Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Состояние очистных сооружений Марий Эл грозит неблагоприятными экологическими последствиями

 
ЩЕКУРИН Эдуард Александрович, руководитель Управления  Росприроднадзора  по Республике Марий Эл

ЩЕКУРИН Эдуард Александрович
руководитель Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл

Номер журнала: 

Рубрика: 

Одна из «горячих экологических точек» Марий Эл — водные объекты. Эксперты оценивают: реки республики страдают от сбросов в них недостаточно очищенных сточных вод. Для улучшения ситуации Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл предлагает комплекс действенных мер. 

На сегодняшний день состояние водных ресурсов Республики Марий Эл относится к наиболее нестабильным экологическим факторам. Объекты водохозяйственного комплекса испытывают нагрузку от сбросов стоков. Основные загрязнители — очистные сооружения канализации коммунального хозяйства. Ежегодно в реки республики сбрасывается до 40 млн м3 недостаточно очищенных сточных вод. За 2012 год предприятиями ЖКХ сброшено около 37 млн м3 (62 %) сточных вод, из них подавляющая часть — недостаточно очищены.

Сброс сточных вод в водные объекты осуществляют 16 предприятий коммунального хозяйства. Сточные воды проходят очистку на 22 очистных сооружениях канализации, которые эксплуатируются уже от 20 до 40 лет. Сооружения морально и физически стареют, используемая технология очистки и техническое состояние сооружений не позволяют обеспечить показатели качества сбрасываемых в поверхностные водные объекты сточных вод до установленных нормативов, на ряде сооружений сточные воды подвергаются только механической очистке.

Например, в п. Новый Торъял очистные сооружения мощностью 700 м3/сут эксплуатируются более 40 лет, осуществляют только механическую очистку поступающих стоков, не достигают и не могут достигнуть требуемых показателей очистки. Несмотря на проводимый ежегодно косметический ремонт, конструкции очистных сооружений канализации постепенно разрушаются. Начатое в 1991 году строительство новых очистных сооружений в результате отсутствия финансирования не ведется. Вследствие долгостроя — 20 лет — построенные производственное и административное здания разрушаются. Ввиду значительного сокращения стоков потребовалось переработать проект очистных сооружений, однако сегодня он не реализуется.

Еще более сложная обстановка сложилась на очистных сооружениях с. Косолапово Мари-Турекского района. Они введены в эксплуатацию в 1987 году. В качестве ступени доочистки были построены песчано-гравийные фильтры, однако сейчас они ликвидированы, а здание, в котором располагались, разрушено. Аэрация стоков не осуществляется, сооружения работают в механическом режиме. Задействована одна компактная установка с одним аэротенком и одним отстойником. Вторая установка заполнена стоками и осадками, не эксплуатируется.

Большую тревогу вызывают очистные сооружения канализации п. Красногорский. В последние несколько лет сооружения 5 раз переходили из рук в руки, что не лучшим образом сказалось на их техническом состоянии. Сейчас они — на балансе Администрации МО «Городское поселение Красногорский». Проведено межевание земель под сооружениями, объявлен аукцион на право заключения договора аренды муниципального имущества, который не состоялся. В результате сооружения должным образом не эксплуатировались, пришли в неудовлетворительное состояние, практически осуществляется только механическая очистка, а ведь в 80-е — 90-е гг. это были одни из лучших сооружений в республике, с квалифицированным персоналом и своей лабораторией.

Неблагоприятная ситуация складывается и на других предприятиях коммунального хозяйства республики (очистные сооружения канализации  МП «Куженерводоканал», МУП «Сернурводоканал», МУП «Водоканал» п. Параньга и других).

Основными причинами низкой эффективности очистки стоков на очистных сооружениях, кроме несовершенства методов очистки, являются:

- неудовлетворительное техническое состояние сооружений вследствие их длительной и интенсивной эксплуатации — разрушение бетонных конструкций, внутриплощадочных сетей и трубопроводов;

- невозможность проведения качественного ремонта и очистки бетонных конструкций и трубопроводов вследствие отсутствия резервных линий и сооружений очистки;

- несвоевременное проведение ремонтных работ вследствие недостатка финансовых и материальных средств;

- несоблюдение технологии очистки сточных вод:

- перебои в снабжении кислородом стадий биологической очистки сточных вод вследствие выхода из строя воздуходувок, а также вследствие перебоев в электроснабжении;

- несвоевременное удаление осадков из отстойников в результате неисправности илопроводов, эрлифтов, несоблюдение техрегламента;

- подача на ступень доочистки сточных вод, не соответствующих по качественным показателям регламенту очистки, что снижает эффективность ее работы или вообще выводит ступень доочистки из рабочего состояния, и она становится источником вторичного загрязнения.

Техническое состояние очистных сооружений и эффективность очистки с каждым годом ухудшается, и в ближайшие несколько лет может создаться критическая экологическая ситуация. Сегодня каждое муниципальное образование, предприятие ЖКХ вынужденно пытается решать проблемы самостоятельно, но чтобы их решать, не хватает ни сил, ни средств, ни — что особенно важно — кадров.

Вопросы строительства и реконструкции очистных сооружений как объектов ЖКХ должны решаться в рамках отдельной целевой программы. Почти повсеместно очистными сооружениями активно пользуются и промышленные предприятия. Поэтому считаем целесообразным найти разумный баланс в вопросах финансирования строительства и реконструкции очистных сооружений.

Главам администраций районов республики, а также предприятиям ЖКХ, на балансе которых находятся очистные сооружения канализации, необходимо на своем уровне принять исчерпывающие меры по своевременному ремонту, очистке сооружений и содержанию их в работоспособном состоянии. В качестве источника финансирования Управление предлагает использовать часть платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Справочно, за 2010-2012 гг. в бюджет республики поступило 48,7 млн рублей, аналогичная сумма поступила и в бюджеты МО. Около 30 % предприятий данные платежи не осуществляют, и оперативно привлечь их к внесению данного вида платежа без помощи глав районов и муниципальных образований не представляется возможным. Для исключения нарушений и увеличения доходов в бюджеты необходимо выявлять предприятия, оказывающие воздействие на окружающую среду, информировать их о необходимости регистрации в Росприроднадзоре.

В соответствии с внесенными изменениями в КоАП РФ от 2 июля 2013 года Федеральным законом № 173-ФЗ ответственность должностных и юридических лиц по ст. 8.14 КоАП РФ за нарушения правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты возросла в 10 раз и составляет на должностных лиц — от 10 до 20 тыс. руб., на юридических — от 80 до 100 тыс. руб. Статьей предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Реализация этих предложений позволит улучшить экологическое состояние водных объектов, не применяя крайние меры административного воздействия. 

Все статьи рубрики