Совершенствование нормативно-правового регулирования в области промбезопасности
ЯКОВЛЕВ Дмитрий Алексеевич
заместитель начальника Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Номер журнала:
Рубрика:
Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность Ростехнадзора в области промышленной безопасности осуществляется в рамках модернизированной системы регулирования, сформированной в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2013 года № 22-ФЗ («О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности ОПО», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).
С первого января 2014 года государственные функции в области промышленной безопасности дифференцированы с учетом степени риска и масштаба возможных последствий аварий на опасных производственных объектах (ОПО). Проведена перерегистрация ОПО с присвоением I, II, III или IV классов опасности в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для человека и общества.
Внедряется инструмент обоснования безопасности ОПО. В развитие сформированной нормативной базы Ростехнадзором совместно с бизнес-сообществом и научными организациями ведется разработка методологической базы анализа риска. В формате «руководств по безопасности» (документов рекомендательного характера) утверждены:
- методические основы проведения анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО;
- Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности;
- методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
- методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ;
- методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах;
- методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей;
- методы обоснования взрывоустойчивости зданий и сооружений при взрывах топливно-воздушных смесей на ОПО.
Готовятся к утверждению еще два документа:
- методика оценки риска аварий на линейных объектах, транспортирующих взрывопожароопасные газы;
- методика оценки риска аварий на линейных объектах, транспортирующих взрывопожароопасные жидкости.
В развитие новых подходов Ростехнадзором активно разрабатывается нормативно-правовая база, предусматривающая как «точечную настройку» отдельных инструментов регулирования, так и дальнейшее развитие системы прогнозирования, выявления, анализа и оценки рисков аварий на ОПО. Модернизируется и «смежное» законодательство.
Основные итоги нормотворческой деятельности
Ростехнадзора в 2014 году
В 2014 году в сфере компетенции Ростехнадзора приняты федеральные законы, предусматривающие:
- введение административной ответственности за совершение в охранных зонах магистральных трубопроводов действий, запрещенных законодательством РФ, либо выполнение в охранных зонах магистральных трубопроводов работ без соответствующего разрешения предприятия трубопроводного транспорта (Федеральный закон от 12 марта 2014 года № 31-ФЗ);
- уточнение отдельных процессуальных полномочий Ростехнадзора при осуществлении госконтроля (надзора), а также применения мер административной ответственности (Федеральный закон от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ);
- новую процедуру присвоения и лишения статуса СРО строителей и проектировщиков (Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 359-ФЗ),
- наделение Правительства РФ полномочием установить порядок расследования аварий в теплоснабжении (Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 404-ФЗ; соответствующий проект постановления в настоящее время разрабатывается Минэнерго РФ);
- наделение Правительства России полномочием установить порядок аттестации экспертов в области промышленной безопасности (Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 514-ФЗ).
В прошлом году разработаны и находятся на разных стадиях согласований законопроекты, предусматривающие повышение ответственности СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за соблюдением обязательных требований их членами; дифференциации режимов государственного надзора в области безопасности ГТС по их классам; определение задач и предмета государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения; определение правового статуса требований надежности и безопасности в электроэнергетике.
Развитие инструментария дистанционного контроля
Ростехнадзор в рамках своей компетенции активно участвует в решении поставленной президентом России задачи по дальнейшему развитию риск-ориентированных инструментов надзорной деятельности. Движение по этому пути невозможно без развития «бесконтактных» способов взаимодействия Ростехнадзора с поднадзорными организациями.
Ростехнадзор осуществляет мероприятия по созданию системы дистанционного мониторинга технологических процессов на ОПО с применением современных средств телеметрии, IT-технологий. В целях формирования правовой основы для этой работы разработан законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности ОПО».
Кроме того, в рамках совершенствования существующего контрольного инструментария Службой разработан законопроект, предусматривающий реализацию механизма автоматической фиксации факта отсутствия договора обязательного страхования у владельца ОПО, автоматической подготовки соответствующего документа о факте отсутствия договора обязательного страхования и его направления в адрес владельца ОПО. Аналогичный механизм применяется в настоящее время при контроле над соблюдением требований правил дорожного движения.
Госрегулирование экспертизы промбезопасности
В условиях роста роли экспертизы в общей системе регулирования промышленной безопасности особую остроту приобрел вопрос качества организации этой деятельности и компетенции экспертов.
В рамках оптимизации государственного регулирования экспертизы промышленной безопасности и в развитие упомянутого выше Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 514-ФЗ разработаны:
- проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности»;
- проекты изменений в действующие ФНП в области промбезопасности (Правила проведения экспертизы промышленной безопасности и Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазовой промышленности);
- проект Постановления Правительства РФ об аттестации экспертов в области промышленной безопасности, который был подписан Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым (Постановление Правительства РФ № 509 от 28 мая 2015 года).
В текущем году Федеральная служба продолжит деятельность по разработке законопроекта, призванного «заполнить «законодательные пробелы» по вопросам аттестации и проверки знаний руководителей и работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики.
Иные направления
В текущем году Ростехнадзором разрабатывается законопроект, призванный «заполнить «законодательные пробелы» по вопросам аттестации и проверки знаний руководителей и работников ОПО, ГТС и объектов электроэнергетики. Продолжится корректировка отдельных актов Правительства в целях регламентации и оптимизации исполнения отдельных функций Ростехнадзора, а также делегированных полномочий.
С учетом правоприменительной практики, развития технологий и уроков происходящих аварий Ростехнадзором осуществляется непрерывная актуализация обязательных требований промбезопасности, определенных федеральными нормами и правилами. Планируется утвердить новые редакции Правил безопасности для нефтегазоперерабатывающих производств и Общих требований к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на ОПО.
Важно, что вся нормотворческая деятельность Федеральной службы осуществляется в максимально открытом режиме, в широком диалоге с наукой, бизнесом и общественностью.