Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2020

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Выставки

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Современные технологии, постоянная модернизация производства, грамотная инвестиционная политика, умелый менеджмент и забота о людях. Это лишь малая часть факторов, которые в своей работе применяет АО «ТАИФ-НК». При всем внимании к техническому оснащению нефтеперерабатывающего производства, на первом плане здесь все-таки люди, создание комфортных, а главное, безопасных условий для их работы.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК»
Украинский Олег Вячеславович, руководитель Государственной инспекции труда —  главный государственный инспектор труда в Пермском крае

Государственная инспекция труда в Пермском крае ведет активную деятельность в условиях действия ограничительных мер из-за распространения коронавируса. Об изменениях в работе, вызванных ситуацией, и результатах   рассказал руководитель Гострудинспекции Олег Вячеславович Украинский.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

АО «Сетевая компания» проводит  масштабную реконструкцию ПС 110 кВ «Прикамская». Цель работы – многократно повысить надежность электроснабжения жителей Елабуги и Елабужского района Республики Татарстан.

Статья находится в свободном доступе благодаря Сетевая компания

Свежий номер

№ 11 (164), ноябрь, 2020
В номере: .

Теги

ФНП «Правила безопасной эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов»

КЛИМЕНКО Максим Михайлович,  эксперт-консультант по промышленной безопасности, директор по развитию экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт»

КЛИМЕНКО Максим Михайлович
эксперт-консультант по промышленной безопасности, директор по развитию экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт»

Номер журнала: 

Рубрика: 

Общие положения
Согласно п. 2 ФНП данные правила устанавливают требования для обеспечения промышленной безопасности, предупреждения аварий и инцидентов на ОПО при эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений, в том числе трубопроводов системы поддержания пластового давления.
ФНП должны применяться при (п. 3):
- эксплуатации, проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, ремонте, консервации и ликвидации внутрипромысловых трубопроводов;
- изготовлении, монтаже, пуско-наладочных работах, обслуживании, техническом диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на внутрипромысловых трубопроводах.
Согласно п. 5 ФНП внутрипромысловый трубопровод (далее — ВПТ) — это линейный объект (сооружение) с комплексом технических устройств, который предназначен для транспортирования газообразных и жидких сред под действием напора (разности давлений) от скважин до:
- запорной арматуры, установленной на входе трубопровода на технологическую площадку (например, дожимная насосная станция, компрессорная станция, центральный пункт сбора, приемо-сдаточный пункт, установка подготовки нефти) или на выходе с технологической площадки;
- объектов магистрального транспортирования нефти и газа (если иное не предусмотрено внутренними документами эксплуатирующей организации или утвержденными схемами разграничения зон ответственности).
В соответствии с п. 6 ФНП к ВПТ относятся:
для нефтяных и газонефтяных месторождений:
- выкидные трубопроводы от нефтяных скважин для транспортирования продуктов скважин до замерных установок, в том числе расположенные на кустовых площадках скважин;
- нефтегазосборные трубопроводы для транспортирования продукции нефтяных скважин от замерных установок до узлов дополнительных работ дожимных насосных станций и установок предварительного сброса воды (нефтегазопроводы);
- газопроводы для транспортирования нефтяного газа от территорий площадок, где находятся установки сепарации нефти, до установок подготовки газа, установок предварительной подготовки или до потребителей;
- нефтепроводы для транспортирования газонасыщенной или разгазированной обводненной или безводной нефти от пункта сбора нефти и дожимной насосной станции до центрального пункта сбора;
- газопроводы для транспортирования газа к эксплуатационным скважинам при газлифтном способе добычи;
- газопроводы для подачи газа в продуктивные пласты с целью увеличения нефтеотдачи;
- трубопроводы систем заводнения нефтяных пластов и систем захоронения пластовых и сточных вод в глубокие поглощающие горизонты, в том числе расположенные на кустовых площадках скважин;
- нефтепроводы для транспортирования товарной нефти от центрального пункта сбора до сооружения магистрального транспорта;
- газопроводы для транспортирования газа от центрального пункта сбора до сооружения магистрального транспорта газа;
- ингибиторопроводы для подачи ингибиторов к скважинам или другим объектам обустройства нефтяных и газонефтяных месторождений;
- деэмульгаторопроводы для подачи деэмульгатора к объектам дожимных насосных станций и установок предварительного сброса воды.
2. Для подземных хранилищ газа:
- трубопроводы между площадками отдельных объектов подземных хранилищ газа.
3. Для газовых, газоконденсатных и нефтегазоконденсатных месторождений:
- газопроводы-шлейфы от оди-ночных скважин или от каждой скважины куста до входного крана на площадке промысла или сборного пункта (до зданий переключающей арматуры или установок подготовки шлама);
- газосборные коллекторы от обвязки газовых скважин;
- трубопроводы стабильного и нестабильного газового конденсата;
- трубопроводы для подачи очищенного газа и ингибитора в скважины и на другие объекты обустройства месторождений;
- трубопроводы сточных вод давлением более 10 МПа для подачи воды в скважины для закачки в поглощающие пласты, в том числе расположенные на кустовых площадках скважин;
- метанолопроводы.


Обратите внимание: утвержденные ФНП «Правила безопасной эксплуатации внутрипромысловых 
трубопроводов» не распространяется на:
- трубопроводы для магистрального транспорта;
- морские трубопроводы;
- трубопроводы для транспортирования продуктов с температурой выше 100 оС;
- газопроводы для сети газопотребления и/или газораспределения;
- технологические внутриплощадочные трубопроводы, в том числе ингибиторопроводы, метанолопроводы, деэмульгаторопроводы от блоков подачи химреагентов;
- задавочные линии и линии сброса на факел.


Общие требования к разработке технологического процесса

Согласно п. 7 ФНП в проектной документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт и консервацию ВПТ должны быть обоснованы (с учетом результатов анализа риска):
- разработка технологического процесса транспортирования сред;
- применение технологического оборудования;
- выбор типа запорной арматуры и мест ее установки;
- выбор средств контроля и противоаварийной защиты.
Проекты готовятся в порядке, установленном Федеральным законом № 116-ФЗ, с учетом законодательства РФ о градостроительной деятельности.


Обратите внимание: технические устройства должны применяться на ВПТ только при наличии технической документации изготовителя, а также при их соответствии требованиям настоящих ФНП и действующих в РФ 
технических регламентов.


Согласно п. 8 ФНП выбор трассы и размещение объектов ВПТ следует проводить на основе результатов количественного анализа риска аварий с учетом:
- природно-климатических особенностей территории;
- минимизации количества подводных переходов;
- распределения близлежащих мест заселения;
- гидрогеологических свойств грунтов;
- наличия близко расположенных производственных объектов;
- транспортных путей и коммуникаций, которые оказывают негативное влияние на безопасность ВПТ.
Согласно п. 10 ФНП объекты ВПТ нужно размещать на безопасных расстояниях от:
- населенных пунктов;
- отдельных промышленных и сельскохозяйственных организаций;
- зданий и сооружений;
- компрессорных станций;
- газораспределительных станций;
- нефтеперекачивающих станций.
Если требования по безопасным расстояниям не установлены или их невозможно выполнить, то следует разработать обоснование безопасности ОПО, содержащее анализ риска (п. 11 ФНП).
Обоснование безопасности ВПТ в части анализа риска следует разрабатывать с учетом:
- особенности течения многофазного потока продукции скважин, нестабильного конденсата;
- возможности при аварийном отсечении разделения жидкой и газовой фаз со скоплением газовой фазы в локальных максимумах профиля трассы ВПТ, а жидкой — в локальных минимумах;
- разветвленности системы ВПТ, особенности течения в сборном коллекторе.

Требования при проектировании ВПТ
Согласно п. 14 ФНП в проектной документации на ВПТ (в части ведения технологического процесса, выбора технических устройств и т.д.) должны быть учтены:
- все виды нагрузок и воздействий, возникающих на этапах строительства, эксплуатации, реконструкции, при техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации, ликвидации ВПТ;
- неблагоприятные варианты их сочетания, которые влияют на надежность и безопасность ВПТ.
Исходя из указанных выше факторов, в проектной документации прописывается нормативный срок службы ВПТ.
Согласно п. 16 ФНП при проектировании в составе ВПТ должны быть определены опасные участки, по которым предусматриваются специальные меры безопасности, снижающие риск аварий, инцидентов. А именно (п. 19 ФНП):
- увеличение толщины стенки ВПТ;
- увеличение глубины залегания ВПТ;
- повышение требований к качеству металла труб и монтажных сварных швов;
- повышение требований к категории защитного покрытия и режимам средств электрохимической защиты, обустройство систем коррозионного мониторинга;
- применение защитного кожуха (футляра), обетонирования, защитных плит;
- установка дополнительной запорной арматуры;
- оснащение системой обнаружения утечек;
- прокладка в тоннеле;
- обустройство дополнительных обвалований и защитных стенок;
- укрепление грунта (берегов);
- устройство отводящих систем (каналов, канав);
- оснащение камерами пуска/приема средств очистки и диагностики (далее СОД);
- ингибирование;
- устройство дополнительных (резервных) ниток;
- проведение предпусковой внутритрубной и/или приборной предпусковой диагностики.
Проектной документацией (документацией) должны быть определены требования к:
- ВПТ в целом;
- запорной арматуре (тип, место установки);
- соединительным деталям по величине давлений и продолжительности испытаний на прочность и герметичность;
- очистке полости ВПТ после строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта и удалению (безопасной утилизации) технической жидкости после проведения гидроиспытаний и т.д.

Требования при строительстве, реконструкции, техперевооружении и капремонте ВПТ
Согласно п. 32 ФНП на всех этапах строительства, реконструкции, технического перевооружения и капремонта ВПТ должен быть организован входной контроль:
- материалов и оборудования;
- качества выполнения работ и всех технологических операций.
Согласно п. 33 ФНП строитель-но-монтажные работы должны быть приостановлены (а обнаруженные дефекты устранены) при:
- обнаружении отступлений от требований проектной документации (документации);
- выявлении фактов использования материалов, не предусмотренных проектом;
- выявлении нарушений порядка и качества выполнения работ.
В ФНП особо отмечено (п. 34), что для выполнения сварочно-монтажных работ на ВПТ следует привлекать организации, имеющие право (аттестованные) на выполнение указанных операций. 
При этом технология проведения сварочных работ, сварочные материалы и оборудование должны быть согласованы с заказчиком и аттестованы.


Обратите внимание: перед началом выполнения работ по реконструкции, техперевооружению и капремонту ВПТ производители работ должны известить о начале и сроках их проведения:
- организации (собственников), которые эксплуатируют сооружения, проходящие в одном техническом коридоре с ВПТ;
- органы местного самоуправления (если указанные работы проводятся на территории или вблизи от населенных пунктов).


По завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения и капремонта ВПТ проводятся:
- испытания на прочность;
- проверки на герметичность;
- комплексное опробование в соответствии с проектной документацией (заполнение ВПТ транспортируемой средой и его работа после заполнения в течение 72 часов).


Обратите внимание: согласно п. 44 ФНП до начала пусконала-дочных работ и работ по комплексному опробованию ВПТ эксплуатирующая объект организация должна быть укомплектована аттестованными работниками соответствующей квалификации в соответствии со штатным расписанием.


В свою очередь к началу ввода в эксплуатацию ВПТ рабочие места должны быть укомплектованы необходимой документацией, запасами материалов, запасными частями, инвентарем, средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Требования при вводе в эксплуатацию ВПТ
Согласно п. 46 ФНП ввод в эксплуатацию вновь построенных ВПТ, а также замененных при реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте участков ВПТ должен проводиться в соответствии с проектной документацией (документацией).
Вновь построенный ВПТ или замененные участки принимаются в эксплуатацию после:
1. оформления исполнителем документов, удостоверяющих соответствие строительно-монтажных работ проектной документации (документации).
2. выполнения комплекса работ по испытанию, наладке, опробованию:
- отдельных узлов и объектов;
- сооружений линейной части;
- систем связи;
3. очистки полости ВПТ.
4. проведения гидравлических или пневматических испытаний на прочность и проверки на герметичность (опрессовки) ВПТ;
5. Удаления из ВПТ испытательной среды.
Согласно п. 48 ФНП при сдаче-приемке вновь построенного ВПТ, а также замененного участка ВПТ исполнитель работ должен передать заказчику (владельцу объекта или эксплуатирующей организации) исполнительно-техническую документацию.


Обратите внимание: при вводе в эксплуатацию вновь построенного ВПТ, трасса которого проходит в одном техническом коридоре с другими коммуникациями, эксплуатирующая организация должна разработать совместно с владельцами других коммуникаций и сооружений положение (инструкцию) об условиях совместной эксплуатации линейных сооружений.


Требования при эксплуатации ВПТ
Раздел ФНП «Требования при эксплуатации» включает несколько подразделов:

1. Паспорт и технологический регламент на эксплуатацию ВПТ
Согласно п. 50 ФНП по окончании строительства на ВПТ оформляется паспорт на бумажном носителе или в электронном виде.
Документ составляется по образцу из приложении № 1 к ФНП и заполняется ответственным за безопасную эксплуатацию ВПТ, который назначен приказом эксплуатирующей организации.


Обратите внимание: к паспорту ВПТ должна прилагаться схема трубопровода.


Кроме того, на стадии проектирования, строительства, реконструкции, а также эксплуатации ВПТ должен быть разработан технологический регламент (п. 52 ФНП). Документ готовится согласно требованиям ФНП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 г. № 101).

2. Техническое обслуживание ВПТ
Согласно п. 54 ФНП техническое обслуживание ВПТ (далее ТО) включает:
- осмотр трассы ВПТ (наблюдение за состоянием трассы ВПТ, элементов трубопроводов и их деталей, находящихся на поверхности земли), в том числе при помощи беспилотных летательных аппаратов с целью своевременного обнаружения опасных ситуаций, угрожающих целостности и безопасности ВПТ и безопасности окружающей среды;
- обслуживание технических ус-тройств и средств ЭХЗ ВПТ;
- ревизию ВПТ;
- обследование переходов через естественные и искусственные преграды.
При этом периодичность и объемы работ по ТО линейных участков ВПТ, а также технических устройств ВПТ устанавливаются эксплуатирующей организацией с учетом требований руководств по эксплуатации заводов-изготовителей. 
Работы должны проводиться в сроки, установленные ежегодными графиками, которые утверждены техническим руководителем эксплуатирующей ВПТ организации.

3. Осмотр трассы ВПТ
Согласно п. 56 осмотр трассы ВПТ должен выполняться с целью:
- контроля состояния охранной зоны, исправности оборудования, технических устройств и прилегающей территории;
- выявления факторов, которые создают угрозу безопасности и надежности эксплуатации ВПТ.
Периодичность осмотра трассы ВПТ определяет эксплуатирующая организация (с увеличенной периодичностью осмотра в паводковый период).

4. Осмотр трассы ВПТ осуществляется одним из четырех способов:
- воздушный осмотр;
- наземный осмотр на транспортных средствах;
- наземный осмотр, выполняемый пешим порядком;
- постоянный видеоконтроль.
При осмотре трассы ВПТ особое внимание уделяется:
- наличию признаков утечек;
- показанию приборов, по которым осуществляется контроль давления в ВПТ и сравнение показаний с параметрами, установленными технологическим регламентом;
- состоянию сварных и фланцевых соединений, запорной арматуры;
- выявлению оголений ВПТ;
- состоянию переходов через естественные и искусственные преграды;
- состоянию берегоукреплений, образованию промоин и размывов;
- состоянию вдольтрассовых сооружений (линейных колодцев, защитных противопожарных и противокоррозионных сооружений, вдольтрассовых дорог, указательных знаков);
- строительным и земляным работам, в том числе проводимым сторонними организациями;
- наличию несанкционированных врезок;
- появлению непредусмотренных переездов трассы ВПТ;
- состоянию защитных кожухов ВПТ, а также состоянию изоляции на открытых (видимых) участках.


Обратите внимание: согласно п. 62 ФНП сотрудники, выполняющие осмотр, должны немедленно сообщать ответственному должностному лицу о:
- замеченных утечках;
- несанкционированных врезках;
- неисправностях и повреждениях сооружений по трассе, угрожающих нормальной работе ВПТ или безопасности людей, организаций, населенных пунктов, окружающей среде.


Согласно п. 64 ФНП результаты осмотра трассы ВПТ заносятся в журнал осмотра лицом, осуществившим это мероприятие.
Следует помнить, что внеочередные осмотры должны проводиться:
- после стихийных бедствий, аномальных паводков;
- в случае визуального обнаружения утечки нефти, газа и воды;
- когда обнаружено падение давления в ВПТ по показаниям контрольных приборов, снижение объемов транспортируемой среды либо изменение схемы транспортировки.


Обратите внимание: все участки ВПТ должны быть доступны для выполнения профилактических, ремонтных и аварийных работ. Способ доступа определяет:
- проектная документация либо технологический регламент;
- план мероприятий по локализации и ликвидации аварий.


5. Обслуживание технических устройств ВПТ
Подраздел устанавливает требования к эксплуатации и обслуживанию запорной арматуры ВПТ:
- на всей запорной арматуре должны быть указатели, показывающие направление их вращения: «Открыто»/ «Закрыто»;
- площадки запорной арматуры и колодцев внутри ограждений должны быть спланированы, защищены от затопления поверхностными и грунтовыми водами в соответствии с проектной документацией;
- к узлам управления запорной арматуры должен быть обеспечен беспрепятственный доступ обслуживающего персонала;
- открывать и закрывать запорную арматуру разрешается по распоряжению ответственного лица с фиксацией в журнале осмотров или вахтенном журнале;
- операции по управлению запорной арматурой и ее техническому обслуживанию, а также поддержание технических устройств и оборудования в исправном состоянии, должны проводиться в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей.
6. Обслуживание средств ЭХЗ ВПТ
Техническое обслуживание средств электрохимической защиты (ЭХЗ) ВПТ должно включать (п. 79 ФНП): 
- периодический технический осмотр элементов защиты;
- проверку режима ее работы в соответствии с графиками, утверждаемыми техническим руководителем эксплуатирующей организации.
Техническое обслуживание установок ЭХЗ (если иное не установлено проектной и технической документацией) включает в себя:
- проверку состояния контура защитного заземления и питающих линий (внешним осмотром проверяется надежность видимого контакта проводника заземления с корпусом электрозащитной установки, отсутствие обрыва питающих проводов на опоре воздушной линии и надежность контакта нулевого провода с корпусом электрозащитной установки);
- осмотр состояния всех элементов оборудования катодной защиты с целью установления исправности предохранителей, надежности контактов, отсутствия следов перегревов и подгаров;
- очистку оборудования и контактных устройств от пыли, грязи, снега, проверку наличия и соответствия привязочных знаков, колодцев контактных устройств;
- измерение напряжения, величины тока на выходе преобразователя, потенциала на защищаемом ВПТ в точке подключения при включенной и отключенной установке ЭХЗ;
- устранение обрывов дренажных линий;
- измерение потенциала протектора относительно земли при отключенном протекторе;
- измерение потенциала «ВПТ-земля» при включенном и отключенном протекторе;
- измерение величины тока в цепи «протектор — защищаемое сооружение».
Согласно п. 83 ФНП результаты контроля ЭХЗ заносятся в специализированный журнал контроля с указанием минимально допустимого потенциала.

7. Обозначение трассы ВПТ на местности
Трасса ВПТ на местности должна обозначаться щитовыми указателями, которые устанавливаются:
- на высоте 1,5-2 м от поверхности земли в пределах прямой видимости через 500-1000 м;
- на углах поворота и пересечениях с другими ВПТ и коммуникациями.
Щит-указатель устанавливается в 1 м от оси подземного ВПТ или на его оси.
Согласно п. 85 ФНП на щите-указателе должны содержаться следующие сведения:
- назначение, наименование ВПТ или входящего в его состав сооружения;
- местоположение оси ВПТ от основания знака;
- привязка знака на трассе (километр или пикет трассы);
- охранная зона ВПТ;
- телефоны организации, эксплуатирующей ВПТ.


Обратите внимание: трасса ВПТ должна быть обозначена на местности постоянными опознавательно-предупредительными знаками:
- в местах переходов через естественные и искусственные преграды;
- в местах узлов запорной арматуры;
- на опасных участках.


8. Ревизия ВПТ
Ревизия ВПТ проводится не реже одного раза в восемь лет. Периодичность и объемы ревизионных мероприятий устанавливает эксплуатирующая организация в зависимости от скорости коррозионно-эрозионных процессов и с учетом:
- опыта эксплуатации аналогичных ВПТ;
- результатов наружного осмотра ВПТ;
- предыдущей ревизии и необходимости обеспечения безопасной и безаварийной эксплуатации в период между ревизиями.


Обратите внимание: согласно п. 89 ФНП первую ревизию вновь введенных в эксплуатацию ВПТ следует проводить не позднее чем через один год после начала использования.


Эксплуатирующая ВПТ организация обязана ежегодно формировать графики выполнения работ по ревизии (п. 90 ФНП). Мероприятия выполняются специалистами эксплуатирующей или подрядной организации с привлечением аттестованной лаборатории неразрушающего контроля.
При ревизии выполняются (п. 91 ФНП):
- определение глубины залегания ВПТ;
- определение мест проведения неразрушающего контроля — участки выбираются в наиболее опасных местах (оголения, застойные зоны -  тупиковые и временно не работающие участки), в местах, где изменяется направление потока (отводы, переходы, тройники, врезки), узлах запорной арматуры;
- определение технического состояния технических устройств;
- определение диаметра ВПТ;
- визуальный осмотр наружного защитного (антикоррозионного) покрытия;
- ультразвуковая толщинометрия стенки ВПТ или внутритрубная диагностика;
- определение целостности защитного покрытия в местах контроля;
- ультразвуковой (рентгенографический) контроль качества сварных соединений при подозрении на дефекты сварного шва;
- определение наличия или отсутствия блуждающих токов;
- определение мест повреждений изоляции;
- обследование участков пересечений ВПТ с естественными и искусственными преградами в пределах охранной зоны, в том числе с магистральными нефтепроводами и газопроводами;
- определение отбраковочной толщины стенки ВПТ;
- определение скорости коррозионно-эрозионного износа и расчет скорости коррозии и т.д.
На основании полученных данных составляется акт ревизии, который:
- содержит вывод о техническом состоянии ВПТ;
- прикладывается к паспорту ВПТ с внесением соответствующей записи.
9. Обследование переходов через естественные и искусственные преграды
Согласно п. 104 ФНП обследование переходов ВПТ через водные преграды нужно выполнять ежегодно в пределах их границ. По результатам контрольных мероприятий составляется акт, в котором делается вывод о техническом состоянии перехода.
При обследовании подводных переходов ВПТ должны выполняться (п. 105 ФНП):
- проверка на соответствие проектной, исполнительной и эксплуатационной документации;
- контроль состояния берегоукреплений (при их наличии) и знаков безопасности;
- определение наличия (отсутствия) утечек транспортируемой среды;
- определение положения ВПТ (визуальный осмотр), наличия и величины оголений, провисов;
- проведение ультразвуковой толщинометрии в месте проведения неразрушающего контроля на подводном переходе ВПТ;
- осмотр защитного кожуха.
Состояние перехода ВПТ через водные преграды считается исправным при следующих условиях:
- заглубление ВПТ в дно на всем протяжении руслового участка соответствует проектным и нормативным требованиям;
- дно устойчиво, и берега практически недеформируемы;
- балластировка, антикоррозионная изоляция, толщина стенки соответствуют требованиям нормативно-технических документов;
- отсутствуют утечки транспортируемой среды;
- состояние информационных знаков и реперов соответствует требованиям нормативно-технических документов;
- состояние защитного кожуха соответствует нормативным требованиям.
Состояние перехода ВПТ считается неисправным при следующих условиях:
- наличие на ВПТ оголенных и провисающих участков;
- повреждение антикоррозионной изоляции;
- наличие вибрации ВПТ под воздействием течения;
- уменьшение толщины стенки ВПТ до отбраковочной толщины;
- наличие трещин и мест утечки продукта;
- отсутствие части балластных грузов и нарушения в их расположении;
- понижение отметок дна в зоне перехода свыше 0,5 м;
- значительные повреждения крепления берегов в подводной части с оголением ВПТ.
Согласно п. 110 ФНП обследование переходов через ж/д и автодороги общего пользования необходимо выполнять ежегодно в пределах их границ. При этом необходимо контролировать:
- заглубление участков ВПТ и минимальные расстояния от концов защитного футляра (кожуха) на соответствие проектной документации (документации);
- состояние открытых (видимых) частей футляров (кожухов) ВПТ, футеровки, опор, манжет, вытяжных свечей;
- расстояния от вытяжной свечи до оси ВПТ, оси крайнего пути железной дороги, подошвы земляного полотна автомобильной дороги;
- состояние смотровых и отводных колодцев, отводных канав с целью выявления утечек нефти, нарушений земляного покрова, опасных для ВПТ проседаний и выпучиваний грунта в местах пересечения ВПТ с железными и автомобильными дорогами всех категорий;
- установку знаков, запрещающих остановку транспорта.

10. Отбраковка труб и деталей ВПТ
Согласно п. 114 ФНП трубы и детали ВПТ подлежат отбраковке в случаях, если:
- в результате ревизии установлено, что под действием коррозии или эрозии толщина стенки ВПТ уменьшилась и достигла критической величины (см. приложение № 2 к ФНП);
- при обследовании сварных швов обнаружены дефекты, не подлежащие исправлению.
Согласно п. 115 ФНП фланцы отбраковывают при:
- неудовлетворительном состоянии привалочных поверхностей;
- наличии раковин, трещин;
- уменьшении толщины стенки воротника фланца до отбраковочных размеров трубы.
Согласно п. 116 ФНП литые изношенные корпуса задвижек, кранов, клапанов и литые детали ВПТ подлежат отбраковке в случаях, если:
- уплотнительные элементы арматуры не обеспечивают ведения технологического процесса и отремонтировать или заменить их невозможно;
- толщина стенки корпуса арматуры достигла значений, равных или меньших, которые указаны в таблице № 2 приложения № 3 к ФНП.
11. Периодические испытания ВПТ
Согласно п. 117 ФНП испытания на прочность и проверка на герметичность должны проводиться:
- для оценки технического состояния ВПТ, на котором отсутствует или ограничена возможность применения методов неразрушающего контроля;
- после замены участка ВПТ при капитальном ремонте, реконструкции или техническом перевооружении.
При этом работы надо выполнять в соответствии с инструкцией, разработанной для конкретного ВПТ и утвержденной техническим руководителем эксплуатирующей ОПО организации.
Параметры испытаний (протяженность участка, испытательное давление и т.д.) должна устанавливать эксплуатирующая организация (при необходимости — совместно со специализированной организацией) с учетом:
- технического состояния ВПТ;
- условий прокладки;
- профиля трассы;
- физико-химических свойств материала труб;
- других данных, характеризующих условия работы ВПТ. 


Обратите внимание: если на участке ВПТ проводились работы по внутритрубной диагностике, то испытания на прочность и проверку на герметичность выполнять не требуется.


12. Очистка ВПТ
Согласно п. 125 ФНП на ВПТ, которые оборудованы узлами пуска-приема средств очистки и диагностики (СОД), должна проводиться очистка внутренней полости ВПТ пропуском очистных устройств. Цель мероприятия:
- поддержание пропускной способности ВПТ;
- предупреждение скапливания воды и внутренних отложений;
- подготовка участка ВПТ к внутритрубной инспекции.
Периодичность очистки ВПТ определяется индивидуально для каждого трубопровода в зависимости от особенностей его эксплуатации и свойств транспортируемой среды. Она устанавливается в графиках, утвержденных техническим руководителем владельца ОПО.
Согласно п. 127 ФНП ответственность за организацию, проведение работ по очистке ВПТ и контроль за выполнением планов очистки возлагается на эксплуатирующую организацию. При этом работы должны выполняться в соответствии с разработанными и утвержденными инструкциями.


Обратите внимание: используемые очистные устройства должны иметь комплект разрешительной и эксплуатационной документации (п. 129 ФНП).


Во время очистки ВПТ категорически запрещается:
- проведение каких-либо ремонтно-строительных работ в охранной зоне ВПТ;
- присутствие на площадках узлов запуска и приема СОД лиц, не участвующих в проведении очистных работ;
- переезд трассы ВПТ транспортом и механизмами.

13. Ремонт ВПТ
По результатам осмотров, ревизий, а также расследования аварий и инцидентов на ОПО за весь срок эксплуатации ВПТ проводится:
- выбор вида и метода ремонта;
- определение объемов работ и сроков его проведения в зависимости от характера дефектов и ремонтопригодности ВПТ.
После оценки технического состояния ВПТ планируются следующие виды ремонта:
- текущий ремонт коротких участков с вырезкой дефектных мест или труб, с монтажом катушек или секций труб, с восстановлением несущей способности труб (ремонт без вырезки);
- выборочный ремонт изоляции;
- капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение ВПТ с заменой отдельных участков или всего ВПТ.
Согласно п. 135 ФНП при текущем ремонте дефектов ВПТ применяются следующие методы:
- шлифовка;
- заварка;
- вырезка дефекта — замена катушки, трубы или плети;
- установка ремонтной конструкции.


Обратите внимание: сварные соединения, выполненные в процессе ремонта, подлежат контролю качества методами неразрушающего контроля.


Согласно п. 137 ФНП участок ВПТ, подлежащий ремонту, должен быть отсечен задвижками и заглушками от других ВПТ, аппаратов и оборудования.
Вся информация о проведенных ремонтах вносится в паспорт ВПТ.

14. Требования к выводу из эксплуатации, консервации и ликвидации ВПТ
Вывод ВПТ из эксплуатации оформляется приказом руководителя эксплуатирующей организации. Обязательно должен быть утвержден план мероприятий, который содержит:
- регистрационный номер ОПО, наименование, месторасположение и общие технические характеристики объектов ВПТ, которые планируются вывести из эксплуатации;
- перечень работ, связанных с приведением в безопасное состояние объектов ВПТ;
- сроки завершения работ;
- периодический контроль состояния ВПТ на период вывода из эксплуатации с учетом требований к техническим устройствам, содержащихся в руководствах по эксплуатации заводов-изготовителей и указанием лиц, ответственных за их проведение;
- меры, обеспечивающие безопасность;
- иные действия, необходимые для проведения работ по выводу из эксплуатации объектов ВПТ и обеспечению требований промышленной безопасности.
Вывод их эксплуатации ВПТ возможен на срок от одного до двенадцати месяцев. По истечении года должно быть принято решение о:
- повторном вводе в эксплуатацию;
- консервации;
- ликвидации.
Так или иначе вывод ВПТ из эксплуатации предусматривает остановку технических устройств и сооружений ВПТ в целом или его объектов с прекращением транспортирования сред. Выполнение плана мероприятий по выводу из эксплуатации оформляется актом и записью в паспорте ВПТ.
Если принято решение о консервации или ликвидации объектов ВПТ, то нужно в дополнение к плану мероприятий по выводу из эксплуатации произвести:
- осмотр состояния объекта ВПТ;
- освобождение от продукта и отсечение от действующих коммуникаций с установкой заглушек;
- обработку оборудования и ВПТ, работавших с токсичными веществами;
- иные мероприятия с учетом условий эксплуатации и технического состояния объектов ВПТ.


Обратите внимание: срок консервации объектов ВПТ определяется проектной организацией, но не должен превышать трех лет со дня принятия решения о консервации.


ПТ:
- должна содержать мероприятия по выводу из консервации объектов ВПТ;
- подлежит экспертизе промышленной безопасности (ЭПБ).
Ликвидация объектов ВПТ проводится в соответствии с документацией (проектом), подлежащей ЭПБ, в срок не позднее пяти лет со дня принятия решения о ликвидации.
При ликвидации нужно обеспечить следующие мероприятия:
- предотвращение загрязнения окружающей среды;
- утилизация отходов производства;
- утилизация оборудования и труб;
- рекультивация нарушенных земель;
- предотвращение повреждения зданий и сооружений, расположенных в зоне влияния объекта;
- сохранение уровня противокоррозионной защиты других объектов ВПТ;
- предотвращение активизации опасных геологических процессов.
Согласно п. 153 ФНП ликвидация ВПТ или его объектов считается завершенной после подписания акта о ликвидации.

15. Перечень документации по эксплуатации ВПТ
Согласно п. 154 ФНП при эксплуатации ВПТ нужно руководствоваться:
- проектной, исполнительной и нормативной документацией;
- технологическими регламентами по эксплуатации ВПТ;
- эксплуатационной документа-цией.
Согласно п. 155 ФНП эксплуатационная документация ВПТ включает в себя:
- перечень объектов ВПТ;
- технологический регламент по эксплуатации ВПТ;
- паспорта ВПТ;
- технологические схемы, утвержденные техническим руководителем эксплуатирующей организации;
- производственные инструкции по техническому обслуживанию и ремонту;
- приказы о назначении лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию ВПТ;
- графики технического обслуживания, диагностирования и ремонта ВПТ;
- журнал осмотров или вахтенный журнал;
- акты технического расследования инцидентов и аварий;
- заключения по результатам технического диагностирования и ЭПБ, акты ревизии, протоколы (акты) испытаний;
- журналы учета инцидентов и аварий;
- план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.


Обратите внимание: эксплуатирующая ВПТ организация обязана в течение всего жизненного цикла ОПО (до ликвидации) хранить проектную и исполнительную документацию.


Согласно п. 157 ФНП ежегодному пересмотру подлежат:
- графики технического обслуживания, диагностирования и ремонта ВПТ;
- графики осмотров, ревизий, обследований переходов ВПТ;
- планируемые объемы ремонтных работ на ВПТ;
- перечень объектов ВПТ, выведенных из эксплуатации;
- перечень ВПТ, подлежащих консервации и ликвидации.

Все статьи рубрики