Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Николай Скворцов: Энергосбережение невозможно без инвестиций и гарантий возврата вложенных средств

 
СКВОРЦОВ Николай Александрович, директор филиала ОАО «ТГК-5» «Удмуртский» (дивизион ЗАО «КЭС» «Генерация Урала»)

СКВОРЦОВ Николай Александрович
директор филиала ОАО «ТГК-5» «Удмуртский» (дивизион ЗАО «КЭС» «Генерация Урала»)

Номер журнала: 

Рубрика: 

Представляем вашему вниманию интервью с  директором филиала ОАО «ТГК-5» «Удмуртский» (дивизион ЗАО «КЭС» «Генерация Урала») Скворцовым Николаем Александровичем.

- Многие предприятия идут по пути продления и восстановления ресурса эксплуатируемого оборудования, экономя на модернизации и обновлении основных производственных фондов. Руководитель Ростехнадзора Н.Г. Кутьин сказал, что эта политика приведет к снижению уровня безо­пасности на предприятиях, а также конкурентоспособности и ресурсоэффективности. Могли бы Вы кратко прокомментировать это?
- Задача продления и восстановления ресурсов энергетического оборудования в энергетике была и будет актуальная в любые времена. В тяжелое постперестроечное время это был единственный способ сохранить баланс между производством и потреблением энергии в экономике страны. После реструктуризации отрасли, с приходом частного капитала, энергетические компании разработали программы модернизации и обновления основных фондов на базе современного экологически чистого и экономичного оборудования. При этом для внедрения новых технологий в отрасли требуется модернизация не только самого энергокомплекса, но и отраслей по производству оборудования и поставке топливных ресурсов.
В 2006 году холдинг «Комплексные энергетические системы» разработал инвестиционную программу, которая получила название «Диадема». В ней предусмотрено строительство новых генерирующих мощностей в 10 регионах: Республике Марий Эл, Кировской области, Удмуртии, Пермском крае, Республике Коми, Свердловской, Нижегородской, Ивановской, Оренбургской и Самарской областях. Всего 16 проектов мощностью от 10 до 440 МВт, реализацию которых планируется завершить до 2015 года. Удмуртскому проекту присвоено имя «Циркон». В нем предусмотрено строительство парогазового блока мощностью 230 МВт на площадке Ижевской ТЭЦ-1 до конца 2013 года. В настоящее время уже выполнены работы по подготовке площадки, и ведется проектирование схем выдачи мощности и обеспечения новых мощностей топливом. С вводом блока ПГУ-230 Ижевская ТЭЦ-1 будет иметь показатели затрат на 1 кВтч отпущенной электроэнергии на уровне лучших станций России.
При этом мы продолжаем заниматься восстановлением и продлением ресурсов оборудования действующих станций, потому что нельзя заменить все оборудование, отработавшее свой ресурс, в одночасье.

- В последнее время на ряде объектов электроэнергетики России произошли серьезные аварии, взрывы. В каком состоянии находятся объекты электроэнергетики возглавляемого Вами предприятия? Какие мероприятия проводятся в компании для минимизации подобных рисков?
- Электрические станции относятся к опасным промышленным объектам, поэтому первостепенной задачей является надежность эксплуатации, постоянный контроль за состоянием оборудования и повышение качества обслуживания техники.
Для исключения технологических нарушений в компании ведется непрерывная работа по замене оборудования, отработавшего парковый ресурс, по внедрению новых технологий, техперевооружению и реконструкции теплосилового и электрического оборудования. Так, в рамках инвестпрограммы уже выполнена реконструкция открытого распределительного устройства 110 киловольт на Ижевской ТЭЦ-2 с секционированием систем шин и установкой второго резервного трансформатора. На Ижевской ТЭЦ-1 в этом году завершился второй этап реконструкции тепловыводов, позволивший повысить надежность теплоснабжения города.

Новый закон о теплоснабжении предусматривает серьезные осложнения для тех граждан и предприятий, которые вовремя не платят за тепло. Это особенно актуально на фоне высокой задолженности потребителей, нежелания некоторых выполнять свои обязанности по отношению к теплоснабжающим организациям. У нас появились правовые рычаги давления на несознательных потребителей. На энергетиков закон также возлагает ответственность за обес-печение надежности и качества теплоснабжения.

Установленные системы вибромониторинга и учета основных параметров  турбоагрегатов на ТЭЦ помогают свое­временно диагностировать состояние турбин. Вывод информации на компьютеры и система архивирования данных существенно расширили возможности анализа и контроля за работой оборудования. Выявление отклонений от режима на ранних стадиях дает возможность принять оперативные меры для предотвращения возможных технологических нарушений.
В настоящее время проводится реконструкция газового оборудования паровых котлов на Ижевской ТЭЦ-2 и Сарапульской ТЭЦ. Требования к эксплуатации котлов на газовом топливе постоянно ужесточаются, повсеместно внедряются новые автоматические системы управления, системы защит и блокировок. Паровые котлы наших станций, спроектированные и смонтированные в 60-70 годы прошлого века, нуждаются в перевооружении и реконструкции для соответствия современным требованиям безопасности.
Проводимые замены основных элементов паровых и водогрейных котлов при достижении предельного срока эксплуатации также направлены на повышение надежности эксплуатации. Эта работа проводится в тесном сотрудничестве со специализированными организациями, осуществляющими обследования и контроль состояния оборудования и выдающими заключения и рекомендации о дальнейшей безопасной работе котлов и турбин.
На ближайшую перспективу мы планируем в рамках технического перевооружения продолжить работу по замене паропроводов на Ижевской ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, оснастить тракт топливоподачи и газораспределительный пункт Ижевской ТЭЦ-2 системой автоматического пожаротушения. Планируются замены систем технологических защит турбоагрегатов. Будет проведена реконструкция в системе водоподготовки Сарапульской ТЭЦ.
Самым большим проектом, существенно повлиявшим на всю систему эксплуатации и ожидаемым в ближайшей перспективе, является монтаж на базе Ижевской ТЭЦ-1 современной парогазовой установки мощностью 230 мегаватт, где будут соблюдены все современные требования к надежности эффективности эксплуатации энергетического оборудования.
- В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ ряд хозяйствующих субъектов обязаны провести энергообследования. Как протекает этот процесс в компании?
- Согласно Федеральному закону от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» филиал ОАО «ТГК-5» «Удмуртский» обязан организовать и провести энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года и в последующем проводить его не реже одного раза каждые пять лет.
В 2002 году, еще до выхода федерального закона, по программе РАО ЕЭС России в Удмуртии была начата работа по повышению эффективности работы электростанций. Было проведено первичное энергетическое обследование Сарапульской ТЭЦ с получением энергетического паспорта. Но с ликвидацией РАО ЕЭС работы были приостановлены. Сегодня, в соответствии с законом, в ЗАО «КЭС» составлен график энергетических обследований электростанций, входящих в холдинг, по которому энергетическое обследование Ижевской ТЭЦ-1 и Сарапульской ТЭЦ запланировано в 2011 году, а Ижевской ТЭЦ-2 - в 2012 году. Поискам путей снижения затрат на производство тепла и электроэнергии уделяется повышенное внимание. В бюджетах электростанций затраты на проведение энергетических обследований предусматриваются отдельной строкой.

- Если сравнивать по регионам, в которых работает ТГК-5, Удмуртия отличается самыми низкими тарифами как по электро-, так и по теплогенерации. Насколько это обосновано и как эффективно в Удмуртии реализуется тарифная политика в плане повышения энергоэффективности?
- В последние годы наметилось осознание того, что при формировании тарифов можно и нужно стимулировать поставщиков энергоресурсов на проведение мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности. До настоящего времени при регулировании тарифов в основном использовался метод экономически обоснованных расходов, или иначе «затратный метод», который не предполагает инициативы поставщика, направленной на сокращение издержек. Потратив немалое количество средств на выполнение инвестиционных мероприятий для повышения энергоэффективности, поставщик в итоге получал понижение тарифа. А ведь серьезное энергосбережение невозможно без инвестиций и ясности для инвестора в вопросах перспективы возврата вложенных средств. На сегодняшний день в тарифном законодательстве появился целый ряд дополнительных инструментов уже не столько административного, сколько стимулирующего характера:
• расчет тарифов по методу доходности инвестированного капитала (RAB);
• переход к двухставочным тарифам на тепловую энергию;
• специальные тарифные положения закона «Об энергосбережении».
Изменения в законодательстве свидетельствуют об изменении подходов в области регулирования тарифов. Регулирующие органы сегодня имеют в своем арсенале серьезные инструменты для выстраивания тарифной системы, стимулирующей поставщиков по собственной инициативе повышать энергоэффективность производства. Переход к новым методам тарифного регулирования – работа сложная и кропотливая, требующая от нас и от регулятора конструктивного и взвешенного подхода. Уже сейчас в сотрудничестве с РЭК Удмуртской Республики нами ведется проработка вопроса о применении двухставочных тарифов на тепловую энергию. Применение двухставочных тарифов позволит нивелировать убытки в случае сокращения объемов отпуска тепловой энергии, устраняет причины препятствий сокращения теплопотребления потребителей и стимулирует уже самих потребителей проводить мероприятия по энергосбережению для снижения оплаты за договорную мощность.
Что касается уровней тарифов в Удмурти, то можно говорить о том, что не по всем ТЭЦ филиала ОАО «ТГК-5» «Удмуртский» они находятся на том уровне, на котором нам бы хотелось, но мы понимаем, что регулирующие органы постоянно находятся под прессингом социально-политических ограничений и, к сожалению, это объективно приводит к занижению тарифов не всегда с учетом технологических последствий.

- Не могли бы Вы прокомментировать новый закон о теплоснабжении на предмет новизны, эффективности и недостатков?
- О необходимости принятия закона говорили давно, первые версии законопроекта появились более 7 лет назад, поэтому принятие Закона «О теплоснабжении» трудно недооценить.
Закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей и потреблением тепловой энергии (мощности) и теплоносителя в системах теплоснабжения, создания, функционирования и развития таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения. Важно, что Закон «О теплоснабжении» в полной мере описал роль и место всех уровней власти в организации надежного обеспечения потребителей теплом. Он вырабатывает основные принципы тарифно-ценовой политики, а также устанавливает обязательные условия договора теплоснабжения и требования по обеспечению надежности теплоснабжения.
Одним из ключевых понятий закона стала схема теплоснабжения. Разработка и ежегодная актуализация этого документа должны будут обеспечивать рациональное распределение тепловой нагрузки и объемов потребления тепловой энергии между теплоснабжающими организациями, перспективы развития системы теплоснабжения.
В законе четко сформулированы вопросы коммерческого учета в теплоснабжении и обязательности организации коммерческого учета исключительно на основе показаний приборов учета потребления тепловой энергии. Это касается, в первую очередь, оплаты услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя. Организация коммерческого учета на основании показаний приборов учета должна обеспечить сокращение потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям.
Считаю важным, что закон регламентирует порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии и теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора теплоснабжения, а также при выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии. При этом бездоговорным потреблением обозначается фактическое хищение тепловой энергии и теплоносителя из системы теплоснабжения. Кроме того, закон предусматривает и серьезные осложнения для тех граждан и предприятий, которые вовремя не платят за тепло.
Эти статьи закона особенно актуальны на фоне высокой задолженности потребителей, нежелания некоторых выполнять свои обязанности по отношению к теплоснабжающим организациям. У нас появились правовые рычаги давления на несознательных потребителей. На энергетиков закон также возлагает ответственность за обеспечение надежности и качества теплоснабжения.
Я думаю, в ходе реализации закона еще будут возникать вопросы, проблемы, как и при принятии других законодательных документов, но нам есть с чем работать. Несомненно, что принятие закона позволит вывести теплоэнергетику на новый, более высокий уровень развития, урегулировать взаимоотношения участников цепочки теплоснабжения.
Теплоснабжение в России будет строиться на принципах надежности, энергоэффективности, соблюдения баланса интересов потребителей и производителей, создания недискриминационных условий для предпринимательства, обеспечения экологической безопасности. 

Все статьи рубрики