Комментарии к "Инструкции по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации стропов грузовых" РД 11-07-2007
Лялин Андрей Юрьевич
государственный инспектор отдела по государственному строительному надзору за подъемными сооружениями Управления Ростехнадзора по УР
Номер журнала:
Рубрика:
В соответствии с результатами проверок, проведенных специалистами Ростехнадзора как в целом на территории Российской Федерации, так и в отношении предприятий Удмуртской Республики, установлено, что сегодня эксплуатирующими организациями уделяется недостаточное внимание безопасной эксплуатации грузозахватных приспособлений. Исходя из этого, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Служба) №830 от 06.12.2007 г. введен в действие новый нормативный документ «Инструкция по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации стропов грузовых» РД-11-07-2007 (далее Инструкция).
Ранее существовавший нормативный документ «Стропы грузовые общего наз начения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации» РД 10-33-93, который распространялся на стропы из стальных канатов и цепных стропов, используемых для подвески грузов к крюкам грузоподъемных машин, предназначенных для применения на промышленных предприятиях, а также на транспортных и складских объектах, отменен.
Инструкция определяет совокупность, последовательность и методику проектирования, изготовления и безопасной эксплуатации стропов, применяющихся в промышленности, строительстве, на складских и иных объектах, при подъеме и перемещении грузов всеми типами подъемных сооружений, оснащенных захватными органами, что не предусматривал РД 10-33-93. Требования Инструкции распространяются на все организации, осуществляющие проектирование, изготовление и эксплуатацию грузозахватных приспособлений.
Одним из ключевых моментов при создании нового регламента стал также ориентир на международные стандарты и повышение уровня культуры производства.
Говоря о наиболее существенных изменениях, необходимо отметить, что вновь разработанный регламент предусматривает изменение норм в отношении производства и эксплуатации стропов грузовых, а именно:
Изготовление стропов грузовых и их комплектующих могут осуществлять организации любой формы собственности и индивидуальные предприниматели, имеющие разрешение на применение, выданное Службой.
Согласно «Положению о порядке выдачи разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах» РД 03-485-02, разрешение на применение типа технического устройства выдается изготовителю либо его официальному представителю по предъявлении соответствующих документов и заявления о предоставлении разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах. Инструкция предусматривает, что для получения разрешения на применение стропов грузовых и их комплектующих организации и предприятия, а также индивидуальные предприниматели должны представить в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по УР следующие материалы:
- заявление на получение разрешения на применение;
- заключение экспертизы промышленной безопасности на возможность применения изготавливаемых стропов, выданное специализированной организацией;
- копии Устава и учредительных документов;
- краткое описание деятельности по изготовлению и применению стропов;
- описание и состав технологического и иного оборудования, технологического процесса по изготовлению стропов, а также эксплуатационные документы, в т. ч. паспорт стропа;
- технические условия на изготовление, утвержденное руководителем предприятия-изготовителя и согласованное с организацией, осуществляющей экспертизу промышленной безопасности;
- квалификационный состав ИТР и рабочих и копии свидетельств об их аттестации;
- программу и методику квалификационных испытаний;
- протокол и акт квалификационных и приемочных испытаний;
- аттестат и протокол аттестации испытательного оборудования в соответствии с ГОСТ Р8.568 «Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения»;
- комплект рабочей конструкторской документации (РКД) – для впервые приступающих к изготовлению стропов и комплектующих;
- перечень используемых при изготовлении стропов и их комплектующих нормативно-технических документов.
Осуществление входного контроля стропов, комплектующих и материалов стропов.
Приемку изготовленных стропов и комплектующих стропа (звеньев, захватных органов, гибких элементов) должно осуществлять подразделение технического контроля (далее ОТК) предприятия-изготовителя. Предприятию с числом сотрудников до десяти человек допускается возложить обязанности ОТК на одно лицо (ИТР), аттестованное в установленном Службой порядке и назначенное приказом руководителя предприятия лицом, ответственным за контроль качества изготовления стропов и комплектующих стропа. ОТК или ИТР, ответственный за контроль качества изготовления стропов и комплектующих стропа, в своей работе должны руководствоваться Инструкцией по входному контролю и контролю качества изготовления стропов, разработанной предприятием-изготовителем стропов (комплектующих стропа) и утвержденное его руководителем. Приемка изготовленного стропа и комплектующих стропа включает в себя внешний осмотр, визуальный (неразрушающий метод) контроль сварных соединений сращенных отрезков цепей, неразъемных звеньев и испытание стропа и комплектующих стропа статической нагрузкой.
Эксплуатирующие организации также должны учесть, что изменились признаки браковки (изъятия из эксплуатации) стропов из стальных и плоских канатов:
- наличие на любой ветви стропа шести и более обрывов наружных проволок каната на участке длиной равной шести шагам свивки каната;
- наличие на любой ветви стропа трех и более обрывов наружных проволок каната на одной пряди каната или в петле стропа;
- разрыв одной пряди каната любой ветви стропа;
- уменьшение диаметра проволок каната на 30% и более на любой ветви стропа из-за поверхностного износа и коррозии проволок каната;
- необратимые деформации каната любой ветви стропа, такие как волнистость, местное уменьшение диаметра или толщины каната, выдавливание металлического сердечника на перекручивание каната, местный залом и перегиб каната. Внешний вид стальных канатов с необратимыми деформациями, пример определения числа обрывов проволок, характерные признаки износа наружных проволок стального каната приведены в Приложении №13 ПБ 10-382-00;
- изменение цвета проволок («цвета побежалости») вследствие воздействия повышенной температуры окружающей среды или электрического тока (дугового разряда).
Новый разработанный документ вступил в действие с 1 марта 2008 года. В конечном итоге ожидается, что применение такого рычага, как введение РД-11-07-2007, сыграет свою решающую роль не только в процессах решения вопросов промышленной безопасности. «Инструкция по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации стропов грузовых» должна стать важнейшей составляющей политики в области охраны труда, нейтрализации тенденций возникновения несчастных случаев и инцидентов на производстве.