Состояние промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений
Шапкин Борис Иванович
заместителя руководителя Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
Очередная тема семинара «Повышение качества эксплуатации и уровня промышленной безопасности опасных производственных объектов на предприятиях Удмуртской Республики, на которых эксплуатируются подъемные сооружения», организованного редакцией журнала «Промышленная и экологическая безопасность», оказалось весьма актуальна. В качестве основных докладчиков на нем выступили представители Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике и ООО ИКЦ «Альтон». Среди участников семинара были также специалисты таких крупных предприятий Удмуртской Республики, как ОАО «Буммаш», ООО «АСПЭК-Домстрой», ОАО «Ижсталь», ФГУП ИЭМЗ «Купол», ЗАО «ТВЭЛ инвест», ОАО «ЧМЗ», ОАО «Увадрев-холдинг», ФГУП УССТ №8.
По словам заместителя руководителя Управления Ростехнадзора по УР Бориса Ивановича Шапкина, открывшего семинар, основной целью надзорного органа, а также организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты и подъемные сооружения, является снижение риска возникновения аварийных ситуаций на опасных производственных объектах и обеспечение защиты жизни и здоровья работников предприятий и населения. Между тем по результатам анализа, проведенного Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, аварии на подъемных сооружениях превышают 20% всех аварий на опасных производственных объектах России!
Среди основных причин – отсутствие соответствующего производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности со стороны эксплуатирующих организаций.
Вторая причина – отсутствие соответствующего контроля со стороны инженерно-технических работников и ответственных лиц, отвечающих за соблюдение требований промышленной безопасности, а также норм и правил при эксплуатации подъемных сооружений.
В 2007 году вышло новое положение о порядке подготовки и аттестации лиц, связанных с эксплуатацией объектов, поднадзорных Ростехнадзору, поэтому необходимо обратить должное внимание на подготовку и аттестацию персонала, связанного с эксплуатацией подъемных сооружений.
Немаловажную роль играет и состояние оборудования, большая часть которого продолжает эксплуатироваться после нормативного срока службы. Надо отметить, что экспертиза промышленной безопасности, которая проводится организацией при эксплуатации подъемных сооружений, снижает уровень аварийности и обеспечивает должную и безопасную эксплуатацию подъемных сооружений. Однако и она не может решить всех вопросов: подъемные сооружения и грузоподъемные краны, применяемые сегодня строительными организациями, изношены на 82% и требуют обновления и модернизации.
В настоящее время постановлением Федеральной службы определено, что недопустимо утверждать заключение экспертизы промышленной безопасности, если не выполнен расчет остаточного ресурса подъемного сооружения. Именно по этой причине, согласно действующим нормативным документам при проведении экспертизы промышленной безопасности, некоторым организациям может быть отказано в эксплуатации того или иного подъемного сооружения, технического устройства.
При проведении расследования аварий на предприятиях часто выясняется, что их причинами является некачественное обслуживание и некачественный ремонт подъемных сооружений. После того как было отменено лицензирование в области ремонта подъемных сооружений, на рынке появилось множество организаций, которые оказывают услуги по ремонту, монтажу, проектированию, наладке приборов безопасности, не имея соответствующих специалистов, оборудования, нормативной документации и опыта. В результате на опасных производственных объектах подъемные сооружения применяются как без исправных приборов безопасности, так и в состоянии, не его безопасную эксплуатацию.
Управление Ростехнадзора определило основные направления работы по обеспечению безопасности при производстве работ грузоподъемных кранов в 2008 году:
- понудить эксплуатирующие организации разрабатывать качественные и соответствующие требованиям действующей нормативной документации проекты производства работ кранами и технологические карты;
- добиться повышения качества проведения экспертизы промышленной безопасности проектов производства работ и технологических карт;
- активизировать работу эксплуатирующих организаций по установке приборов безопасности, предусмотренных Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а именно: регистраторов параметров работы крана и координатной защиты.
Комментарий
Потапов Александр Валентинович, начальник отдела по государственному строительному надзору и надзору за подъемными сооружениями Управления Ростехнадзора по УР |
Требования Федерального закона, действующих нормативно-правовых актов, нормативно-технических документов в части требований к ППРкНеобходимость разрабатывать проекты производства работ кранами (далее – ППРк) и проводить экспертизу этих проектов определена следующими документами:
- Федеральный закон ФЗ-116 от 21.07.97 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- «Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» ПБ 03-517-02;
- «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ПБ 10-382-00.
В вышеуказанных документах требования отражены очень сжато, и если руководствоваться только ими, то разработать качественный проект невозможно. Вышедший новый документ РД 11-06-2007 «Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ» (далее – Методические рекомендации) позволяет более полно и углубленно подойти к этому вопросу.
На основании пункта 3.2.1 «Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» РД 10-528-03, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 04.03.03 N 5, зарегистрированного Минюстом России 28.03.03 N 4345, «проекты производства работ кранами подлежат экспертизе промышленной безопасности».
Казалось бы, все понятно, но принятый Градостроительный кодекс РФ ФЗ-190 от 29.12.04 (далее – ГрК РФ) внес некоторую сумятицу в умы многих специалистов. Даже многие экспертные организации считали, что экспертизу ППРк проводить не требуется. С чем это связано?
В соответствии с ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе и частью 5 статьи 49 определено, что предметом государственной экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной и промышленной безопасности.
Согласно части 6 статьи 49 ГрК РФ, «Не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации», поэтому многие строительные организации перестали проводить экспертизу ППРк.
Все расставило на свои места письмо Федеральной службы по ЭТАН №К4-43/261 от 21.01.07:
«В соответствии с частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса «Проект производства работ кранами на строительной площадке не входит в состав проектной документации объектов капитального строительства и не подлежит государственной экспертизе проектной документации. В то же время, в соответствии с «Положением по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» РД 10-528-03, указанный проект производства работ подлежит экспертизе промышленной безопасности в качестве составной части экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений».
Комментарий
Сентяков Евгений Александрович, старший государственный инспектор отдела по государственному строительному и надзора за подъемными сооружениями Управления Ростехнадзора по УР |
Основные требования Методических рекомендаций о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 мая 2007 г. N 317 и введенных в действие с 01 июля 2007 г. ( РД-11-06-2007).
Для производства строительно- монтажных работ грузоподъемными кранами, кранами- трубоукладчиками, кранами-манипуляторами подъемниками (вышками), строительными подъемниками их владельцам и производителям работ необходимо руководствоваться Проектами организации строительства (ПОС). В его объем должен входить ППРк, который регламентирует установку грузоподъемных кранов, организацию и выполнение строительно-монтажных работ.
В Методических рекомендациях приводятся основные требования к проектам организации строительства и производства работ с применением грузоподъемных машин, подбор и привязка грузоподъемных машин, рекомендации по безопасной работе различных грузоподъемных машин, приведены формы наряда-допуска на производство работ с использованием таких машин.
Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов кранами и кранами-манипуляторами на базах, складах, площадках выполняются по технологическим картам погрузочно-разгрузочных работ (ТК п/р работ).
ППРк и ТК п/р работ разрабатываются специалистами, имеющими опыт работы в строительстве, прошедшими подготовку и аттестованными в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в порядке, установленном Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В протоколе и удостоверении специалиста, занимающегося разработкой ППРк и ТК п/р работ, делается отметка об аттестации на знание требований промышленной безопасности по Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, строительных подъемников, подъемников (вышек) с правом разработки ППРк, ТК п/р работ, а также разработки проектов на крановые пути.
Разработанный ППРк согласовывается с владельцем грузоподъемной машины, осуществляющим надзор, руководителем организации, разработавшей ППРк и утверждается руководителем генподрядной строительно-монтажной организации (заказчиком).
Лица, согласовывающие и утверждающие ППРк, должны быть аттестованы в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и в объеме требований соответствующих Правил.
Сложные строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы (подъем и перемещение грузов двумя кранами и т.д.) производятся по ППРк, разработанному в соответствии с утвержденными ОАО "Корпорация Монтажспецстрой" 25.06.99 Методическими указаниями по составлению проектов производства сложных строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ кранами, согласованными с Госгортехнадзором России письмом от 18.06.99 N12-07/569.
В зависимости от объема работ и технологических возможностей ППРк разрабатывается на возведение всего здания в целом (надземная и подземная части) или поэтапно, в зависимости от задействованных грузоподъемных кранов, очередности производства работ и сроков.
Автор ППРк в ходе строительства проверяет производство работ по разработанному им проекту, а при грубых отступлениях от проекта, которые могут привести к аварии, несчастному случаю, немедленно информирует отдел по надзору за подъемными сооружениями территориального органа Ростехнадзора (субъекта Федерации).
Изменения в ППРк имеет право вносить разработчик ППРк с согласия экспертной организации с росписью разработчика и эксперта.
До начала работ с ППРк ознакамливаются под роспись исполнители работ, находящиеся на строительной площадке (ответственные лица, стропальщики, машинисты грузоподъемных кранов), если имеются вопросы задать их и получить соответствующие ответы у разработчика ППРк.