Предостережение как мера предупреждения правонарушений
Эльмурзаев Адам Увайсович
руководитель Государственной инспекции труда – Главный государственный инспектор труда в Чеченской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
Мера «предостережение» предусмотрена Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 г. № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения» при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Предостережение выносится с целью предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.
По замыслу, данная мера направлена на приостановление противоправной деятельности, в то время как нарушение законодательства о труде и об охране труда не выявлено, однако имеются все признаки их появления. Более подробно о предостережении можно узнать в письме Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 г. № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона».
В 2017 г. Государственной инспекцией труда в Чеченской Республике предостережения не выносились. В настоящее время вопрос о вынесении предостережений находится на уровне реализации.
Порядок направления предостережения
Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 г. № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения» предусмотрено, что решение о направлении предостережения принимает руководитель органа государственного, муниципального контроля при наличии сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований. В предостережении должны быть указаны:
- наименование контролирующего органа, который направляет предостережение;
- дата и номер предостережения; наименование юридического лица, ФИО ИП;
- указание на обязательные требования;
- информация о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
- предложение принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований;
- предложение направить уведомление об исполнении предостережения;
- срок (не менее 60 дней со дня нап-равления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения; контактные данные контролирующего органа.
При этом в предостережении не могут содержаться требования о предоставлении сведений и документов.
Если получено предостережение
По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в контролирующий орган могут быть направлены возражения, на которые в течение 20 дней должен быть предоставлен ответ. Если возражения отсутствуют, то юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в указанный в предостережении срок направляют в контролирующий орган уведомление об исполнении предостережения.
Работодатель при получении предостережения от должностных лиц Госинспекции труда вправе в любое время представить на предостережение письменные возражения, которые подлежат обязательному рассмотрению органом государственного контроля в течение 20 рабочих дней с направлением соответствующего ответа.
В соответствии с п. 10 Правил составления и направления предостережения, о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утв. Постановлением Правительства от 10.02.2017 г. № 166, результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В отличие от предписания уполномоченные должностные лица Госинспекции труда не вправе обязывать юридическое лицо, индивидуального предпринимателя предоставлять сведения и документы об исполнении предостережения, так как данное требование носит характер рекомендательный, а не обязывающий. Однако в случае отсутствия письменных возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель по результатам исполнения предостережения в указанный срок направляет уведомление об его исполнении. Личной явки представителя в орган, выдавший предостережение, не требуется.
Предостережение направлено на приостановление противоправной деятельности, в то время как нарушение законодательства о труде и об охране труда не выявлено, однако имеются все признаки их появления.
Если предостережение исполнено
Проверка в порядке контроля исполнения выданного предостережения не предусмотрена, однако уведомление будет использовано при проведении новых профилактических мероприятий на основе риск-ориентированного подхода, определяющего необходимую интенсивность контроля, не связанного с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Пункт 12 Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утв. Постановлением Правительства от 10.02.2017 г. № 166, определяет порядок уведомления об исполнении предостережения с указанием:
- наименования юридического лица, фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя;
- идентификационного номера налогоплательщика — юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- даты и номера предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- сведений о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Отметим, что в 2017 г. Государственной инспекцией труда в Чеченской Республике предостережений не выносились. Однако в настоящее время вопрос о вынесении предостережения находится на уровне реализации.