Приволжское управление Ростехнадзора: 65 лет на страже промышленной и энергетической безопасности
Номер журнала:
Рубрика:
В соответствии с Постановлением Совета министров СССР № 1747 от 20.08.1954 г. и приказом комитета № 23 от 02.09.1954 г. «О мерах по организации управлений округов и других местных органов комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете министров СССР» управления горных округов, областные инспекции котлонадзора и газовые технические инспекции объединены в управления округов. В числе других было образовано Управление Татарского округа Госгортехнадзора СССР.
Необходимость создания территориального органа Госгортехнадзора была вызвана бурным развитием в Татарской АССР разных отраслей промышленности, эксплуатирующих опасные объекты, а также необходимостью принятия дополнительных мер по охране недр. Организация и развитие управления округа в дальнейшем самым тесным образом связаны с открытием и освоением нефтяных месторождений в республике.
Они были первыми
Первым начальником управления Татарского округа стал Бибилуров Виктор Петрович. В первом штатном расписании числилось 14 человек. Управление состояло из двух отделов: геологического контроля и котлонадзора. Ими осуществлялся надзор в нефтяной, нерудной промышленности, на объектах котло- и газового надзора предприятий и организаций союзного подчинения. Необходимость обеспечения более оперативного контроля за нарастающими объемами бурения, добычи нефти и газопереработки, передачи в 1955 г. под контроль Управления Татарского округа большого количества объектов котлонадзора из Уфимского округа потребовала организации в нефтяных районах горнотехнических инспекций. Также за Управлением была закреплена и территория Марийской и Чувашской автономных республик. Внедрялись новые технологии, расширялись производва, росли и развивались новые города: Альметьевск, Лениногорск, Бавлы, Азнакаево, Нурлат, Набережные Челны. Появлялись и новые виды надзора, и горно-технические инспекции в составе округа. Так, в 1955 г. появилась Бугульминская инспекция, в состав которой входили Альметьевский, Лениногорский, Бавлинский участки. Через два года, в 1957 г., была организована Альметьевская РГТИ, а в 1959 г. — Елабужская РГТИ, преобразованная в 1970 г. в Нижнекамскую. Бугульминскую РГТИ в 1960 г. передислоцировали в г. Лениногорск и переименовали в Лениногорскую.
В связи с развитием подконтрольных отраслей промышленности в Марийской и Чувашской автономных республиках и необходимостью приближения инспекторского состава к объектам контроля в 1959 г. были организованы Марийская и Чувашская РГТИ с местоположением в городах Йошкар-Ола и Чебоксары. Начальником Чувашской РГТИ был назначен Стрельников Георгий Николаевич, Марийской РГТИ — Бородин Евгений Александрович.
В 1959 г. назрела необходимость организации в составе округа отдела по надзору в нерудной и химической промышленности и отдела газового надзора. В 1962 г. отдел по надзору в нерудной и химической промышленности был разделен на отдел по надзору в нефтяной, нерудной промышленности и отдел по надзору в химической и нефтехимической промышленности. В 1965 г. начальником округа становится Кадеев Каюм Мустафаевич. С развитием промышленности росла и численность инспекторского состава. Штат составлял 70 человек. С 1966 г. в составе управления округа появился отдел по надзору за горными и взрывными работами, который в 1988 г. объединили с отделом нефтяного надзора.
В связи со строительством КАМАЗа в 1972 г. из состава Нижнекаской РГТИ была выделена Челнинская РГТИ. Также шла постоянная работе по подготовке кадров. Значимую роль в этом играл и Госгортехнадзор. На предприятиях создавались службы технического надзора, которые тесно работали с государственными инспекторами Управления Татарского округа.
Реформы 90-х годов
В 1986 г. в управлении округа создается технический отдел. В марте 1988 г. образована инспекция по надзору в горной, нефтяной промышленности и охране недр. В этом же году из отделов котлонадзора, подъемных сооружений, по надзору в химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, газового надзора создается Казанская межотраслевая инспекция. В сентябре 1988 г. Казанская межотраслевая инспекция упраздняется и создаются инспекция по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями, инспекция по надзору в химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, инспекция по газовому надзору. В 1989 г. Каюма Кадеева сменяет на посту руководителя Уваров Геннадий Николаевич.
С 01.01.1990 г. Управление татарского округа переименовано в Управление Приволжского округа и с 19.04.1990 г. вошло в состав Госпроматомнадзора СССР. В августе 1990 г. в составе Управления округа были образованы проектно-конструкторская инспекция и Альметьевская специализированная инспекция по надзору за магистральными трубопроводами. По приказу Госпроматомнадзора СССР № 59 от 14.05.1991 г. Альметьевская специализированная инспекция по надзору за магистральными трубопроводами передается в состав Центрального округа Госпроматомнадзора СССР.
04.04.1991 г. Приволжский округ Госпроматомнадзора СССР переименован в Управление Приволжского округа Госгортехнадзора РСФСР, а 28.02.1993 г. инспекция по радиационной безопасности влилась в систему Госатомнадзора России.
02.04.1992 г. в составе Приволжского округа вновь появляется Альметьевская инспекция по надзору за магистральными трубопроводами. На базе проектно-конструкторской инспекции и инспекции по надзору за изготовлением оборудования 06.05.1995 г. создается инспекция по надзору за проектно-конструкторскими работами и изготовлением оборудования.
Новейшая история Управления
В 1998 г. Приволжский округ Госгортехнадзора России переименован в Управление Приволжского округа Госгортехнадзора России. С 1999 г. управлением руководит Зайнуллин Раиль Халиуллович. А в 2004 г. ведомство меняет название на Управление Приволжского округа по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора. В 2005 г. в Ростехнадзор влился энергонадзор. В 2009 г. — Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора).
С 2005 г. и по сегодняшний день управлением руководит Петров Борис Германович. В Управлении трудятся высококвалифицированные специалисты — профессионалы своего дела. Они вкладывают силы и энергию в развитие энергетической, машиностроительной, нефтяной, нефтехимической и других отраслей промышленности поднадзорных республик.
Под контролем управления находятся 48 267 организаций, которые осуществляют деятельность в области промышленной безопасности. Деятельность Приволжского управления Ростехнадзора направлена на предупреждение аварий и травматизма, то есть на охрану жизни и здоровья людей, окружающей среды, природных ресурсов. Работа идет в тесном взаимодействии в другими государственными органами.
Историческая справка
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) берет свое начало еще с 1717 г., когда по указу Петра I была создана Берг-коллегия (Горная коллегия) для контроля за рудокопными заводами и прочими ремеслами. В 1722 г. Берг-коллегия становится учреждением высшей горной администрации, зависящей только от государя и Сената, что благоприятствовало развитию горного дела в России.
После реформы 1861 г. начала организационно оформляться система специального надзора за обеспечением безопасности работ. С 1898 г. под эгидой Главного присутствия по фабричным и горнозаводским делам контроль за выполнением целого ряда законов стала осуществлять объединенная фабричная инспекция. В ее состав вошли котлонадзор и горно-заводская инспекция, акцентирующие основное внимание на обеспечении безопасности.
В первые годы советской власти контролирующие функции были возложены на Наркомат труда, в котором функционировали инспекция труда и одновременно, для квалификационного надзора за безопасностью, техническая инспекция. До 1954 г. надзор за безопасностью производства осуществлялся Наркоматом труда, в котором функционировали инспекция труда и техническая инспекция.
Как это было: рассказывают бывшие работники:
«Нужно было повысить квалификацию инспекторского состава»
Зайнуллин Раиль Халиуллович, руководитель Управления Приволжского округа, работал в службе с 1976 по 2005 гг. |
Из воспоминаний Раиля Халиулловича Зайнуллина:
- Создание Татарского округа Госгортехнадзора было вызвано бурным развитием промышленности и сельского хозяйства, а, соответственно, и ростом городов в Татарской, Марийской, Чувашской автономных республиках. В 1960-1985 годах строились и вводились в эксплуатацию крупные предприятия, которые до сих пор являются бюджетообразующими для этих субъектов. В их строительстве участвовала вся страна, происходил большой приток населения.
В то время наращивалась добыча нефти. Для поддержания объемов внедрялись новые технологии в бурении скважин, сборе, транспортировке нефти и газа. Мы были одними из тех, кто выступал за проекты рациональной разработки месторождений нефти. Одновременно с добычей расширялись производства, связанные с нефтью, росли нефтяные города: Альметьевск, Лениногорск, Бавлы, Азнакаево, Нурлат.
Тогда остро вставали вопросы утилизации попутных газов, которые сжигались на нефтепромыслах, отравляя атмосферу. Для утилизации газов были построены Минибаевский газобензиновый завод и предприятия по сбору попутных газов, что в значительной степени оздоровило атмосферный воздух в нефтедобывающих регионах.
Ввод крупных промышленных гигантов требовал строительства и расширения энергетических объектов. Были построены Чебоксарская, Нижнекамская ГЭС, тепловые электростанции Заинская ГРЭС, Нижнекамские ТЭЦ 1,2, Челнинская ТЭЦ-1, Казанская ТЭЦ-3, Чебоксарские ТЭЦ-2,3. Расширялись, модернизировались Казанские ТЭЦ 1,2. Строились крупные магистральные газопроводы с перекачивающими станциями «Помары — Ужгород», новые нефтепроводы.
Города росли на моих глазах. Большое внимание уделялось выполнению программы газификации села, результатом стало обеспечение всех жителей республики природным газом. Была проведена полная газификация населенных пунктов в Республике Татарстан.
При мне прошло и реформирование системы промышленной безопасности. Появились федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О лицензировании». Дело в том, что на том этапе законов, определяющих требования промышленной безопасности, не было. Руководствовались правилами, нормами, стандартами. Это в определенных случаях затрудняло работу государственных инспекторов.
Реформирование законодательства, конечно же, потребовало от работников дополнительных усилий по приведению производств, объектов в соответствии с требованиями нормативных документов. Нужно было повысить квалификацию инспекторского состава.
Для этого мы регулярно организовывали семинары с привлечением основных специалистов по областям надзора. В республиках была решена проблема подготовки кадров для обслуживания опасных производств. Практически по всем профессиям, необходимым для эксплуатации объектов, подготовка осуществлялась в учебных заведениях, расположенных непосредственно на самих крупных предприятиях, учебно-курсовых комбинатах, технических училищах, вузах.
«Душой болели за дело»
ПОЛОЛЯНИНА Валентина Адамовна, начальник отдела по надзору в нерудной и химической промышленности, работала в службе с 1954 по 1969 гг. |
Вспоминает Валентина Адамовна Полянина:
- В 1952 г. я поступила на службу в Поволжскую окружную горно-техническую инспекцию участковым инспектором. Кирпичные заводы, песчаные карьеры, рудники — все под нашим надзором. Мне приходилось много ездить по командировкам: где-то на поездах, а где-то на телегах с лошадьми. Но мы были молодые и счастливые, любили свою работу и воспринимали все поручения с полной отдачей и ответственностью. Я была единственной женщиной в окружении мужчин-инспекторов и чувствовала себя при этом абсолютно в своей тарелке.
В 1954 г. образовалось Управление Татарского округа Госгортехнадзора СССР, туда я перешла инженером-инспектором газового, а затем горного надзора. Потом меня назначили начальником отдела по надзору в нерудной и химической промышленности.
«Осуществляя руководство контрольной деятельностью в области надзора в нерудной промышленности и на геофизических работах, товарищ Полянина непосредственно содействовала созданию и обеспечению безопасных условий труда на подконтрольных предприятиях посредством внедрения в производство передовой техники и технологии. Это способствовало неуклонному, из года год, снижению производственного травматизма. За годы работы Валентины Поляниной в госгортехнадзоре (до 1969 г.) коэффициент частоты производственного травматизма на предприятиях, подконтрольных отделу по надзору в нерудной промышленности, снижен с 38,1 до 2,8» (выписка из приказа).
Я всегда была очень строгая и справедливая, зря не наказывала. Всякое бывало: и приостановки, и аварии, и несчастные случаи. Все пропускали через себя — душой болели за дело. Проводили работу с руководителями и специалистами предприятий по недопущению происшествий, очень многое зависело от настойчивости и принципиальности инспектора.
Также я вела курсы взрывников, принимала экзамены. Ребята меня побаивались. Помню случай, когда я вышла замуж и сменила фамилию. На предприятие позвонили и сообщили, что будет проверка. Они поинтересовались, кто приедет. Им сказали — Полянина. Они обрадовались. И когда меня встречали — удивились и спрашивают, говорили, что приедет Полянина. Я им и отвечаю, что я и есть Полянина — замуж просто вышла.
Моя работа — это была моя жизнь. Туда я шла как к себе домой. С другими инспекторами мы были не просто коллеги, мы — верные друзья, которые и в трудную минуту поддержат, и радость разделят.
«Контроль в любое время суток»
БЫЧКОВ |
Вспоминает Николай Петрович Бычков:
- Я начинал с должности участкового инспектора котлонадзора Челнинской РГТИ. На моих глазах с нуля вырос КамАЗ. Помню, был 1972 г. Скорость стройки и темпы были небывалые, все бурлило, кипело. Техники — масса. Главной нашей задачей было обеспечение промышленной безопасности. В то время мы осуществляли контроль в любое время суток. Строители КамАЗа знали, что инспектор может появиться на объекте в любой момент и при необходимости принять соответствующие меры. После проверки согласно производственной инструкции инспектор технического надзора возлагал на себя полную ответственность за выявленные нарушения. Все замечания тщательно фиксировались.
КамАЗ отличался от других строек тем, что по причине интенсивной работы там постоянно пересекались различные технические объекты. Допустим, трубоукладчик копал траншею для прокладывания труб, а рядом работал башенный кран. Эти условия требовали усиленного контроля за обеспечением безопасности. Специально для этих случаев у нас были подвижные надзорные службы. Инспекторы своевременно реагировали на возникающие вопросы и решали их на месте. Тогда инспекторы работали по графику строителей: бесперебойно. Службе в надзоре я посвятил почти 40 лет. Уходил на заслуженный отдых начальником Челнинского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора.
«У инспектора должен быть характер»
БОРОДИН Михаил Иванович, инспектор по газовому надзору Челнинской РГТИ, работал в службе с 1974 по 1998 гг. |
Вспоминает Михаил Иванович Бородин:
- Когда был молодым, работал в тресте «Теплоэнергострой» — возводил города Заинск, Нижнекамск и Набережные Челны. По работе встречался и с инспекторами Госгортехнадзора. И честно говоря, к работе инспектора относился несколько предвзято. Думал, что многовато прав у инспекции, но потом, когда сам начал трудиться в Госгортехнадзоре, понял всю серьезность и ответственность работы.
Сам факт, что я оказался в инспекции, имел неожиданную страницу в моей жизни. Было это связано в том числе и с гибелью на КамАЗе моего лучшего друга. Сначала, думал, что надолго не задержусь, а работа настолько прикипела и увлекла, что продлилась четверть века.
Задач стояло много, и это требовало большой ответственности лично от каждого. У инспектора должен быть характер, и он должен уметь отстаивать свою позицию. Помню, был случай на комиссии с участием второго секретаря Горкома, я дал запрет на строительство Центрального газорегуляторного пункта Промкомзоны в городе Набережные Челны, потому что не было выполнено предписание по перекладке подземных вводов газопроводов. Второй секретарь Горкома при мне позвонил начальнику управления Кадееву Каюму Мустафаевичу и говорит: «Ваш работник срывает ввод хлебозавода Промкомзоны». Но получилось не то, на что он рассчитывал, и уже во второй половине дня на ЦГРП кипела работа по устранению нарушений. Когда все нарушения были устранены и работы выполнены, хлебозавод был введен. И мы потом присутствовали на презентации «горячего хлеба». В цехе хлебозавода, который работал в пусконаладочном режиме, уже устойчиво закрепился ароматный запах. Было тепло осознавать, что к этому ты приложил руку.
Городу Набережные Челны я посвятил стихотворение:
Есть город-труженик, строитель, Автоград!
Он Целине и Комсомольску младший брат.
Так здравствуй, город! Обновленный, молодой.
Всегда и сердцем, и делами мы с тобой.
Я люблю твои проспекты и мосты,
Здравствуй город, город сбывшейся мечты!
Цвети наш город, город юности моей,
Будь с каждым годом все нарядней, красивей.
Я люблю твои прикамские леса,
Где еще такая может быть краса.
Россия — Татарстан — одна страна!
Наш КамАЗ и наша жизнь — судьба одна!
Массовое строительство газовых объектов требовало и развития материально-технических баз горгазов и их служб. Совместно с руководством города Брежнев в своей работе взяли за основу лозунг — «не построена база — нет пуска газа». У нас было полное взаимопонимание с руководством КамАЗа и таких городов как Набережные Челны, Мензелинск, Заинск и Менделеевск. На заводе КамАЗ и в перечисленных городах развитие газификации подтверждалось и закреплялось строительством и вводом в эксплуатацию типовых материально-технических эксплуатационных баз, а это было создание основ промышленной безопасности.