Новая стратегия обращения с ТБО
ГИЗАТУЛИН Ринат Ринатович
заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Номер журнала:
Рубрика:
Современные тренды говорят о том, что в России большая часть отходов ликвидируется путем захоронения, причем эти процессы, как правило, сопровождаются колоссальными нарушениями экологических требований. Размещение ТБО в обход закона, очевидно, самым отрицательным образом воздействует на окружающую среду. Проблема вызывает серьезный социальный резонанс: она, по сути, входит в число наиболее глобальных, относящихся к природоохранному сектору.
Понимая необходимость продвижения системы государственного контроля сбора, транспортировки, обезвреживания и складирования ТБО, а также важность поощрительной налоговой, кредитной и амортизационной политики в этой сфере, Минприроды России утвердило Комплексную стратегию обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ. Соответствующий приказ подписан Министром природных ресурсов и экологии РФ Сергеем Донским.
Сегодня следует понимать, что механизмы управления ситуацией не так масштабны, как собственно сама проблема. Российскими территориями накоплен слишком большой багаж нерешенных задач, касающихся утилизации ТБО.
Но тем не менее выход из ситуации существует. Самым перспективным методом снижения экологической нагрузки, создаваемой отходами производства и потребления, является совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности по обращению с ТБО. Модернизация законодательной базы как раз заявлена основной целью Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ.
Первый этап реализации стратегии предусмотрен в 2013-2015 гг. и включает в себя проведение институциональных изменений в управлении ТБО, совершенствование нормативно-правовой базы и механизмов экономического регулирования деятельности по обращению с отходами.
Второй этап запланирован на 2016-2020 гг. Он предусматривает создание и развитие материально-технической базы, методического, информационного обеспечения, развитие системы экологического воспитания и образования.
При реализации третьего этапа в период 2012-2030 гг. предполагается достигнуть значений целевых показателей и показателей задач, установленных в основных направлениях деятельности Правительства РФ, концепциях долгосрочного социально-экономического развития России, федеральных и региональных программах по охране окружающей среды. Особое внимание в стратегии также уделено развитию инфраструктуры по раздельному сбору, использованию, обезвреживанию и экологически безопасному размещению ТБО, внедрению механизмов экономического регулирования деятельности.
«Для решения данных вопросов предусматривается создание транспортно-логистических объектов для предварительной подготовки ТБО к конечному удалению, включающих площадки для сбора и накопления отходов, станции перегрузки ТБО, мусоросортировочные станции центров сбора компонентов, которые могут быть утилизированы в целях вовлечения их в хозяйственный оборот, — прокомментировал заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин. — Будут созданы объекты по использованию и обезвреживанию ТБО для получения тепловой и электроэнергии при обработке органических компонентов ТБО, а также экологически безопасные полигоны захоронения твердых бытовых отходов, соответствующие экологическим требованиям».
Ежегодно в России образуется более 60 млн т бытовых отходов, что составляет около 400 кг отходов на 1 человека в год. В хозяйственный оборот вовлекается только около 7-8 % ТБО, остальной объем направляется на захоронение. Столь низкий процент переработки обусловлен рядом причин. Во-первых, в стране ликвидирована система заготовки и переработки вторичного сырья, которая функционировала в СССР, а надлежащая система управления за постсоветский период не создана. Во-вторых, произошел скачкообразный рост потребления продукции, которая после утраты потребительских свойств относятся к ТБО, а также увеличение числа упаковочных отходов. Кроме того, инфраструктура по раздельному сбору, утилизации и обезвреживанию ТБО имеет недостаточное развитие.
Также следует иметь ввиду, что механизм привлечения финансовых средств на создание и развитие инфраструктуры по удалению ТБО, предусмотренный законодательством, неэффективен.
Стратегия представляет собой систему целей, которые должны решить проблему. Меры, предусмотренные в документе, призваны обеспечить сокращение образования ТБО, кратное увеличение объемов отходов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Также планируется в целом уменьшить воздействие на окружающую среду и здоровье населения.
Помимо уже озвученных, планируется решение следующих задач. Это обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности при сборе, обезвреживании и захоронении отходов, внедрение механизмов экономического регулирования, совершенствование ценообразования при обращении с ТБО.
Масштабная работа, как ожидается, будет проведена в сфере развития системы экологического и санитарно-эпидемиологического образования, представления достоверной информации об обращении с ТБО.
Главная задача при создании, действительно, эффективной системы менеджмента состоит в применении всех рычагов управления: экологического, технического, экономического характера, а также нормативного и информационного форматов. Нарушителям же законодательства следует помнить: одним из принципов стратегии является неотвратимость наказания за несоблюдение регламентов.