отдельного человека на рассматриваемой территории в результате возможного воздействия всей совокупности поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций [1].
Исходными данными для расчета являются:
- результаты определения (расчета) границ и характеристик зон воздействия поражающих факторов аварий, которые могут привести к техногенной чрезвычайной ситуации как на проектируемом объекте, так и за его пределами;
- вероятности возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций;
- категории опасности природных процессов и явлений, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации на проектируемом объекте.
При расчете индивидуального риска техногенных чрезвычайных ситуаций рекомендуется рассматривать следующие наиболее опасные поражающие факторы аварий, которые могут привести  к техногенной чрезвычайной ситуации по ГОСТ Р 22.0.07:
- воздушную ударную волну;
- волну прорыва гидротехнических сооружений;
- обломки или осколки;
- тепловое излучение;
- ионизирующее излучение;
- токсическое действие.
При определении количественных показателей риска чрезвычайной ситуации техногенного характера принимаются во внимание только аварии, которые могут привести к ЧС муниципального характера и выше. 
При расчете количественного значения индивидуального риска природных чрезвычайных ситуаций рекомендуется рассматривать следующие опасные природные явления, являющиеся источниками природных чрезвычайных ситуаций по ГОСТ 22.0.06:
- оползни;
- сели;
- лавины;
- наводнения;
- ураганы;
- землетрясения.
Количественное значение индивидуального риска чрезвычайной ситуации в определенной точке селитебной зоны (x,y) вблизи проектируемого объекта капитального строительства рассчитывается по зависимости:

R(x,y) = RT(x,y) + RП(x,y),      (2)

где RT(x,y) — количественное значение индивидуального риска техногенных чрезвычайных ситуаций в определенной точке селитебной зоны (х, у);
RП(x,y) — количественное значение индивидуального риска природных чрезвычайных ситуаций в определенной точке селитебной зоны (х, у) (рис. 2). 
Количественное значение индивидуального риска техногенных чрезвычайных ситуаций в определенной точке селитебной зоны (х, у) вблизи проектируемого объекта капитального строительства рассчитывается по зависимости:

где PЧСi – вероятность возникновения техногенной чрезвычайной ситуации от i-го источника для различных типов производств, определяемая по таблице из приложения к ГОСТ, полученная на основании статистических данных;
Cij — вероятность реализации j-го сценария от i-го источника;
PПОРij — вероятность гибели отдельного человека в определенной точке селитебной зоны (x,y) при возникновении техногенной чрезвычайной ситуации от i-го источника при реализации j-го сценария;
i — порядковый номер источника техногенной ЧС;
j — порядковый номер сценария развития ЧС.
Количественное значение индивидуального риска природных чрезвычайных ситуаций вблизи проектируемого объекта капитального строительства рассчитывается по зависимости:

 

где RПi (x,y) — значения индивидуального риска при реализации следующих природных опасностей: оползни, сели, лавины, наводнения, ураганы, землетрясения, определяемые по статистическим данным [3]. В проекте национального стандарта предполагается размещение данных со статистической информацией об индивидуальном риске при реализации природных опасностей. 
Значения количественного значения риска чрезвычайной ситуации зависят от полноты и качества исходных данных.
Частоты реализации сценариев развития аварий определяют по статистическим данным и (или) на основе методик, изложенных в нормативных документах. Допускается использовать расчетные данные по надежности технологического оборудования, соответствующие специфике наружной установки.
Определение (расчет) границ и характеристик зон воздействия поражающих факторов аварий, которые могут привести к техногенной чрезвычайной ситуации как на проектируемом объекте, так и за его пределами, а также определение вероятности поражения должно производиться по методикам, утвержденным, согласованным или рекомендованным МЧС России, Ростехнадзором и Минрегионом России. 
Для определения количества пострадавших и погибших используют детерминированные критерии поражения, приведенные  в различных нормативных и/или методических документах.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Для расчета вероятности поражения человека в определенной точке территории (а) в результате реализации j-го сценария развития чрезвычайной ситуации используются вероятностные критерии поражения людей поражающими факторами техногенных чрезвычайных ситуаций. 
На последнем шаге осуществляется сравнительное сопоставление результатов анализа риска ЧС с допустимым рисков ЧС для рассматриваемой территории за заданный интервал времени. К сожалению, уровень допустимого риска в Российской Федерации в настоящее время законодательно не определен, известны только так называемые «фоновые» показатели риска.
Путем обработки статистических данных о ЧС, произошедших в Российской Федерации в период с 1992 по 2013 годы, с помощью программного продукта «ПК ДАР», разработанного в 2013 году ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) совместно с МВТУ им. Баумана, получены значения индивидуального риска для жизни Rинд. во всех субъектах РФ. Анализ полученных результатов позволил разделить все субъекты Российской Федерации на 3 группы:
1) Rинд. < 1,0×10-5 (19,5 % субъектов РФ);
2) 1,0·10-5 ≤ Rинд. < 3,0×10-5 (70,7 % субъектов РФ);
3) Rинд. ≥ 3,0×10-5 (9,8 % субъектов РФ).
Для сравнения: индивидуальный риск гибели россиянина в пожаре достигал в 2005-2009 гг. 1,22×10-4, а в ДТП — 3,12×10-4 [4].
Оценка риска чрезвычайной ситуации — составная часть менеджмента риска (управления риском) чрезвычайной ситуации [5]. Под менеджментом  риска чрезвычайной ситуации понимается скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией для снижения опасности чрезвычайной ситуации с использованием целевых показателей снижения риска чрезвычайной ситуации до допустимого или удержания риска чрезвычайной ситуации в установленном допустимом диапазоне [1]. Мероприятия по менеджменту риска приводятся в разделе «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предуп­реждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в соответствии с [2]. Мероприятиями по менеджменту риска могут быть в том числе:
- меры, направляемые на отказ от риска (эвакуация);
- меры направляемые на передачу риска (страхование);
- меры, направляемые на снижение риска (защитные мероприятия);
- меры, направляемые на принятие риска (создание резервов). 

Литература
1. ГОСТ Р 55059-2012 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения».
2. ГОСТ Р 55201-2012 «Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
3. Отчет о НИР «Оценка и картографирование интегрального природного риска на территории России». Инв. 5175 НТБ МЧС России. 
4. Фоновый риск гибели людей на российских опасных производственных объектах (1991-2011 гг.). http://riskprom.ru/publ/19-1-0-48.
5. Олтян И.Ю. Использование инструмента анализа рисков в системе МЧС России. ВНИИ ГОЧС: вчера, сегодня, завтра. 35 лет на службе безопасности жизнедеятельности. МЧС России, 2011. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011.

Статья была опубликована в Материалах XIX Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, 20-23 мая 2014 года, Москва. 492 с. — С. 300-305.

Все статьи рубрики