Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Система управления промышленной безопасностью и ее оценка

 
Вишин Андрей Юрьевич, генеральный директор ООО «Ливинг коре»

Вишин Андрей Юрьевич
генеральный директор ООО «Ливинг коре»

Номер журнала: 

Рубрика: 

Между тем такой подход, во-первых, не способствует оптимизации затрат на поддержание промышленной безопасности.  Во-вторых, он не обеспечивает систематическое снижение рисков в долгосрочной перспективе. Задачи такого рода решает система управления промышленной безопасностью (СУПБ) как элемент общей системы управления организацией.
Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавлена обязанность  создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование только для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности. С другой стороны, если учесть весь комплекс требований ПБ, относящихся к эксплуатации ОПО, понятно, что отдельные элементы СУПБ следует внедрять на предприятии, эксплуатирующем ОПО любого класса опасности. Это тем более важно, если организация не ограничивается обязательными требованиями, а ставит собственные задачи по снижению промышленных рисков.
В чем ценность СУПБ для эксплуатирующего ОПО предприятия? Как и любая система управления, СУПБ является саморегулируемой системой. Поэтому, если СУПБ внедрена и отвечает требованиям, техническое соответствие ресурсов становится одной из ее задач и обеспечивается в рамках оперативной деятельности. В этом случае появляется уверенность, что после выявления и устранения технических несоответствий зданий, сооружений, технических устройств на ОПО они и в дальнейшем будут поддерживаться в надлежащем состоянии. Напротив, выявление технического несоответствия при экспертизе промышленной безопасности или техническом аудите не гарантирует даже выполнения запланированных компенсирующих мероприятий в дальнейшем при отсутствии надлежащей СУПБ.

Внешний аудит промышленной безопасности
Проведение с запланированной периодичностью внутренних аудитов систем управления — универсальное требование, предъявляемое, в том числе, в области управления промышленными рисками.
Очевидные цели внутреннего аудита промышленной безопасности:
- оценить, действительно ли СУПБ соответствует требованиям и результативна;
- предоставить информацию руководству компании для принятия решений.
Таким образом, внутренний аудит, с одной стороны, нацелен на объективную оценку СУПБ, а с другой — является ее частью и поэтому неизбежно будет нести на себе последствия ее недостатков. Наиболее существенные факторы, которые могут повлиять на объективность и полноту результатов внутреннего аудита:
- недостаточная компетентность внутренних аудиторов;
- неадекватность процесса внутреннего аудита;
- субъективность оценок или прямая деформация результатов аудита персоналом.
Для преодоления этих негативных факторов целесообразно воспользоваться внешним аудитом промышленной безопасности с привлечением специализированной организации.
В ряде случаев проведение внешнего аудита представляется совершенно необходимым, например:
- при смене руководства служб промышленной безопасности и производственного контроля;
- перед сменой собственника или привлечением значительных инвестиций предприятием;
- при недоверии топ-менеджмента сведениям о состоянии дел в ПБ или планировании значительных изменений СУПБ. 
В рамках аудита всегда анализируется документация, определяющая СУПБ и ее процессы, а также записи, свидетельствующие о функционировании СУПБ. Перечень документации и записей, которые будут анализироваться, должны предоставить аудиторы заранее. Другой существенный этап аудита — интервью с работниками функциональной службы ПБ, а также других звеньев, участвующих в обеспечении промышленной безопасности. Это наиболее объективный способ убедиться, что персонал реализует процессы СУПБ так, как они определены в документации.
По результатам аудита промышленной безопасности квалифицированные аудиторы предоставят объективную оценку:
- соответствия СУПБ и ее результативности нормативным и внутренним требованиям;
- рисков санкций надзорных органов за нарушение требований промышленной безопасности.
Заключение будет обязательно содержать перечень выявленных несоответствий, которые необходимо корректировать (оформить тот или иной документ, выполнить забытое мероприятие ПБ и т.п.). Однако желательно, чтобы были также даны рекомендации по корректирующим действиям относительно СУПБ (определение ответственности, участия в процессах, порядка самоконтроля и отчетности и т.д.), разработан соответствующий план.

Роль информатизации при передаче результатов оценки
Одно из требований к СУПБ в соответствии с  п. 4 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» — информационное обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности. Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 г. № 263) установлена обязанность определить порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах. 
Общепризнанный инструмент оперативной обработки значительных объемов разноплановой информации, в том числе в системах управления предприятиями — автоматизированные информационные системы (ИС). 
Значение подобных систем при внедрении риск-ориентированного подхода при управлении ПБ трудно переоценить. С помощью ИС не только обеспечивается оперативный прозрачный контроль при планировании и выполнении мероприятий ПБ, снижается возможность деформации данных персоналом (например, сокрытие инцидентов и т.п.), но и появляется возможность непрерывной количественной оценки показателей промышленной безопасности и динамики уровня риска.
Важнейший этап оценки технического соответствия ЗиС и ТУ на ОПО и оценки соответствия СУПБ — это выполнение запланированных по результатам оценки мероприятий. Если результаты внешнего аудита будут переданы заказчику в виде базы данных информационной системы, то соответствующие мероприятия будут немедленно поставлены на контроль, закреплены за ответственными исполнителями, которые будут получать затем от ИС напоминания о сроках.
Таким образом, применение ИС в СУПБ повышает эффективность процесса оценки соответствия требованиям промышленной безопасности в целом, а также гарантирует доведение работ до реального результата. При этом руководящему персоналу будет предоставлена наглядная сводная информация о ходе проверок, планировании мероприятий по их результатам и выполнении последующих мероприятий.
К сожалению, к настоящему времени технологическая культура широкого применения средств информатизации процессов СУПБ отсутствует в отличие, например, от автоматизации управления производственными процессами или мониторинга технологических показателей.

Все статьи рубрики