Система менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний — составная часть общей системы менеджмента организации
Cевастьянов Борис Владимирович
заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет», заслуженный изобретатель РФ, доктор технических наук, профессор
Номер журнала:
Рубрика:
Система менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний – составная часть общей системы менеджмента организации
Наиболее важными целями политического развития России в ближайшие годы можно считать дальнейшее улучшение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики и создания государства, прежде всего удобного для людей. Одним из способов достижения этой цели является обеспечение благоприятных условий для интеллектуального, профессионального и физического совершенствования человека. А это во многом зависит от того, насколько безопасными будут условия нашего ежедневного существования, насколько пути развития экономики будут согласованы с необходимостью обеспечения безопасности во всех областях техносферы:
• в создании безопасных технологий и производств,
• в обеспечении безопасности опасных производственных объектов,
• в охране труда на каждом рабочем месте и
защите окружающей среды.
Многочисленные исследования, проведенные в зарубежных странах, убедительно показали, что в улучшении условий труда выше минимального обязательного национального уровня работодатели заинтересованы в наименьшей степени. Это не политика и не социология, это – экономический закон: любые дополнительные непроизводительные затраты ведут к снижению конкурентоспособности предприятия и к постепенному вытеснению его с рынка.
Дополнительные расходы на охрану труда, в любом случае, негативно сказываются и на уровне заработной платы, поэтому при недостаточном уровне общей культуры сами работники часто не заинтересованы в улучшении условий труда. Для нашей страны с особым отношением наших сограждан к собственной жизни и здоровью это положение более чем актуально, ибо только россияне ведут себя так, как будто собственное здоровье взяли взаймы.
Из трех основных субъектов трудовых отношений больше всех в улучшении условий труда работников должно быть заинтересовано государство, поскольку оно представляет интересы общества. А именно общество несет основную нагрузку, связанную с последствиями наличия вредных и опасных условий труда на рабочих местах: увечьями и профзаболеваниями.
В последние 2-3 года проблема улучшения условий труда постепенно выходит за рамки собственно охраны труда. Улучшение условий труда сейчас неразрывно связывается с необходимостью улучшения демографической ситуации. Россия проводит целенаправленную работу по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), возможно, это произойдет и концу 2007 г. Что это дает? Самое главное – право каждой организации самостоятельного выхода на международный рынок, минуя посредников. Но существует одно ограничение: это право наступает при условии сертификации организации по трем международным документам и соответственно внедрении трех систем менеджмента или интегрированной системы менеджмента (СМ):
• QMS – система управления качеством (СМК) ISO 9001:2000;
• EMS – система экологического менеджмента (СЭМ) ISO 14001:2004;
• OH&S – система менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний (СМПБЗ) по спецификации OHSAS 18001:1999 (ГОСТ Р 12.0.006-2002 ССБТ. Общие требования к управлению охраной труда в организации).
По данным Международной сети независимых органов сертификации IQNET, по состоянию на конец 2006 г. органами по сертификации, входящими в IQNET (более 80 органов по всему миру), было сертифицировано около 250 тыс. систем менеджмента.
Из таблицы следует, что одна сертифицированная СМПБЗ приходится примерно на 40 сертифицированных СМК. Кроме того, диаграмма демонстрирует, что темпы внедрения СМПБЗ (91% за год) существенно превышают соответствующие показатели для СЭМ (70% за год) и СМК (43% за год).
Эти данные показывают, как правило, СМПБЗ создается на основе существующей СМК (ISO 9001) и во многих случаях также на основе СЭМ (ISO 14001). Внедрение СМПБЗ завершает соз-дание в организации интегрированной системы менеджмента. Поэтому наличие в организации хотя бы одной современной СМ существенно упрощает задачу внедрения СМПБЗ.
Сертификация систем менеджмента в Международной сети независимых органов по сертификации
Система менеджмента качества (ISO 9001) |
Cистема экологического менеджмента (ISO 14001) |
Система менеджмента ПБЗ (OHSAS 18001) |
||||||
2005 | 2006 | темпы внедрения | 2005 | 2006 | темпы внедрения | 2005 | 2006 | темпы внедрения |
148489 | 212860 | 43% | 16287 | 27820 | 70% | 2776 | 5293 | 91% |
Cпецификация OHSAS 18001:1999 была разработана с учетом совместимости с ISO 9001:2000 и ISO 14001:2004 для того, чтобы при необходимости способствовать интеграции системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента и системы менеджмента здоровья и безопасности. Она представляет требования к системе менеджмента здоровья и безопасности на производстве (OH&S Management System), что дает возможность организации управлять рисками в области безопасности и здоровья и улучшать свои показатели в этой области.
Данная спецификация применима для любой организации, которая желает:
a) создать систему менеджмента здоровья и безопасности для устранения или снижения риска для тех сотрудников и других заинтересованных сторон, кто может быть подвержен опасным воздействиям, связанным с деятельностью оганизации;
б) внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно совершенствовать систему менеджмента здоровья и безопасности;
в) удостовериться в том, что деятельность соответствует политике в области здоровья и безопасности;
г) продемонстрировать такое соответствие другим;
д) сертифицировать/зарегистрировать свою систему менеджмента с помощью услуг независимой организации;
е) убедиться в соответствии требованиям данной спецификации и декларировать это соответствие.
Все требования спецификации OHSAS предназначены для включения в любую систему менеджмента здоровья и безопасности на производстве. Степень применения зависит от таких факторов, как политика организации в области здоровья и безопасности, характер деятельности, риски и сложность деятельности.
Спецификация OHSAS посвящена вопросам безопасности и здоровья в самой организации, но не безопасности продукции и услуг.
В основу спецификации OHSAS 18001:1999 заложен цикл непрерывного совершенствования «Шухарта-Деминга» – PDCA (Plan-Do-Check-Act). Все современные практические реализации метода PDCA (стандарты СМ качества, экологии, безопасности и здоровья) включают пять элементов СМ:
• политика и цели организации в соответствующей области;
• планирование;
• внедрение и функционирование;
• проверочные и корректирующие действия;
• анализ со стороны руководства (высшего руководства).
Рассмотрим содержание элементов этого цикла применительно к СМПБЗ, учитывая, что процессную основу СМПБЗ составляет деятельность организации по управлению рисками, связанными с ее деятельностью.
1. Элемент «Планирование» в цикле Деминга начинает цикл непрерывного совершенствования. Реализация этого элемента в СМПБЗ представляет собой следующую последовательность действий:
- выявление и идентификация опасностей, оценка рисков, связанных с идентифицированными опасностями;
- классификация рисков по категориям важности (существенности);
- предложение мер управления существенными рисками;
- анализ предложенных мер управления с точки зрения оценки рисков и их корректировка (в случае если предлагаемые меры управления несут в себе больший риск, чем тот, для устранения которого эти меры предлагались);
- установление целей управления рисками (предварительный прогноз результативности мероприятий по управлению рисками);
- разработка и утверждение программы менеджмента ПБЗ.
До реализации этого элемента необходимо, прежде всего, установить общие и частные цели в области ПБЗ, для достижения которых и разрабатывается программа менеджмента. Программа менеджмента в области ПБЗ включает в себя план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, но только как составную часть, поскольку основные усилия должны быть направлены на улучшение СМ (при этом нужно помнить о выводе Э. Деминга, что доля ответственности за успешную деятельность организации на 94% возлагается на систему управления и только 6% – на непосредственных исполнителей).
2. Элемент «Внедрение и функционирование» представляет собой строгое выполнение программы менеджмента ПБЗ в соответствии с принятыми процедурами СМ и деятельность по поддержанию (всестороннему обеспечению) этого процесса. Иными словами, выполнение элемента представляет собой обычную (рутинную) деятельность руководителей всех уровней в области ПБЗ в рамках своих должностных обязанностей по выполнению утвержденной программы менеджмента в целях поддержания политики организации в области ПБЗ и достижения целей (направления деятельности подразделения, организации в целом) в области ПБЗ.
Для выполнения этого элемента необходимо наличие документации СМ (процедур) и соответствующих ресурсов (материальных, финансовых, кадровых, интеллектуальных, организационных и др.)
3. Сущность элемента «Проверочные и корректирующие действия» заключаются в мониторинге:
- результативности мероприятий по управлению рисками;
- степени соблюдения политики организации в области ПБЗ;
- степени достижения целей организации в области ПБЗ;
- отклонений от принятых процедур СМПБЗ и установления причин появления этих отклонений.
В ходе мониторинга СМПБЗ может осуществляться предварительная оценка (классификация: «критические – существенные – несущественные – пренебрежимые») регистрируемых данных с точки зрения их влияния на поддержание политики организации и достижения целей организации в области ПБЗ.
Для практического осуществления этого элемента в организации необходимо выполнение следующих условий:
а) для каждого запланированного мероприятия установлены измеримые целевые показатели, которые должны быть достигнуты в результате проведения данного мероприятия;
б) должны существовать единые методики оценки рисков, которые позволяли бы для каждого риска (группы рисков) оценивать риски по единой шкале до проведения мероприятия и после его проведения, которые, по-возможности, исключали бы субъективную составляющую оценки рисков;
в) политика и цели организации в области ПБЗ должны быть понятны (понимаемы однозначно), адекватны и доведены до каждого лица, задействованного в СМПБЗ, в особенности до лиц, наделенных специальными полномочиями оценивать результативность мероприятий по управлению рисками.
4. Элемент «Действуй» в цикле Деминга означает деятельность по дальнейшему выполнению трех предыдущих элементов в целях непрерывного совершенствования СМ, т.е. поддержания политики организации.
Предложенная в настоящей статье схема рассматривает содержание элемента «Действуй» как существенно более широкое и весомое. При внимательном анализе предлагаемой схемы несложно заметить, что элемент «Действуй» цикла Деминга включает в себя следующие элементы современных СМ:
• анализ со стороны руководства;
• разработка (корректировка) политики организации в области ПБЗ;
• установление (корректировка) целей организации в области ПБЗ.
Таким образом, указание «Действуй» относится не к исполнителям, а к высшему руководству организации, которое несет ответственность за внедрение, функционирование и поддержание СМ, соблюдение политики организации: и достижение установленных в политике целей организации в области ПБЗ и обеспечение непрерывного совершенствования.
Итак, если часть цикла Деминга (планирование – внедрение и функционирование – проверочные и корректирующие действия) представляет собой исполнительную подсистему СМПБЗ (т.е. отражает деятельность лиц, задействованных в СМ), то элемент «Действуй» представляет собой управляющую подсистему СМПБЗ. И это при том, что, по мнению Деминга, на управляющую подсистему приходится 94% ответственности за внедрение, функционирование и результативность СМ, а на исполнительную подсистему – только 6%.
Более того, наряду с принципом «ответственность руководства» одним из обязательных условий функционирования СМ рассматривается принцип «вовлеченности персонала». Руководство с учетом мнения трудового коллектива разрабатывает политику в области ПБЗ, которая должна быть понятна каждому работнику, должна поддерживаться решающим большинством и восприниматься работниками как выражение их собственных взглядов и настроений. Только в этом случае «идея овладеет массами и станет материальной силой», т.е. политика организации станет реальным фактором развития организации.
Таким образом, политика организации:
- отражает осознание высшим руководством всей полноты ответственности за развитие организации, укрепление ее позиций на рынке, улучшение качества жизни работников;
- устанавливает цели, которые организация должна достигнуть для того, чтобы положения, сформулированные в политике, стали реальностью;
- является выражением идеи, которая объединяет всех работников организации в деятельности по реализации политики и достижении сформулированных в политике целей.
Содержание политики в области ПБЗ должно удовлетворять 10 заповедям для руководства организации.
1. Политика должна существовать в документально оформленном виде.
2. Политика должна быть санкционирована (утверждена) высшим руководством организации.
3. Политика должна содержать измеримые цели в области ПБЗ.
4. Политика должна содержать обязательство соответствия, как минимум, национальному законодательству.
5. Политика должна содержать обязательство непрерывного улучшения в области ПБЗ.
6. Политика должна соответствовать характеру и масштабу рисков в области ПБЗ.
7. Политика должна быть внедрена, поддерживаться (обеспечиваться ресурсами и деятельностью).
8. Политика должна быть доведена до сведения каждого работника.
9. Политика должна быть доступна для всех заинтересованных сторон.
10. Политика должна периодически подвергаться анализу.
Первые пять требований из представленного перечня условно можно назвать формальными, поскольку их выполнение легко проверяется («измеряется степень выполнения») при аудите: «есть – нет». Исключение составляет только часть 3-го пункта, касающаяся измеримости целей.
Несмотря на то, что требование измеримости целей является однозначным, отсутствие измеримых целей в политиках некоторых крупнейших отечественных компаний, сертифицировавших СМПБЗ, свидетельствует или о непонимании аудиторами сертифицирующих органов степени важности политики и целей организации в СМПБЗ, или о терпимости органов по сертификации к легкомысленному отношению отечественных предприятий и их высшего руководства к политике организации. Тем не менее, если нет политики и целей – нет направления развития, нет развития – значит, нет конкурентоспособности.
Следующие пять пунктов для высшего руководства организации, разработчиков и аудиторов служат подсказкой о содержании процесса разработки политики и вытекающих из этого процесса последствиях, подтверждаемых при сертификации.
Шестой пункт, например, указывает на необходимость предварительной оценки, характера и масштабов рисков организации, связанных с ее деятельностью, седьмой – на необходимость непрерывного проявления заботы о поддержании политики в действии, восьмой и девятый – напоминают о необходимости доведения политики до каждого работника и до всех заинтересованных сторон, девятый – о необходимости периодического анализа политики высшим руководством организации.
Следует обратить внимание на то, что политика в области ПБЗ хотя и разрабатывается с учетом мнения работников (их представителей), но является результатом решения, принятого высшим руководством и после принятия подлежит неукоснительному исполнению всеми работниками организации.
Цели в области ПБЗ являются составной частью политики организации в области ПБЗ. Однако достаточно сложно доказать, что все-таки является первичным, а что – вторичным: политика ли организации разрабатывается на основе и для достижения установленных целей или цели формируются на основе политики для ее реализации? Правильнее всего считать, что процесс разработки политики и целей осуществляется в тесной взаимосвязи, поэтому уточнение целей приводит (может привести) к корректировке политики и наоборот. Тем не менее, роли политики и целей в СМПБЗ существенно различны.
Политика выражает (демонстрирует для широкого круга лиц) общие взгляды высшего руководства на организацию деятельности по обеспечению ПБЗ, в то время как цели в области ПБЗ в большей степени ориентированы на нужды собственно СМПБЗ, указывают на наиболее существенные риски организации и служат ориентиром для постановки задач в области ПБЗ подразделениям.
Стандарты СМПБЗ требуют, чтобы цели организации в области ПБЗ имели «по возможности» количественное выражение. Если для целевого показателя не удается определить количественное значение, следовательно, неверно сформулирована цель или неправильно установлен целевой показатель. Количественное выражение цели не всегда означает применение для измерения показателя метрической шкалы. Не стоит забывать о других видах шкал: ранговых, порядковых и др.
Главное содержание требования измеримости целей заключается в том, чтобы руководители всех уровней могли оценить результативность своей деятельности и проводимых мероприятий по управлению рисками. Если до начала реализации мероприятия не установлена конкретная цель, следовательно, такое мероприятие является бесцельным (по существу, бессмысленным). Если после завершения мероприятия не оценена степень достижения поставленной цели, как оценить работу исполнителей, как планировать дальнейшую работу?
Таким образом, цели организации в области ПБЗ должны соответствовать следующим критериям:
1) соответствовать политике в области ПБЗ;
2) быть четко сформулированы;
3) иметь количественное выражение;
4) быть измеримы.
Для достижения главных (политических) целей организации в области охраны труда и на их основе могут устанавливаться промежуточные цели (для подразделений, по видам деятельности, по мероприятиям, по времени и др.). Такие цели можно назвать задачами.
Декомпозиция главных целей осуществляется таким образом, чтобы выполнение всех поставленных задач означало полное достижение поставленных главных целей и поддержание политики организации в области ПБЗ. Соответственно для каждой задачи также должны быть сформулированы целевые количественные показатели, которые будут использованы для оценки степени результативности СМПБЗ.
Цикл управления завершается анализом выполнения политики и достижения целей в области ПБЗ высшим руководством организации. Результаты анализа со стороны высшего руководства должны приводить к корректировке политики и целей организации в области ПБЗ, а также обеспечивать непрерывное совершенствование СМПБЗ. Разумеется, степень достижения целей может быть оценена руководством организации только в том случае, если эти цели были установлены количественно.
Остановимся на вопросе разработки и внедрения СМПБЗ в организации. Внедрение современной СМПБЗ, оценка рисков (методы определения риска рассмотрены в статье Севастьянов Б.В., Лобова И.Ю. «Информирование о риске повреждения здоровья – обязанность работодателя» / Промышленная и экологическая безопасность, 2007, № 2. – С. 56-59), разработка политики в области охраны труда – мероприятия добровольные в том смысле, что организации самой предоставлено право решать, внедрять СМПБЗ или нет. Если принято решение о внедрении, то высшее руководство совместно с консультантами выбирают вариант внедрения СМПБЗ, оценивают стоимость проекта, наличие необходимых ресурсов и принимает окончательное решение о возможности, целесообразности и сроках внедрения СМПБЗ.
В настоящее время можно выделить три варианта внедрения любой СМ (СМК, СЭМ или СМПБЗ).
1. Классический – поэтапное внедрение СМ с опорой на внутренние ресурсы с привлечением консультантов (только в качестве консультантов, но не в качестве разработчиков). В этом случае разрабатываются все элементы СМ, проводятся аудиты, осуществляются корректирующие и предупреждающие мероприятия, проводится анализ со стороны руководства и т.д. В ходе функционирования СМ выявляются и устраняются все (или почти все) системные несоответствия. Этот вариант целесообразен в том случае, если решение о внедрении СМ не обусловлено настоятельным требованием рынка, а является результатом осознанного стремления высшего руководства к совершенствованию СМ организации и дальнейшему развитию предприятия, к укреплению его положения на рынке. Срок внедрения и подготовки к сертификации для организации средних размеров составляет 1,5-2 года.
2. Формальный – создание (предоставление готового комплекта) документированной части СМ привлеченными (внешними) специалистами с минимальным задействованием собственного персонала. При этом создается вполне правдоподобная видимость СМ, которая может быть оценена при аудите адекватности как реально существующая СМ. Однако на самом деле такая СМ является «мертворожденной», и при сертификационном аудите (аудите соответствия) велик риск того, что «мираж» развеется. Такой вариант внедрения целесообразен только в том случае, если наличие сертификата соответствия является обязательным формальным условием дальнейшего существования предприятия на рынке, требуемый срок внедрения – вчера, а заказчика устраивает формальное наличие сертификата, полученного в любом из органов по сертификации. Срок внедрения – от 1 месяца.
3. Ускоренный (компромиссный между первыми двумя вариантами) – реальное создание и внедрение основных элементов СМПБЗ с привлечением как собственного подготовленного персонала, так и внешних консультантов в качестве разработчиков СМ. В этом случае реально разрабатываются и внедряются не все, а только основные элементы СМ, перечень которых определяется размером организации, масштабами и характером ее производственных рисков, уровнем квалификации персонала, другими факторами. После этого СМ представляется к сертификации. В ходе сертификационного аудита выявляются несоответствия, которые должны быть устранены в течение 3-х месяцев. В противном случае СМ признается не соответствующей требованиям стандарта и подлежит повторному сертификационному контролю. Срок внедрения – от 3...5 месяцев до 1 года.
Поскольку СМ представляется к сертификации в заведомо не готовом состоянии, то несоответствий ожидается достаточно много. Поэтому организация должна рассчитать свои возможности таким образом, чтобы устранить их в течение 3 месяцев. Однако в этом варианте есть и свои плюсы:
• собственный персонал все-таки участвует в разработке СМ, поэтому существуют шансы на то, что СМ все-таки будет жить;
• специалисты органа по сертификации в короткий срок аудита (3...5 дней) не в состоянии выявить все имеющиеся несоответствия. Поэтому у организации остается время до следующего аудита (инспекционного), чтобы устранить оставшиеся несоответствия (не выявленные при сертификации, но известные руководству организации).
В заключение приведем последовательность действий организации при создании и внедрении СМПБЗ, соответствующей требованиям спецификации OHSAS 18001:
1. Обучение высшего руководства организации;
2. Формулирование высшим руководством миссии и видения;
3. Установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
4. Определение приоритетов деятельности организации;
5. Разработка стратегии развития организации с учетом требований всех заинтересованных сторон;
6. Учреждение проекта «Разработка и внедрение СМПБЗ …» и назначение ответственного представителя руководства по СМПБЗ;
7. Выбор консультантов для реализации проекта;
8. Формулирование и доведение до персонала организации Политики в области охраны труда;
9. Обучение персонала организации в области менеджмента охраны труд;
10. Проведение диагностического анализа соответствия системы менеджмента организации требованиям ГОСТ Р 12.0.006 (OHSAS 18001)
11. Разработка Плана организационно-технических мероприятий по созданию и внедрению СМПБЗ;
12. Определение и развертывание целей по охране труда;
13. Установление ответственности и делегирование полномочий должностным лицам для достижения поставленных целей;
14. Определение процессов, необходимых для построения СМПБЗ;
15. Формирование межфункциональных команд для документирования процессов и процедур;
16. Оперативное планирование и контроль выполнения работ по созданию и внедрению СМПБЗ;
17. Разработка структуры документации СМПБЗ;
18. Разработка документации СМПБЗ;
19. Обучение руководителей и сотрудников методам статистического управления процессами и методам постоянного улучшения; 20. Создание системы мониторинга за ходом реализации проекта;
21. Разработка Руководства по СМПБЗ;
22. Обучение внутренних аудиторов СМПБЗ теории и практике аудита по ИСО 19011;
23. Проведение первого внутреннего аудита и запуск механизма непрерывного совершенствования СМПБЗ;
24. Введение в действие всей документированной СМПБЗ;
25. Проверка готовности СМПБЗ к сертификации на соответствие требованиям ГОСТ Р 12.0.006-2002;
26. Выбор органов по сертификации, оформление и подача заявок на сертификацию;
27. Подготовка организации к проведению сертификационных аудитов;
28. Обеспечение функционирования и постоянного улучшения СМПБЗ после получения сертификатов.
Кафедра «Безопасность жизнедеятельности» ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет» проводит обучение персонала организаций как по положениям спецификации OHSAS 18001:1999 (ГОСТ Р 12.0.006-2002 ССБТ. Общие требования к управлению охраной труда в организации), так и по вопросам внедрения интегрированной системы менеджмента.