Не наказывать, а подсказывать
Номер журнала:
Рубрика:
О том, что существует такая структура, как Ростехнадзор, в Чувашии и Марий Эл в прошлом году узнали почти все жильцы многоэтажных домов. Взявшись за проверку лифтов, сотрудники надзорного органа приостановили их до полного устранения неполадок.
Петров Борис Германович, руководитель Приволжского управления Ростехнадзора |
Затем очередь дошла до муниципалитетов - проверив все свалки в двух республиках, сотрудники Ростехнадзора обнародовали данные об их удручающем состоянии. О Ростехнадзоре заговорили и теперь все ждут новых проверок.
- Борис Германович, какие проблемные моменты вы бы отметили в деятельности ведомства?
- Состояние оборудования многих предприятий характеризуется старением основных производственных фондов. В связи с этим в рамках закона мы принимаем меры по усложнению процессов прохождения различных процедур в области промышленной безопасности. Сегодня экспертиза превратилась в инструмент не обновления производства, как это предусматривалось в свое время, а в инструмент продления. Экспертизу оборудования предприятия проводят по 3-5 раз, она продлевает срок эксплуатации оборудования, а оно нуждается в полной замене. Если мы решим проблему обновления фондов, то инцидентов и аварий будет меньше. Очевидно, что главная отговорка предприятий — недостаток средств. Хотя провести пять экспертиз и сделать одно обновление производства практически равноценно.
- Вы заявили, что специалисты Ростехнадзора достаточно поверхностно рассматривают экспертизы. В чем причина?
- Во-первых, любому сотруднику надо постоянно повышать квалификацию, потому что технические устройства совершенствуются, меняются. Даже эксперт не может все знать досконально в своей сфере, если не работает над собой. Во-вторых, многие привыкли надеяться на экспертные организации. Когда мы начали перепроверять в республике эту работу, 95% экспертиз пришлось вернуть на доработку. Когда начинаешь проверять на деле, появляется целый ряд факторов, которые не дают права на продление того или этого оборудования, поэтому идут серьезные нарушения в проведении экспертиз. В этой ситуации лозунг Владимира Ильича «учиться, учиться и еще раз учиться» как никогда в нашей структуре актуален.
- То есть кадровый вопрос стоит остро?
- Я бы сказал, что всегда хочется большего, поэтому требования к сотрудникам постоянно растут. К сожалению, здесь целый ряд факторов повлиял на формирование нашего кадрового состава. В свое время, когда в Ростехнадзоре были определенные льготы и зарплата была выше. Потом наступил период застоя, и в надзорных органах если зарплата и не стала выше, то была стабильной, и к нам шли. Когда появились рыночные отношения, лучшие кадры стали оставаться на производстве. В настоящее время у нас сложилась ситуация, когда мы можем обновить кадры, где это требуется, и в то же время использовать тот старый потенциал, который есть. В кадрах главная задача, кстати, тоже обновление: все-таки большее количество наших работников старше 40-50 лет. Молодежи мало. Связано это с тем, что в одно время устроиться на работу в Ростехнадзор можно было, имея пятилетний стаж работы на производстве. Теперь этот закон на нас не распространяется, поэтому мы можем брать молодых людей. Это работа не одного дня. Ситуация с кадрами одинаковая на всех трех подведомственных нам территориях. Просто изначально в Татарстане были сильные инспекторы по химии. А в целом, по общепромышленному надзору примерно одинаковый состав инспекторов в трех регионах. Кадровый состав в любой организации зависит от руководства. Я считаю, что надо повышать требования к своим работникам, тогда они будут более внимательно относиться к своим обязанностям.
- Руководитель Ростехнадзора Николай Кутьин известен своей рьяной борьбой с коррупцией. Он готов лично передавать дела на нерадивых сотрудников Ростехнадзора в Следственный комитет. А в Ваш адрес поступали жалобы на сотрудников?
- Я убедился в том, что наши предприятия имеют склонность обходить закон. Руководители при получении лицензии, если у них чего-то не хватает, приходят, просят. И если один инспектор поможет, то цепочка нарушений будет уже запущена. Чтобы это исключить, мы сегодня внедряем принцип «одного окна». Теперь любой сданный в канцелярию Ростехнадзора документ можно отследить, как он проходит через специалистов. И тут уже играет роль аспект компетентности специалиста: или документ нужно вернуть вовремя и обосновать отказ или принять к рассмотрению. Там, где есть замечания, они будут разъяснены, второй раз уже не будет возможности на них ссылаться. Только можно будет проверить устранение недос-татков.
По сообщениям в прессе сужу, что в семье, как говорится, «не без урода». В то же время отмечу, что в 2009 г. нареканий от правоохранительных органов в наш адрес не поступало. И я этому рад. Мы ведем достаточно целенаправленную работу для того, чтобы максимально предотвратить возможность возникновения таких инцидентов.
- У всех на слуху тема безопасности работы ГЭС в свете недавних событий. Каково состояние гидротехнических сооружений, контроль за которыми осуществляет ваше ведомство? Почему так много бесхозных ГТС?
- Их не так много в Татарстане, Чувашии и Марий Эл по сравнению с другими регионами ПФО. Почему бесхозные? Они строились на государственные деньги, эксплуатировались чаще всего системой мелиорации водных хозяйств РФ. То есть они не были в собственности у конкретных предприятий. А даже если и были в собственности, то предприятия не тратили на них деньги, просто имели на балансе. Когда встал вопрос передачи в собственность, выявились ГТС без документов, а спросить уже не с кого. В сельские поселения приезжаем, спрашиваем с глав, но они-то тут ни причем. Хотя по закону они отвечают за бесхозные ГТС.
Эту проблему при желании всегда можно решить. Органы власти должны найти хозяина и передать сооружения, например, в эксплуатацию для развития рыбного хозяйства или для рекреационных целей. В принципе к Чебоксарской ГЭС и сельскому пруду требования примерно одинаковые. И в случае прорыва обоих может создаться реальная угроза для жизни людей. Везде должен быть квалифицированный персонал, потому что порой люди даже не знают, как закрывается задвижка, в каком она состоянии. Просто не вовремя закроют ее - и вода уйдет, либо закроют раньше времени - и тогда мы потеряем ГТС. То есть все зависит от конкретного «дяди Вани», который должен обслуживать объект грамотно. Мы специально для этого аттестовали филиал Центра лабораторного анализа и технических измерений. Сейчас специалистам по ГТС не надо ехать в Екатеринбург, чтобы пройти обучение.
- Значит, работы в этом направлении предстоит еще очень много?
- Мы, к сожалению, можем только предписать обучение. Мы не можем человека за руку отвести на учебу. Работа пока идет со скрипом. Для того, чтобы люди осознали, вероятно, нужна чрезвычайная ситуация.
- С января этого года часть государственных функций, связанных с проектированием и строительством, передана общественным организациям, куда войдут представители бизнеса. Как вы к этому относитесь? Как этот процесс проходит на подведомственной Вам территории, в частности, в Чувашии?
- Саморегулируемые организации уже созданы и зарегистрированы. СРО должны создать свои контрольно-надзорные органы, которые будут следить за качеством проведения работ на предприятии, если, конечно, их будет на самом деле волновать качество этих работ. Я думаю, что будет не хуже, чем было. А если будет осуществляться допуск к работе независимо от квалификации, то это будет профанация. Но эта же профанация была и при выдаче лицензии. Члены СРО хотя бы отвечают материально за те нарушения, которые допустят. Будет ли больше порядка? Здесь я не оптимист.
- Ростехнадзор выступил с инициативой оснастить мусоровозы системой ГЛОНАСС. Для чего необходимо следить за передвижением мусора? Когда начнется установка оборудования на спецмашины?
- Считаю, что это неплохое предложение, потому что потоки мусора надо отслеживать, но это должны понять муниципалитеты. Ведь все это вопросы, непосредственно относящиеся к их компетенции. Тем более — экология. Система ГЛОНАСС — это конечное звено во всем «мусорном» процессе. Если в районе не будет налажена система управления отходами, то мусор так и будет лежать в оврагах.
- В Чувашии и Марий Эл свалок значительно больше, чем полигонов ТБО. А в Татарстане ситуация такая же?
- Ситуация с состоянием полигонов ТБО значительно лучше в Татарстане, потому что здесь на протяжении последних нескольких лет реализовывали специальную программу. Следовательно, на обустройство и строительство полигонов выделялись финансовые средства.
Я думаю, в Чувашии и Марий Эл не все так плохо, а если начать заниматься этой проблемой, то в течение двух-трех лет можно ее решить. Вот если мы разрешим этим свалкам так и оставаться свалками, тогда ситуация не разрешится никогда.
- Какие задачи ставите на 2010 год?
- Ситуация в тех отраслях, которые мы курируем, коренным образом не изменилась, поэтому менять ориентиры рано. К примеру, в лифтовом хозяйстве обстановка остается очень напряженной. Подготовка к осенне-зимнему периоду тоже вызывает опасения. Нонсенс, когда целый г. Новочебоксарск не проводит испытание своего теплового оборудования. Это значит, что в любой момент может случиться авария. Вот сейчас стоят морозы, в котельных начинают увеличивать давление, выработку пара, значит, нагрузка на тепловые сети растет. А если будет порыв? Целые микрорайоны могут остаться без тепла. Что дешевле - провести диагностирование или ликвидировать последствия аварии в период морозов? Поэтому это направление деятельности тоже остается приоритетным для нашего управления. Надзор за ГТС нам тоже только передали.
Я думаю, что самое главное - продолжить работу совместно с предприятиями. Чтобы хозяйствующие субъекты воспринимали нас не только как орган надзора, который наказывает, а который показывает, что не так делается и как надо.
- Предприятия должны извещать Ростехнадзор о всех авариях. Почему они этого не делают? Ведь данное положение закреплено на законодательном уровне?
— Да, законом закреплено. Но формализм возникает в двух случаях: одни забывают вовремя спросить, другие — вовремя ответить. Если информация будет складываться в папку, она никому не нужна. Необходимо анализировать. К примеру, на предприятиях в 2009 г. было 300 пожаров. Где были недочеты? Значит, надо обратить во время проверок на них внимание. И формализм в проверках уйдет. Это зависит от нас самих. От квалификации инспектора. Система подготовки инспектора в Ростехнадзоре всегда существовала. Мы ее возрождаем и требуем, чтобы еженедельно в каждом отделе проводились занятия по изучению новых нормативных документов и нового оборудования.
- Владимир Путин отметил: «Очевидно, что сегодня большинство контрольных процедур, к сожалению, опять же носит чисто формальный характер. Это, как правило, проверки без всяких проверок или это инструмент «для выбивания мзды»... Важно устранить почву для использования надзорных процедур как инструмента некачественной конкуренции и административного давления на бизнес». Каково ваше мнение?
- Формализма в работе надзорных органов еще достаточно много. Мы привлекаем организации, которые должны проводить инструментальную проверку. Это все важно, из этих мелочей все складывается. Важно и другое. Мы начали привлекать на все проверки свою электротехническую лабораторию. Прибор не обманешь. Здесь формальности и коррупция исключены, поэтому есть надежда, что мы движемся к тому времени, когда нареканий в адрес нашей Службы не будет.