Повышение эффективности потребления электроэнергии в коммунально-бытовом секторе
ВУКОЛОВ Владимир Юрьевич
к.т.н.
КРИВОНОГОВ Сергей Вячеславович
аспирант
ОСОКИН Владимир Леонидович
доцент, к.т.н
Номер журнала:
Рубрика:
Разграничение ответственности за надежность электрических сетей решается согласно акту об установлении границ балансовой принадлежности (ГБП) и эксплуатационной ответственности, заключаемому между потребителем и территориальной сетевой организацией (ТСО) на этапе технологического присоединения к сети [1]. Рассмотрим типичную схему электроснабжения многоквартирного жилого дома.
Согласно договору энергоснабжения расчет за электроэнергию производится в соответствии с объемом, учтенным в месте разграничения балансовой принадлежности между потребителем и ТСО (WА2, определяемый по показаниям счетчика Wh1, установленного в вводном распределительном устройстве (ВРУ) дома, как и ГБП1, рис.1). При этом как ЭСО, так и ТСО не несут ответственность за содержание общедомового имущества, в состав которого входит электрическое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого или нежилого помещения [2].
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг [3] собственники жилых помещений оплачивают весь объем электроэнергии, зафиксированный коллективными приборами учета (Wh1, рис.1), — отдельно за жилое помещение по показания индивидуального прибора учета (ИПУ) и отдельно за услуги, предоставленные на общедомовые нужды (ОДН). Расчет за электроэнергию, потребляемую квартирами, а также расход на ОДН определяются по регулируемому тарифу для населения, в то время как субабоненты, подключенные через домовую сеть, рассчитываются с ЭСО по свободному нерегулируемому тарифу (WСА1, WСА2), величина которого существенно отличается. Поэтому необходимо оборудование каждого субабонента ИПУ (Wh2, Wh3, рис.1).
Правомерность указанного порядка расчетов платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, закреплена в решении Верховного суда РФ от 31 октября 2012 года № АКПИ12-1277 [4]. Нормативы электроэнергии на ОДН устанавливаются в соответствии с постановлением от 30 августа 2012 года № 594 [5] в зависимости от числа этажей в доме и количества лифтов в подъезде. Однако они не включают в себя потери электроэнергии во внутридомовых сетях, которые должны определяться в процентах от суммарного потребления электроэнергии, а не пропорционально площади помещений.
При наличии общедомового счетчика суммарная величина ОДН определяется по формуле:
ОДН = WЭСО-ΣWКВ-ΣWСА (1),
где WЭСО — объем электроэнергии, поставляемый ЭСО согласно договору энергоснабжения;
ΣWКВ — суммарный объем электроэнергии, потребляемый квартирами жилого дома (определяется как сумма показаний индивидуальных приборов учета);
ΣWСА — суммарный объем электроэнергии, потребляемый субабонентами, подключенными через домовую сеть.
При отсутствии общедомового учета используется следующее расчетное выражение [3]:
ОДН = NОДН∙SОН (2),
где NОДН — норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению, кВт•ч в месяц на 1 м2 площади помещений, входящих в состав общедомового имущества;
SОН — общая площадь помещений, входящих в состав общедомового имущества в многоквартирном доме, м2.
Покажем на примере, что отсутствие коллективных приборов учета может приводить к существенному искажению результатов определения ОДН как в большую, так и меньшую сторону. Рассмотрим счет-фактуру за электроэнергию за апрель 2014 года для трехподъездного десятиэтажного жилого дома, расположенного на территории г. Нижнего Новгорода. Данный документ содержит следующие показатели:
1. Объем электроэнергии по общедомовому прибору учета — 12 744 кВт•ч.
2. Потребление электроэнергии собственниками жилья по ИПУ — 8522 кВт•ч.
3. Потребление электроэнергии субабонентами по ИПУ — 1463 кВт•ч.
Согласно данным БТИ площадь нежилых помещений составляет 477 м2. Норматив потребления на освещение помещений — 2,25 кВт•ч/м2, освещение и силовое оборудование — 3,53 кВт•ч/м2.
С учетом имеющихся показаний приборов учета получаем:
ОДН=12744-7922-1463=3359 кВт•ч.
По удельным нормативам получаем:
ОДН=(2,25+3,53)∙477=2757,06 кВт•ч.
Отклонение ОДН ∆ = 3359-2757,06 = 601,94 кВт•ч или 17,9 % от фактического расхода электроэнергии. Как показывает практика расчетов, для различных видов жилых домов величина отклонения ОДН по нормативу и по показаниям приборов учета может достигать ±50 %. Если ∆ имеет положительный знак, то образуется неоплаченный собственниками жилья объем электроэнергии, что приводит к нарушению условий договора энергоснабжения и образованию задолженности коммунально-бытовых потребителей перед ЭСО. Возникает риск нарушения электроснабжения, для снижения которого необходимо погашение задолженности за счет иных источников финансирования.
Если отклонение ОДН ∆ имеет отрицательный знак, то возникает нерациональный расход денежных средств собственниками жилья на оплату электроэнергии сверх фактического объема потребления.
Коммунально-бытовой потребитель несет убыток, величина которого определяется по формуле:
У1 = ∆ TНН РЕГ (3),
где ∆ — модуль отклонения ОДН, кВт•ч;
TНН РЕГ — ставка одноставочного регулируемого тарифа за электроэнергию на напряжении НН, используемая при оплате расхода на ОДН, руб/кВт•ч.
Существуют четыре основные причины возникновения отклонения ОДН:
1) Неучет индивидуальных особенностей проектов жилых домов.
В соответствии с Постановлением от 30 августа 2012 года № 594 [5] при установлении нормативов потребления на ОДН не учитывается год ввода жилого дома в эксплуатацию, количество и средняя площадь квартир. Кроме того, площадь помещений, определенная по данным БТИ, в ряде случаев не соответствует фактической площади помещений общего пользования. Уточнение этих данных позволит повысить достоверность определения нормативов. Анализ типовых проектов многоквартирных домов и величин потребления электроэнергии на ОДН показал, что существенное уточнение расчетов позволяет добиться введение дополнительного критерия для разделения нормативов. Поэтому все существующие категории жилых домов согласно Постановлению от 30 августа 2012 года № 594 [5] целесообразно разделить на две дополнительные: многоквартирные жилые дома со средней площадью квартир до 50 м2 и более.
2) Неравномерное снятие показаний приборов учета.
Во избежание данной ситуации необходимо обеспечить установку ИПУ электроэнергии только на лестничных площадках. При этом снятие показаний ИПУ собственников жилья, а также контроль показаний приборов учета субабонентов должны производиться только электриком ТСЖ или ДУКа в течение одного дня.
3) Неудовлетворительное состояние внутридомовых электрических сетей. В этом случае возникают повышенные потери электроэнергии, и снижается надежность электроснабжения.
4) Хищения электроэнергии. Приводят к существенному повышению нерационального расхода электроэнергии и полностью включаются в величину ОДН, определяемую по показаниям приборов учета.
Способы хищения электроэнергии делятся на две группы.
1 группа — расчетные способы хищения. К ним относятся:
а) Занижение фактического расхода электроэнергии [6].
В общем случае фактический расход электроэнергии Wфакт, кВт•ч:
Wфакт = Кр.сч∙КI∙КU∙(П1-П2) (4),
где Кр.сч — расчетный коэффициент счетчика;
КI, КU — коэффициенты трансформации измерительных трансформаторов тока напряжения;
(П1-П2) — разница показаний счетчика активной энергии на начало и конец расчетного периода, кВт•ч.
Занижая значение каждого из сомножителей в формуле 4, можно существенно исказить данные по фактическому расходу электроэнергии.
б) Занижение расчетных потерь активной мощности в питающих трансформаторах и линиях.
Расчет потерь электроэнергии оформляется в виде приложения к договору энергоснабжения. В ряде случаев такой расчет не производится или производится некорректно, тем самым с абонентов взимается повышенная плата за потери в питающей сети. Указанный расчет должен быть произведен и оформлен ЭСО, ТСО и потребителем совместно.
в) Использование ограничений счетного механизма счетчиков [6]. Большое количество прямоточных счетчиков электрической энергии имеет ограниченное число разрядов, не превышающее четырех. Такие счетчики могут регистрировать максимальное количество потребленной электрической энергии только до 9999 кВт•ч. Как показала практика эксплуатации подобных счетчиков, такого количества электроэнергии при нагрузке, например, 4,5 кВт хватает всего на три месяца.
В результате по истечении указанного сравнительно короткого периода времени отсчет потребляемой электроэнергии начнется с исходного нулевого цикла, а потребление электроэнергии за предыдущий трехмесячный период останется неучтенным. При этом неоплаченная часть потерь включается.
Мероприятия для устранения хищения электроэнергии расчетными способами:
1. Разработка автоматической системы учета электроэнергии потребителей. Данное мероприятие позволит производить автоматическое получение и расчет оплаты показателей, прибора учета электроэнергии.
2. Разработка энергоснабжающей организацией тарификации. В этом случае организации, передающие электроэнергию потребителю при разработке новых тарифных политик, должны учитывать фиксированный процент на потери в трансформаторе, что позволит избежать занижения показателей при расчете потребленной электроэнергии со стороны потребителя.
3. Проверка энергоснабжающей организацией расчетов потребленной электроэнергии.
4. Совершенствование договоров на энергоснабжение. В этом случае сбытовая компания должна заключать договоры с потребителями электроэнергии с учетом норм потребления электроэнергии, вводить скидки на оплату при большом количестве потребленной электроэнергии, а не использовать ступенчатые тарифы, которые позволяют снижать показатели прибора учета при оплате.
5. Разработка дополнительных соглашений на прием и передачу электроэнергии со стороны энергоснабжающих организаций. При введении дополнительных соглашений к договору об оплате электроэнергии сбытовые компании должны учитывать то, что соглашение должно своевременно дойти до потребителя.
6. Контрольное снятие показаний прибора учета. Данное мероприятие позволит сравнить показания счетчика, сданные потребителем электроэнергии, и показания, которые снял контролер участка. Это позволяет определить правильность сдачи показаний в сбытовую компанию.
Данные мероприятия могут значительно сократить незаконное потребление электроэнергии расчетными способами.
2 группа — технологические способы хищения, к ним относятся:
а) Подключение нагрузки к безучетным питающим электросетям.
Данный способ заключается в подключении приборов потребления электроэнергии до счетчика. Такое подключение обычно выполняется скрытой проводкой.
б) Изменение схем первичной и вторичной коммутации приборов учета.
Для хищения электроэнергии используют автотрансформатор мощностью 150-200 Вт с напряжением на вторичной обмотке от 3 до 15 В. Поскольку автотрансформатор позволяет регулировать входное напряжение, такой регулировкой можно добиться практически любого желаемого эффекта.
в) Внешнее воздействие на счетный механизм электросчетчика.
Наиболее простым и распространенным способом хищения электроэнергии путем механического воздействия является наклон самого счетчика до полной остановки вращения его диска. Достаточно простым в исполнении является также механическая остановка диска счетчика фотопленкой.
Мероприятия для устранения хищения электроэнергии технологическими способами:
1. Монтаж счетчиков электроэнергии нужно производить в закрытые коробы, расположенные в местах общего доступа, с целью ограничения несанкционированного доступа.
2. Постоянная проверка схем подключения счетчиков к электрической сети. Реализация мероприятия позволит своевременно обнаружить незаконное изменение схемы подключения и ликвидировать безучетное потребление.
3. Совершенствование схем работы счетчиков электрической энергии. Прибор учета электроэнергии должен быть разработан с учетом известных схем хищения электроэнергии, обладать защитой от несанкционированного вскрытия и перепрограммирования.
4. Замена механических счетчиков на электронные. У электронного счетчика значительно меньшие погрешности показателей. К электронному счетчику вне заводских условий практически невозможно применить способы хищения электроэнергии.
5. Регулярная проверка на наличие скрытой электропроводки. Такая проверка позволит вовремя выявить наличие безучетного потребления, своевременное устранение сократит хищение электроэнергии в сети.
6. Своевременная проверка наличия пломб на счетчиках. Такая проверка позволит выявить наличие несанкционированного доступа к прибору и учета и применить санкции к потребителю за вскрытие пломбы и безучетное потребление.
В коммунально-бытовом секторе указанные способы незаконного использования электроэнергии реализуются уже после места установки коллективного прибора учета, поэтому весь объем хищений полностью включается в ОДН и оплачивается собственниками жилых помещений. Таким образом, в ТСЖ или ДУКе должен быть разработан, утвержден и эффективно реализован механизм поощрения за выявление хищений электроэнергии. Введение должности контролера приборов учета электроэнергии, а также гибкой системы наказаний за хищения для индивидуальных потребителей в некоторой части должно сократить эту составляющую потерь и, соответственно, величину ОДН.
Проведенный анализ показывает, что для повышения достоверности определения расхода электроэнергии на ОДН, а следовательно, надежности и эффективности электроснабжения необходимо оборудование каждого коммунально-бытового потребителя общедомовым прибором учета. Удельные нормативы потребления на ОДН целесообразно использовать только для контроля фактической величины ОДН и выявления очагов нерационального потребления электроэнергии.
Таким образом, оборудование каждого коммунально-бытового потребителя общедомовым прибором учета позволяет значительно повысить эффективность расхода электроэнергии на ОДН. Удельные нормативы потребления на ОДН целесообразно использовать только для выявления очагов нерационального потребления электроэнергии. При определении величины ОДН необходимо обеспечить одновременность снятия показаний приборов учета. Для снижения потерь, вызванных хищением электроэнергии в коммунально-бытовом секторе, требуется разработка перечня типовых мероприятий по выявлению бездоговорного и безучетного потребления, а также внедрение эффективной системы штрафных санкций для нарушителей.