Состояние очистных сооружений Марий Эл грозит неблагоприятными экологическими последствиями
ЩЕКУРИН Эдуард Александрович
руководитель Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл
Номер журнала:
Рубрика:
Одна из «горячих экологических точек» Марий Эл — водные объекты. Эксперты оценивают: реки республики страдают от сбросов в них недостаточно очищенных сточных вод. Для улучшения ситуации Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл предлагает комплекс действенных мер.
На сегодняшний день состояние водных ресурсов Республики Марий Эл относится к наиболее нестабильным экологическим факторам. Объекты водохозяйственного комплекса испытывают нагрузку от сбросов стоков. Основные загрязнители — очистные сооружения канализации коммунального хозяйства. Ежегодно в реки республики сбрасывается до 40 млн м3 недостаточно очищенных сточных вод. За 2012 год предприятиями ЖКХ сброшено около 37 млн м3 (62 %) сточных вод, из них подавляющая часть — недостаточно очищены.
Сброс сточных вод в водные объекты осуществляют 16 предприятий коммунального хозяйства. Сточные воды проходят очистку на 22 очистных сооружениях канализации, которые эксплуатируются уже от 20 до 40 лет. Сооружения морально и физически стареют, используемая технология очистки и техническое состояние сооружений не позволяют обеспечить показатели качества сбрасываемых в поверхностные водные объекты сточных вод до установленных нормативов, на ряде сооружений сточные воды подвергаются только механической очистке.
Например, в п. Новый Торъял очистные сооружения мощностью 700 м3/сут эксплуатируются более 40 лет, осуществляют только механическую очистку поступающих стоков, не достигают и не могут достигнуть требуемых показателей очистки. Несмотря на проводимый ежегодно косметический ремонт, конструкции очистных сооружений канализации постепенно разрушаются. Начатое в 1991 году строительство новых очистных сооружений в результате отсутствия финансирования не ведется. Вследствие долгостроя — 20 лет — построенные производственное и административное здания разрушаются. Ввиду значительного сокращения стоков потребовалось переработать проект очистных сооружений, однако сегодня он не реализуется.
Еще более сложная обстановка сложилась на очистных сооружениях с. Косолапово Мари-Турекского района. Они введены в эксплуатацию в 1987 году. В качестве ступени доочистки были построены песчано-гравийные фильтры, однако сейчас они ликвидированы, а здание, в котором располагались, разрушено. Аэрация стоков не осуществляется, сооружения работают в механическом режиме. Задействована одна компактная установка с одним аэротенком и одним отстойником. Вторая установка заполнена стоками и осадками, не эксплуатируется.
Большую тревогу вызывают очистные сооружения канализации п. Красногорский. В последние несколько лет сооружения 5 раз переходили из рук в руки, что не лучшим образом сказалось на их техническом состоянии. Сейчас они — на балансе Администрации МО «Городское поселение Красногорский». Проведено межевание земель под сооружениями, объявлен аукцион на право заключения договора аренды муниципального имущества, который не состоялся. В результате сооружения должным образом не эксплуатировались, пришли в неудовлетворительное состояние, практически осуществляется только механическая очистка, а ведь в 80-е — 90-е гг. это были одни из лучших сооружений в республике, с квалифицированным персоналом и своей лабораторией.
Неблагоприятная ситуация складывается и на других предприятиях коммунального хозяйства республики (очистные сооружения канализации МП «Куженерводоканал», МУП «Сернурводоканал», МУП «Водоканал» п. Параньга и других).
Основными причинами низкой эффективности очистки стоков на очистных сооружениях, кроме несовершенства методов очистки, являются:
- неудовлетворительное техническое состояние сооружений вследствие их длительной и интенсивной эксплуатации — разрушение бетонных конструкций, внутриплощадочных сетей и трубопроводов;
- невозможность проведения качественного ремонта и очистки бетонных конструкций и трубопроводов вследствие отсутствия резервных линий и сооружений очистки;
- несвоевременное проведение ремонтных работ вследствие недостатка финансовых и материальных средств;
- несоблюдение технологии очистки сточных вод:
- перебои в снабжении кислородом стадий биологической очистки сточных вод вследствие выхода из строя воздуходувок, а также вследствие перебоев в электроснабжении;
- несвоевременное удаление осадков из отстойников в результате неисправности илопроводов, эрлифтов, несоблюдение техрегламента;
- подача на ступень доочистки сточных вод, не соответствующих по качественным показателям регламенту очистки, что снижает эффективность ее работы или вообще выводит ступень доочистки из рабочего состояния, и она становится источником вторичного загрязнения.
Техническое состояние очистных сооружений и эффективность очистки с каждым годом ухудшается, и в ближайшие несколько лет может создаться критическая экологическая ситуация. Сегодня каждое муниципальное образование, предприятие ЖКХ вынужденно пытается решать проблемы самостоятельно, но чтобы их решать, не хватает ни сил, ни средств, ни — что особенно важно — кадров.
Вопросы строительства и реконструкции очистных сооружений как объектов ЖКХ должны решаться в рамках отдельной целевой программы. Почти повсеместно очистными сооружениями активно пользуются и промышленные предприятия. Поэтому считаем целесообразным найти разумный баланс в вопросах финансирования строительства и реконструкции очистных сооружений.
Главам администраций районов республики, а также предприятиям ЖКХ, на балансе которых находятся очистные сооружения канализации, необходимо на своем уровне принять исчерпывающие меры по своевременному ремонту, очистке сооружений и содержанию их в работоспособном состоянии. В качестве источника финансирования Управление предлагает использовать часть платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Справочно, за 2010-2012 гг. в бюджет республики поступило 48,7 млн рублей, аналогичная сумма поступила и в бюджеты МО. Около 30 % предприятий данные платежи не осуществляют, и оперативно привлечь их к внесению данного вида платежа без помощи глав районов и муниципальных образований не представляется возможным. Для исключения нарушений и увеличения доходов в бюджеты необходимо выявлять предприятия, оказывающие воздействие на окружающую среду, информировать их о необходимости регистрации в Росприроднадзоре.
В соответствии с внесенными изменениями в КоАП РФ от 2 июля 2013 года Федеральным законом № 173-ФЗ ответственность должностных и юридических лиц по ст. 8.14 КоАП РФ за нарушения правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты возросла в 10 раз и составляет на должностных лиц — от 10 до 20 тыс. руб., на юридических — от 80 до 100 тыс. руб. Статьей предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Реализация этих предложений позволит улучшить экологическое состояние водных объектов, не применяя крайние меры административного воздействия.