Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Нормативно-правовая основа системы обращения с отходами и их утилизация

 
АНДРЮКОВА  Мария Леонидовна,  инженер по охране окружающей среды ООО «Уральская нефтяная компания»

АНДРЮКОВА Мария Леонидовна
инженер по охране окружающей среды ООО «Уральская нефтяная компания»

Номер журнала: 

Рубрика: 

Отходы образуются повсеместно и постоянно в огромных количествах. В своем составе они могут содержать токсичные компоненты в биологически опасных концентрациях, возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний, радиоактивные вещества. В настоящее время на федеральном уровне действует значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих деятельность и экологические взаимоотношения общества и государства в области обращения с отходами производства и потребления, центральное место среди которых занимает Федеральный закон и комплексный законодательный акт, регулирующий отношения в сфере охраны окружающей среды, — Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Ряд важнейших требований к обращению с отходами производства и потребления установлен положениями: 
1. Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
2. Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
3. Федерального закона от 11 июля 2011 года № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» содержит неполный  понятийный аппарат, в котором нет упоминания о таких опасных и широко распространенных видах отходов, как медицинские, биологические и осадки сточных вод. Отсутствуют разграничения в регулировании обращения с отходами по отношению к здоровью человека и охране окружающей среды. В Законе не закреплены такие нормы, как обеспечение приоритета утилизации отходов над их размещением; принцип ответственности производителей за утилизацию их продукции в конце жизненного цикла; запрещение ввоза на территорию государства продукции, которая в конце своего жизненного цикла не может быть использована в качестве вторичных ресурсов; применение наилучших существующих технологий в области обращения с отходами; использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий. Пробелы в законодательстве усложняют регулирование экологических правоотношений в области обращения с отходами.
В соответствии с положениями ст. 72 Конституции РФ законодательство об охране окружающей среды, а также вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Субъекты РФ вправе принимать собственные законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в этой сфере. Ввиду отсутствия в федеральном законодательстве норм, регламентирующих порядок вторичного использования и переработки отходов, субъекты РФ могут урегулировать данные отношения собственными законами. Так как отходы — экологически и экономически значимые продукты, субъективное отношение производителя к ним должно быть максимально урегулированным. Для этого должны применяться любые меры, в том числе ответственность и экономическое стимулирование. Их цель — соблюдение общественного интереса в охране окружающей среды. Другая важная задача — извлечь из продукта все полезные свойства. В России основная доля отходов образуется на предприятиях горнодобывающей,  металлургической, химической и нефтегазовой промышленности. Каждый технологический процесс предприятий ТЭК сопровождается образованием отходов. На этапе разведки месторождения основными образующимися отходами являются отработанные буровые растворы, сточные воды (БСВ) и выбуренный шлам. С целью защиты окружающей среды на объектах нефтегазового комплекса  осуществляется замена традиционных технологий бурения и материалов на экологически безопасные: применение низкотоксичных буровых растворов, переход к горизонтальному способу бурения, бурение скважин по замкнутой циркуляционной системе, использование технических средств буровых установок в технологическом процессе очистки буровых сточных вод. Актуален вопрос утилизации БСВ. Основными мероприятиями по утилизации буровых сточных вод являются: приготовление тампонажных растворов и буферных жидкостей при цементировании скважин, опрессовка обсадных труб на территории буровой, очистка и повторное использование отработанных буровых растворов. С учетом повышенных требований к охране окружающей среды все чаще находит применение система безамбарного метода бурения.
На этапе обустройства месторождения важным моментом при загрязнении окружающей среды становится этап строительства. Согласно ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» «Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались». Основное количество образующихся отходов в период строительства представлено отходами V класса опасности (практически неопасные). Из общего количества образующихся отходов менее 30 % передаются на переработку и обезвреживаются, оставшаяся часть подлежит захоронению на свалках, в то время как они — ценный вторичный материальный ресурс. Производство строительных материалов является наиболее перспективной отраслью по использованию строительных отходов. Однако отсутствие нормативной базы, обязывающей вывозить стройотходы на предприятия по переработке, препятствует расширению и внедрению современных перерабатывающих комплексов. Еще одна проблема — переработка изношенных шин автотранспорта. Отработанные шины в огромных количествах накапливаются на территориях предприятий, также повсеместно наблюдается картина захламления ими природных зон. Одна из причин — отсутствие установок по переработке данного вида отходов. Одновременно огромный вред окружающей природной среде наносится при несанкционированном сжигании отработанных шин, когда в атмосферный воздух поступает значительное количество таких вредных веществ, как сажа и бензапирен.
Для предприятий ТЭК актуален вопрос в области обращения с таким отходом, как нефтешламы. Большое количество сильнозагрязненных нефтепродуктами почв и грунтов образуется при несанкционированных накоплениях нефтесодержащих отходов, технических авариях и разливах нефтепродуктов. Значительное содержание нефтепродуктов в различных видах нефтешламов позволяет отнести и использовать данный вид отходов в качестве вторичных ресурсов. Большую часть в образовании отходов как при строительстве, так и при эксплуатации предприятий ТЭК, составляют ТБО. Отсутствие предприятий по переработке приводит к их захоронению на свалках. Наиболее перспективным по экологическим и экономическим показателям является рециклинг. Технологический этап переработки начинается с сортировки. Важный этап в подготовке к переработке — раздельный по видам сбор отходов населением. Для селективного сбора необходимо проведение большой работы, и в первую очередь, в сфере изменения психологии людей.
Сегодня созданы технологии, позволяющие переработать практически все материалы. Перерабатывающие предприятия выполняют не только экологическую и экономическую задачи, но также являются высокорентабельными. Необходимо помнить, что основной ценностью является жизнь и здоровье человека, и никакие материальные блага не оправдывают ведения деятельности с нарушением природоохраного законодательства. 

Все статьи рубрики