Размещение отходов необходимо контролировать
МАКАРОВ Евгений Тимофеевич
и.о. руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия
Номер журнала:
Рубрика:
Большинство хозяйствующих субъектов в последние годы осознанно проводит комплексные мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую среду.
Благодаря совместным усилиям контролирующих природоохранную деятельность органов и внедрению передовых технологий предприятиями по качеству городской среды г. Саранск, по рейтингу МПР России отнесен к первой пятерке среди 82 крупных городов РФ. Несмотря на определенные финансовые трудности, хозяйствующие субъекты изыскивают средства на решение задач, связанных с уменьшением негативного влияния на окружающую среду.
По сложившейся ситуации с целью решения природоохранных задач в рамках компетенции Управление планирует дальнейшую активизацию проведения надзорных мероприятий по охране окружающей среды.
Что касается сферы размещения отходов, то Управление доводит до руководителей организаций следующую информацию. В соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Частью 7 данной статьи установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение обязательных требований, установленных Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).
Ответственность за нарушение требований Федерального закона № 89-ФЗ установлена в ст. 8.2 КоАП Российской Федерации, которая влечет: наложение административного штрафа на должностных лиц от 10 до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ собственник объекта размещения отходов обязан получить лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности. Хозяйствующий субъект, заключивший договор на вывоз и размещение отходов с организацией, владельцем объекта размещения отходов, зарегистрированного в ГРОРО, имеет право передавать на данный объект только те отходы, которые входят в перечень отходов, разрешенных к размещению на основании полученной владельцем объекта лицензии на осуществление деятельности по размещению (захоронению) отходов I-IV класса опасности.
Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию объекта размещения отходов, обязан осуществлять контроль над передаваемыми для размещения отходами, то есть следить за их соответствием наименованию и кодам перечня отходов, разрешенных к размещению на основании лицензии. При привлечении к ответственности за нарушение требований к обращению с отходами выяснению подлежит вопрос о собственнике отходов. Так, согласно ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ:
1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
3. Собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Следует заметить, что в настоящее время лицензированию подлежит только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Если из заключенных хозяйствующим субъектом гражданско-правовых договоров на отчуждение отходов следует, что он передал и право собственности на данные отходы, то к нему не могут быть применены меры административного воздействия.
Но если же из заключенных договоров прямо не следует, что передано право собственности на отходы, то к хозяйствующему субъекту могут быть применены меры административного воздействия. В том числе и за размещение отходов производства и потребления на объектах, не включенных в ГРОРО.