Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

февраль 2025

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Рост самосознания: предприятия Республики Башкортостан вкладываются в очистку сточных вод

 
ТЮР Виталий Артурович, заместитель министра природопользования и экологии  Республики Башкортостан

ТЮР Виталий Артурович
заместитель министра природопользования и экологии Республики Башкортостан

Номер журнала: 

Рубрика: 

В Республике Башкортостан, как и в других промышленно-развитых субъектах Российской Федерации, существует немало проблем в области охраны водных ресурсов. Прежде всего, это загрязнение поверхностных водных объектов в результате сбросов в них сточных вод с объектов промышленности и жилищно-коммунального сектора.

Все объекты хозяйственной деятельности республики в большей или меньшей степени вносят свой вклад в загрязнение водных объектов. И эта тенденция прослеживается практически во всем мире. Чем более развитым в промышленном отношении является регион, чем выше уровень благоустройства и плотности населения, проживающего в нем, тем большую долю воздействия на окружающую среду он оказывает.

Значительный сброс загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами в первую очередь связан с неэффективной работой очистных сооружений или вообще с их отсутствием. Основными причинами неэффективной работы очистных сооружений являются физический и моральный износ сооружений. Большинство из них эксплуатируется уже 20-40 лет. Существующие на сегодняшний день технологии очистки в большинстве своем не отвечают требованиям водного законодательства.

На долю предприятий топливно-энергетического, химического и нефтехимического комплексов приходится более 57 % от общего объема сброса сточных вод в поверхностные водные объекты по республике, на долю жилищно-коммунального хозяйства — 38 %. Около 88 % от общей массы загрязняющих веществ, поступающих в водоемы со сточными водами, приходится на долю предприятий химической и нефтехимической отрасли.

Из общего объема сбрасываемых в водные объекты загрязненных сточных вод только 0,04 % сбрасывается без очистки (0,13 млн м3). Остальные сточные воды республики относятся к категориям: нормативно чистые (не требующие очистки) — 32 %, нормативно очищенные — 5 % и недостаточно очищенные на очистных сооружениях — 63 %. При этом нужно отметить, что в нашей стране природоохранные требования к качеству сбрасываемых после очистных сооружений сточных вод самые жесткие в мире. В соответствии с законодательством качество должно соответствовать качеству воды в рыбохозяйственных водоемах.

Стоит отметить, что в республике реализуются мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на водные объекты, осуществляется большой объем работ по строительству новых и реконструкции действующих очистных сооружений. Основная нагрузка ложится на крупные объекты экономики нефтехимической, горнодобывающей, металлургической и металлообрабатывающей отраслей. 

В качестве лидеров в этой области хотелось бы отметить МУП ПО ЭВКХ «Уфаводоканал», ОАО «Башкирская содовая компания», ОАО «Учалинский ГОК», ОАО «Башкирское шахтопроходческое управление», ООО «Газпром трансгаз Уфа», ОАО «Белебеевский завод «Автонормаль», МУП «Баймакский водоканал», ООО «Завод Николь-Пак», ОАО АНК «Башнефть», ОАО «ПромВодоканал» и многие другие. Только в 2013 году на водоохранные мероприятия затрачено около на 405 млн рублей.

Если проследить динамику объемов сброса сточных вод в водные объекты начиная с 2007 года, то увидим, что объем сброса сточных вод без очистки сократился на 13,48 млн м3, а именно на 99 %. Это произошло в результате строительства и ввода в эксплуатацию очистных сооружений.

После проведения МУП ПО ЭВКХ «Уфаводоканал» работ по реализации проекта «Канализация г. Уфы (расширение и реконструкция, третья очередь)» прекращен сброс неочищенных сточных вод в столице нашей республики. Строительство и реконструкция очистных сооружений в республике осуществляется также в рамках реализации среднесрочных комплексных программ по экономическому развитию Зауралья и северо-восточных районов Республики Башкортостан. Только в 2013 году на указанные цели в рамках реализации этих программ затрачено более 86 млн рублей.

В республике до сентября 2013 года действовала республиканская целевая программа «Чистая вода», утвержденная постановлением правительства РБ от 15 ноября 2010 года № 433, а с 3 сентября 2013 года — государственная программа «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан», утвержденная постановлением  правительства РБ от 3 сентября 2013 года № 392. Указанные программы направлены и на реконструкцию и строительство очистных сооружений. В соответствии с постановлением правительства РБ от 3 сентября 2013 года № 392 распорядителем бюджетных средств, направляемых на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт очистных сооружений сточных вод, является ее государственный заказчик — Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан.

Для дальнейшего совершенствования деятельности водохозяйственного комплекса в регионе разработаны следующие программы:

1. Республиканская целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Башкортостан в 2013-2020 годах», утвержденная постановлением правительства РБ от 17 октября 2012 года № 374. Эта программа направлена на гарантированное обеспечение республики водными ресурсами, сохранение и восстановление водных  объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.

2. Государственная программа «Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан», утвержденная постановлением Правительства РБ от 18 февраля 2014 года № 61. Основными задачами этой программы являются повышение уровня экологической безопасности республики, сохранение ее природных систем, рациональное водопользование при сохранении водных экосистем и другие.

3. Государственным заказчиком этих программ является Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан.

Как видим, в республике на государственном уровне запланировано и уже реализовано достаточно много мероприятий и программ для достижения наиболее благоприятной экологической обстановки, повышения безопасности водных объектов.

Эффект от внедрения мероприятий, направленных на охрану водных объектов, проявляется неодномоментно. Часто усилия, вложенные для реализации водоохранных мероприятий, приводят к улучшению экологической обстановки не сразу. 

Многими предприятиями, являющимися основными загрязнителями водных объектов, в настоящее время осуществляются проектные работы по реконструкции и модернизации действующих очистных сооружений. Осуществляются также работы по модернизации производственных процессов, после которых масса сброса загрязняющих веществ в водные объекты будет снижена. Указанные мероприятия выполняются в соответствии с разработанными на перспективу и утвержденными руководителями предприятий планами водоохранных мероприятий. Эффект от внедрения водоохранных мероприятий будет пролонгирован на перспективу. В дальнейшем мы обязательно станем свидетелями уменьшения антропогенной нагрузки на водные объекты.

Безусловно, можно смело говорить о росте самосознания и культуры производства у предприятий и организаций в области водных ресурсов. Достаточно отметить, какой объем финансовых средств был ими потрачен в 2013 году на строительство и реконструкцию очистных сооружений, о чем было сказано выше. 

Все статьи рубрики