Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Производственный контроль за требованиями промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ

 

Номер журнала: 

Железнодорожный транспорт России, являясь одной из важнейших отраслей народного хозяйства, обеспечивает наряду с другими видами транспорта нормальное функционирование промышленного производства и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках и в значительной степени влияет на обороноспособность государства. В связи с этим обеспечение безопасности на всех этапах перевозочного процесса - одна из актуальных проблем.



Украинский Олег Вячеславович, начальник отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными призводственными объектами Управления Ростехнадзора по УР


Кухлевский Александр Владимирович, государственный инспектор отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными призводственными объектами Управления Ростехнадзора по УР
Согласно терминологии, транспортирование (transportation) - логистическая операция, заключающаяся в перемещении продукции в заданном состоянии с применением транспортных средств (в случае необходимости и грузоподъемных средств), начинающаяся с погрузки в месте отправления и заканчивающаяся разгрузкой в месте назначения.
Перевозка опасных веществ железнодорожным транспортом - один из массовых видов перевозок, связанных с повышенной опасностью как при транспортировании, так и при проведении погрузо-разгрузочных операций. При этом сложность контроля за обеспечением безопасности состоит в том, что погрузка и выгрузка опасных веществ осуществляется преимущественно на подъездных путях промышленных предприятий.
Реорганизация управления экономикой привела к значительному ухудшению технического состояния сооружений и устройств железнодорожного хозяйства на промышленных предприятиях. Положение усугубляется тем, что на многих из них оказалась разрушенной система производственного контроля и ее восстановление идет с большим трудом.
Особую тревогу вызывает состояние подъездных путей промышленных предприятий и погрузочно-выгрузочных устройств. Это связано с тем, что предприятия (потребители и производители опасных веществ) в большинстве случаев расположены в населенных пунктах с большой плотностью населения и последствия аварий с опасными веществами, происшедших на подъездных путях, могут быть катастрофическими для населения.
К авариям относятся: взрыв опасного вещества в транспортном средстве, независимо от последствий; возгорание или высвобождение опасного вещества из транспортного средства, происшедшее при транспортировании или при проведении отдельных технологических операций (погрузочно-разгрузочные работы, временное (транзитное) хранение и др.), в результате которого погибли или тяжело травмированы люди.
Руководство промышленных предприятий не уделяет должного внимания организации перевозок опасных веществ, техническому состоянию сооружений железнодорожного хозяйства, обучению обслуживающего персонала безопасным приемам работы и проверке знаний ими действующих правил и норм безопасности при перевозке опасных веществ. Не всегда достаточно ответственно подходит к выполнению требований нормативных документов по перевозке опасных веществ. Об этом свидетельствуют случаи аварий и инцидентов с опасными грузами на подъездных путях, происходящие из-за технической неисправности путей, нарушений требований безопасности при погрузочно-выгрузочных работах и из-за халатного отношения руководителей к вопросам обеспечения безопасности, как это произошло несколько лет назад на подъездных путях УПТК треста "Омскнефтепроводстрой", где в результате взрыва цистерны с бензином пострадало более 100 человек.
В таких условиях особое значение имеет работа по осуществлению производственного контроля предприятий по обеспечению безопасности транспортирования опасных веществ на всех этапах перевозочного процесса, контролю за знанием руководителями и специалистами промышленных предприятий нормативных документов в этой области.
Работниками предприятий должна проводиться работа по обучению и аттестации специалистов по вопросам готовности к осуществлению перевозок опасных грузов участков транспортирования опасных веществ. Должны разрабатываться графики обследования участков предприятий, на которых осуществляется перевозка опасных веществ, сливо-наливные работы. Проверке подлежат процессы погрузки и выгрузки, а также состояние железнодорожных подъездных путей, подвижного состав и контейнеров, используемых для этой цели.
Проверка предприятия проводится назначенными за производственных контроль промышленной безопасности ответственными лицами.
Результаты оформляются актом, в котором отражаются наличие и ведение технической документации на подъездные пути и пункты погрузки или выгрузки в соответствии с нормативными документами, в том числе и представляемыми для лицензирования. Проверяется проектная документация на строительство подъездного пути; акт приемки его в эксплуатацию; технический паспорт со схемами и ведомостями нивелировок; ведомость промера габаритов приближения строений; эксплуатационная документация по текущему содержанию пути.
По документации на пункты погрузки или выгрузки опасных веществ проверяется наличие и содержание проектной документации на строительство, технологические регламенты, ведомости промера габаритов, перечень устройств для погрузо-разгрузочных работ. Непосредственно на участке транспортирования опасных веществ, кроме перечисленной выше документации, проверяется:
- организация и осуществление производственного контроля за безопасностью транспортирования опасных веществ на опасном производственном объекте;
- наличие обученного и аттестованного персонала, занятого транспортированием, погрузкой и выгрузкой опасных веществ; сроки проведения аттестации; наличие и содержание инструкций; порядок проведения инструктажа;
- состояние подъездных путей, особенно стрелочных переводов; наличие изолирующих стыков на электрифицированных участках; периодичность проведения плановых ремонтов пути;
- наличие тормозных башмаков, в том числе неискрообразующих, их состояние, учет и порядок хранения;
- состояние мест погрузки, выгрузки и соответствие их техническим требованиям; наличие заземления пути, средств пожаротушения; состояние тупиковых упоров; для сливных эстакад - соответствие обустройства пути требованиям Ведомственных указаний по проектированию сливоналивных эстакад (ВУП СНЭ-87);
- наличие сил и средств для текущего содержания подъездного пути, запаса верхнего строения пути или соответствующих договоров на его обслуживание с дистанциями пути или другими организациями;
- состояние парка локомотивов и подвижного состава, в том числе автомобильных транспортных средств (в том числе по соответствию используемых для транспортирования опасных веществ, наличие мест обслуживания и ремонта;
- наличие нормативно-технической документации по перевозке опасных веществ; инструкции по организации движения и маневровой работе на подъездном пути, учета в ней порядка транспортирования опасных веществ, соответствие реального положения дел инструкции;
- наличие и содержание плана ликвидации аварийных ситуаций.
По результатам проверок проводится анализ и составляется план по устранению нарушений требований промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ и эксплуатации подъездных путей, по которым перевозят опасные вещества.
О результатах производственного контроля в соответствии с разработанным Положением о производственном контроле промышленной безопасности предприятие направляет отчет в УТЭН по УР до 25 декабря текущего года.
Опыт показывает, что часто руководство предприятий не уделяет должного внимания содержанию подъездных путей, если они прямо не включены в основной производственный процесс. Если за основными подъездными путями, где производится погрузка, разгрузка, ведется контроль, то тупики, где сливается горючее или выгружаются опасные грузы, остаются вне поля зрения руководства предприятий.
Основные недостатки, отмечаемые при проведении проверок УТЭН по УР по содержанию подъездных путей промышленных предприятий, - кустовая гнилость шпал, уширение пути, отсутствие необходимого количества стыковых болтов, неисправность стрелочных переводов - выкрашивание остряков, их неплотное прилегание, износ рельсов, неисправность переводного механизма, нестандартные тупиковые упоры или их отсутствие. Недостатки по местам погрузки или выгрузки - отсутствие заземления эстакад и пути, недостаточная освещенность, нарушение требований взрывопожаробезопасности, отсутствие защитных устройств от разлива топлива, нарушение требований по хранению тормозных башмаков и т.п.; по документации - не вносятся изменения в технический паспорт подъездного пути, несвоевременно проводится проверка продольного профиля (не оформляются соответствующие результаты проверок), формально составляются планы ликвидации аварийных ситуаций.
Следует отметить, что производственный контроль при эксплуатации участков транспортирования на ряде предприятий осуществляется не на должном уровне. В актах проверок, выполненных работниками, ответственными за осуществление производственного контроля, отражаются не все проблемные вопросы. При выявленных в ходе проверок нарушениях промышленной безопасности, как правило, не принимаются решения о приостановлении работ, об отстранении от работ лиц, нарушающих требования нормативных документов, и направлении их на переаттестацию.
В отдельных организациях, поднадзорных УТЭН по Удмуртской Республике, в годовом плане работы по осуществлению производственного контроля отсутствуют целевые проверки участков транспортирования опасных веществ, в том числе проверки состояния технических средств, применяемых на опасном производственном объекте. Не всегда проводится анализ состояния промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ, а также проверки соблюдения требований промышленной безопасности службами производственного контроля вообще не проводятся. На некоторых предприятиях отсутствуют приказы о назначении лиц, ответственных за транспортирование опасных веществ. Подобные факты могут оказать самое негативное влияние на состояние безопасности.
Работа службы производственного контроля на ряде предприятий признана неудовлетворительной, о чем инспекторами отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производствами и объектами УТЭН по УР выданы соответствующие предписания, привлечены к административной ответственности должностные лица. В целях предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей ввиду невозможности предотвращения указанных обстоятельств другими более эффективными способами применялись меры временного запрета деятельности участков транспортирования опасных веществ предприятий до полного устранения нарушений.
Так, в ходе проведенных проверок в 2008-2009 гг. в отношении ОАО «Удмуртский завод строительных материалов» выявлены грубые нарушения в части эксплуатации участка транспортирования опасных веществ, которые могли привести к аварии на опасном производственном объекте. По данному факту УТЭН по УР применены  меры административного воздействия - временная приостановка деятельности. По направленным УТЭН по УР материалам Глазовским городским судом принято решение об остановке деятельности участка предприятия общим сроком на 180 суток.
Недостаточное внимание уделяется вопросам предаттестационной подготовки и непосредственно аттестации персонала, связанного с эксплуатацией объектов транспортирования, обслуживанием и ремонтом технических устройств и сооружений, применяемых при транспортировке, сливе-наливе и погрузочно-разгрузочных операциях опасных веществ. Здесь должна проводиться четкая и жесткая линия, направленная на недопущение к работам и на объекты неподготовленных и неаттестованных лиц. Нарушения в части прохождения аттестации выявлены на 14 поднадзорных предприятиях, т.е. на всех предприятиях, осуществляющих эксплуатацию ОПО - участков транспортирования опасных веществ, проверенных УТЭН по УР в 2008 году!
Положение по аттестации руководителей и специалистов (членов аттестационных комиссий предприятий) по транспортированию опасных веществ (область аттестации -«Б10») установлено Приказом № 37 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.07 года.
Кроме того, в ходе проверок предприятий ООО «Мидас», ООО «Центройл», ООО «АСПЭК-Нефтепродукт», ОАО «Удмуртавтотранс» выявлены незарегистрированные в Государственном реестре опасных производственных объектов участки транспортирования опасных веществ (в настоящее время нарушения устранены или находятся в стадии выполнения).
Идентифицируются данные объекты в соответствии с Приказом №131 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.03.08 года по следующим критериям:
• объект организации, в случае если она владеет на правах собственности или аренды одним из нижеперечисленных:
- ж/д путями или автодорогами необщего пользования для транспортирования опасных веществ (есть обслуживающая структура, собственная или нанимаемая);
- техническими средствами, в которых осуществляется транспортировка опасных веществ, в том числе по путям (дорогам) необщего пользования;
- техническими средствами, с помощью которых транспортируются опасные вещества, в том числе по путям (дорогам) необщего пользования.
К этим техническим средствам относятся:
• железнодорожные грузовые вагоны, предназначенные для перевозки опасных грузов: полувагоны, крытые, вагоны бункерного типа, вагоны-цистерны, платформы;
• маневровые локомотивы, используемые для транспортирования вагонов с опасными грузами;
• автомобильные транспортные средства: специально оборудованные грузовые автомобили, автоцистерны, тягачи, прицепы и полуприцепы.
В целом состояние промышленной безопасности в подконтрольных организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты - участки транспортирования  опасных веществ, можно оценить как удовлетворительное. Данная оценка подтверждается отсутствием на объектах транспортирования опасных веществ, расположенных на территории Удмуртской Республики, в 2008 году аварий и смертельных несчастных случаев. За аналогичный период по РФ состояние аварийности остается на прежнем уровне: зарегистрирована 1 авария, 274 инцидента.
Основным опасным веществом на нашем производстве является хлор. Существуют общие правила промышленной безопасности, которые регулируются 116-ФЗ о промышленной безопасности по эксплуатации опасных промышленных объектов. В 116-ФЗ четко регламентируется, какие вещества относятся к  опасным и, соответственно, какие объекты попадают под эту категорию. От количества, объема и номенклатуры опасных веществ зависит страхование объекта, декларирование и его производственный контроль.
Каждое предприятие обязано вести производственный контроль, для чего необходимо сформировать на предприятии службы или отделы, либо назначить отдельных лиц, которые выполняют обязанности по производственному контролю  за  эксплуатацией и транспортированием опасных веществ. Законодательство РФ определяет создание службы в случае занятости на предприятии более 500 человек. Поэтому с 2000 года на предприятии создана служба промышленной безопасности и охраны труда. Общий контроль возложен на начальника службы, кроме него два специалиста занимаются производственным контролем по определенному направлению. Кроме этого, непосредственно на местах перевозки и применения хлора назначены ответственные по производственному контролю. Ответственные лица, которые занимаются  производственным контролем и эксплуатацией опасных объектов, проходят аттестационную подготовку в соответствии с российским законодательством. Специалисты, связанные с транспортированием опасных веществ, и сам транспорт проходят допуск  согласно российским Правилам перевозки опасных веществ и международным правилам ДОПОГ,  после чего каждые три года подтверждают разрешение на право работы и перевозки опасных грузов.
Транспортирование хлора мы осуществляем на автомобилях и по железной дороге. На основании приказа для этих целей отведен специально оборудованный транспорт: шесть машин, один прицеп, предназначенный только для перевозки хлора. Весь транспорт имеет свой допуск на осуществление подобных перевозок. Помимо этого, машины оснащаются специальной защитой: существует информационная система безопасности, то есть аварийная карточка, в которой расписываются действия водителя при аварии, в ней также есть характеристика опасного вещества, которое перевозится.  Разработаны обязательные маршрутные листы, где предусмотрены все необходимые требования нормативных документов. Хлор перевозится по маршруту, согласованному с ГИБДД, с наименьшим пересечением с населенными пунктами, то есть по объездным дорогам.
Производственный контроль заключается в том, что ежегодно составляется план работы, график проверок (целевая, оперативная и комплексная проверки). Оперативную - проводит ответственный по производственному контролю, целевую – ответственный  по производственному контролю и начальник службы, комплексная проводится комиссионно. В состав комиссии входят главный инженер, начальник службы и инженер производственного контроля.  В ходе проверок составляется акт обследования, где фиксируются все нарушения и выносятся предписания для исполнения. Со стороны Ростехнадзора  проверки проводятся ежегодно.
На предприятии разработано положение о службе промышленной безопасности и охраны труда, положение по производственному контролю, положение по учету инцидентов и авариях на опасных объектах. Все эти документы утверждены директором предприятия и согласованы Ростехнадзором по УР. Кроме того, ежеквартально в Ростехнадзор подаются отчеты о наличии инцидентов на предприятии, а в конце года -  отчет о состоянии промышленной безопасности и опасных объектов.

Опасным веществом на МУП г. Ижевска "Ижводоканал" является хлор

Звездина Галина Павловна, начальник службы промышленной безопасности и охраны труда МУП г. Ижевска "Ижводоканал":

Основным опасным веществом на нашем производстве является хлор. Существуют общие правила промышленной безопасности, которые регулируются 116-ФЗ о промышленной безопасности по эксплуатации опасных промышленных объектов. В 116-ФЗ четко регламентируется, какие вещества относятся к  опасным и, соответственно, какие объекты попадают под эту категорию. От количества, объема и номенклатуры опасных веществ зависит страхование объекта, декларирование и его производственный контроль.
Каждое предприятие обязано вести производственный контроль, для чего необходимо сформировать на предприятии службы или отделы, либо назначить отдельных лиц, которые выполняют обязанности по производственному контролю  за  эксплуатацией и транспортированием опасных веществ. Законодательство РФ определяет создание службы в случае занятости на предприятии более 500 человек. Поэтому с 2000 года на предприятии создана служба промышленной безопасности и охраны труда. Общий контроль возложен на начальника службы, кроме него два специалиста занимаются производственным контролем по определенному направлению. Кроме этого, непосредственно на местах перевозки и применения хлора назначены ответственные по производственному контролю. Ответственные лица, которые занимаются  производственным контролем и эксплуатацией опасных объектов, проходят аттестационную подготовку в соответствии с российским законодательством. Специалисты, связанные с транспортированием опасных веществ, и сам транспорт проходят допуск  согласно российским Правилам перевозки опасных веществ и международным правилам ДОПОГ,  после чего каждые три года подтверждают разрешение на право работы и перевозки опасных грузов.
Транспортирование хлора мы осуществляем на автомобилях и по железной дороге. На основании приказа для этих целей отведен специально оборудованный транспорт: шесть машин, один прицеп, предназначенный только для перевозки хлора. Весь транспорт имеет свой допуск на осуществление подобных перевозок. Помимо этого, машины оснащаются специальной защитой: существует информационная система безопасности, то есть аварийная карточка, в которой расписываются действия водителя при аварии, в ней также есть характеристика опасного вещества, которое перевозится.  Разработаны обязательные маршрутные листы, где предусмотрены все необходимые требования нормативных документов. Хлор перевозится по маршруту, согласованному с ГИБДД, с наименьшим пересечением с населенными пунктами, то есть по объездным дорогам.
Производственный контроль заключается в том, что ежегодно составляется план работы, график проверок (целевая, оперативная и комплексная проверки). Оперативную - проводит ответственный по производственному контролю, целевую – ответственный  по производственному контролю и начальник службы, комплексная проводится комиссионно. В состав комиссии входят главный инженер, начальник службы и инженер производственного контроля.  В ходе проверок составляется акт обследования, где фиксируются все нарушения и выносятся предписания для исполнения. Со стороны Ростехнадзора  проверки проводятся ежегодно.
На предприятии разработано положение о службе промышленной безопасности и охраны труда, положение по производственному контролю, положение по учету инцидентов и авариях на опасных объектах. Все эти документы утверждены директором предприятия и согласованы Ростехнадзором по УР. Кроме того, ежеквартально в Ростехнадзор подаются отчеты о наличии инцидентов на предприятии, а в конце года -  отчет о состоянии промышленной безопасности и опасных объектов.
Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа PR"