Специальная оценка условий труда: успеть за три месяца
ФЕДЯНИН Николай Дмитриевич
руководитель Государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда в Ростовской области
Номер журнала:
Рубрика:
Большинство работодателей уже выполнили положения федерального закона. Но есть и те, кто отложил процесс оценки «на завтра». Роструд напоминает, что времени на СОУТ осталось всего три с небольшим месяца.
- Николай Дмитриевич, почему необходимо провести СОУТ до 31.12.2018 г.? Каковы последствия непроведения СОУТ в установленный срок?
- Следует напомнить, что до принятия указанного закона предприятия и организации проводили аттестацию рабочих мест (АРМ). Результаты аттестации действовали в течение пяти лет. То есть согласно закону при проведении АРМ, например, в 2013 г. работодатель обязан провести специальную оценку условий труда (СОУТ) в 2018 г.
Таким образом, до конца текущего года в отношении условий труда всех работников хозяйствующих субъектов за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, необходимо завершить проведение СОУТ. Что касается старых результатов АРМ, то с 01.01.2019 г. они перестанут иметь юридическую силу.
Важно знать, что нарушение работодателями установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., а на юридических лиц — от 60 тыс. до 80 тыс. руб.
- Какова ситуация с проведением СОУТ на предприятиях Ростовской области?
- По состоянию на 01.09.2018 г. в Государственную инспекцию труда в Ростовской области работодателями поданы 2100 деклараций в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми.
Организации, проводящие специальную оценку условий труда в хозяйствующих субъектах Ростовской области, направили на ту же дату в информационную систему Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) 13 414 отчетов о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе о классе (подклассе) условий труда на данном рабочем месте, а также классе (подклассе) условий труда в отношении каждого вредного и (или) опасного производственных факторов с указанием их наименования, единиц их измерения, измеренных значений, соответствующих нормативов (гигиенических нормативов) условий труда, продолжительности воздействия данных вредных и (или) опасных производственных факторов на работника и сведений о снижении класса (подкласса) условий труда на основании оценки эффективности средств индивидуальной защиты, включая реквизиты протокола оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию.
По данным Минтруда России на апрель 2018 г. спецоценкой условий труда было охвачено две трети рабочих мест страны.
Присутствие организации в реестре компаний, проводящих специальную оценку условий труда, не подтверждает, что у нее высококвалифицированный кадровый состав и самая оснащенная испытательная лаборатория.
- Что происходит на рынке аккредитированных организаций в области СОУТ? С какими проблемами сталкивается работодатель при выборе такой организации?
- Если работодатель до сих пор не провел специальную оценку условий труда, то после ознакомления с законодательными актами в этой сфере, включая Методику проведения спецоценки условий труда, утвержденную Приказом Минтруда России от 24.12.2014 г. № 33н, ему необходимо будет выбрать организацию, проводящую специальную оценку условий труда работников. Из всех вопросов, связанных с решением задач по ее проведению, выбор такой организации представляется наиболее ответственным.
Минтруд опубликовал реестр таких организаций. Однако присутствие организации в реестре не подтверждает, что у нее высококвалифицированный кадровый состав и самая оснащенная испытательная лаборатория.
Такой вывод позволяют сделать результаты проверок организаций, осуществляющих специальную оценку труда работников, проведенных в соответствии с Приказом Роструда от 07.02.2018 г. № 76 во всех регионах страны, в том числе и в Ростовской области.
Необходимость этих внеплановых проверок диктовалась как раз окончанием переходного периода — от аттестации рабочих мест по условиям труда к специальной оценке условий труда работников.
- Что проверялось в ходе таких проверок?
- В область проверки соблюдения гарантий прав работников при проведении СОУТ входило, в первую очередь, соответствие организации ряду требований, указанных в ст. 19 ФЗ-426.
К примеру:
- входить в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
- обладать квалифицированными кадрами.
В ходе внеплановых проверок были проанализированы заключения государственной экспертизы условий труда по качеству проведенной специальной оценке условий труда. При проверках обращалось внимание на последовательность действий экспертов при ее проведении, выполнение сроков внесения подписанных комиссией отчетов оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ.
- Какие нарушения проведения СОУТ выявлялись?
- В результате проведенных Гострудинспекцией внеплановых проверок всех организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда, было выявлено 43 нарушения действующего законодательства:
1. Многие представленные протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ) на рабочем месте не соответствовали тре-бованиям Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.12.2014 г. № 976н, что является нарушением ч. 6 и 7 ст. 14 ФЗ-426.
2. Протоколы лабораторных испытаний не соответствовали требованиям п. 16 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н.
3. Аккредитованные организации проводили оценку эффективности применения СИЗ на каждом рабочем месте, в то время как согласно ч. 6 ст.14 ФЗ-426 данную оценку нужно проводить только на рабочих местах с вредными условиями труда в целях снижения класса. Оценка же по обеспеченности работника СИЗ не является предметом регулирования ФЗ-426.
4. В некоторых организациях, проводивших специальную оценку условий труда, в сведениях о средствах измерений испытательной лаборатории (центра) было указано оборудование, которое не является средством измерений.
По результатам проверок к административной ответственности в виде штрафов привлечено 12 юридических и физических лиц на общую сумму 620 тысяч рублей.
Вот почему работодателям, планирующим проведение спецоценки условий труда до конца 2018 г., следует обратить должное внимание на эти недостатки и нарушения при выборе аккредитованной организации.
- Каким критериям должна удовлетворять аккредитованная организация для проведения СОУТ? На что предприятиям обратить особое внимание при ее выборе?
- Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных федеральным органом исполнительной власти нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Исходя из этого определения специальной оценки условий труда, ФЗ-426 устанавливает и высокие требования к организациям, проводящим эту оценку.
Необходимость внеплановых проверок диктовалась окончанием переходного периода — от аттестации рабочих мест по условиям труда к специальной оценке условий труда работников.
При выборе организации обратите внимание:
- в уставных документах этой организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно указываться проведение специальной оценки условий труда;
- в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
- наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и областью аккредитации которой является проведение исследований, испытаний и измерений вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
До окончания переходного периода от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда остается немногим больше трех месяцев. Время достаточное для успешного завершения этого периода. Нужно только помнить, что проведение специальной оценки условий труда — одна из основополагающих обязанностей работодателя. Спецоценка является важнейшей составляющей системы охраны труда, способной оценить и свести к минимуму влияние вредных и опасных производственных факторов на работников, определить порядок предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.