Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Вопрос-ответ: Трудовое право

 

Номер журнала: 

Издательство журнала «Промышленная и экологическая безопасность» и служба Правового консалтинга ГАРАНТ предоставляют возможность получить консультации специалистов в области трудового законодательства. Интересующие вас вопросы можно присылать на электронную почту журнала euro18@euro18.ru либо по факсу (3412) 514-306

- Какие организации обязаны платить за негативное воздействие на окружающую среду и сдавать соответствующую отчетность? Обязаны ли это делать организации, занимающиеся оказанием услуг, торговлей, производством?

- В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Законом N 7-ФЗ, иными федеральными законами.
Согласно ст. 1 Закона N7-ФЗ, загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества или энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Для определения пределов и степени негативного воздействия применяются нормативы допустимого воздействия, нормативы и лимиты допустимых выбросов и сбросов, нормативы предельно-допустимых концентраций. Все они связаны с конечной целью введения ограничений - сохранением и поддержанием качества окружающей среды, ее благоприятного состояния.
Порядок расчета и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее - Порядок определения платы N 632).
В определении Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О указано, что данное постановление, принятое Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривающее взимание платежей неналогового характера, сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ.
Пунктом 1 Порядка определения платы N 632 установлено, что его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием. Взимание платы предусматривается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Таким образом, обязанность по внесению платы определяется не статусом хозяйствующего субъекта, не правом, на котором он владеет тем или иным имуществом, не видами деятельности, которые поименованы у него в ЕГРЮЛ, а ведением им деятельности, влекущей за собой негативное воздействие на окружающую среду.
Из вышесказанного следует, что, даже если организация не осуществляет явного загрязнения окружающей среды, например, путем выброса в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников или путем сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, на нее все равно может возлагаться обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Так, например, организация, оказывающая информационные услуги, может загрязнять окружающую среду путем электромагнитного и радиационного излучения, исходящего от компьютеров (правда, для такого вида загрязнения не установлено соответствующих нормативов, поэтому в данном случае организации не нужно осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду). А организация, занимающаяся торговой деятельностью - путем выброса в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников (транспортных средств) или путем размещение отходов (мусора).
Таким образом, ответ на вопрос, обязана ли организация, занимающаяся информационными услугами (торговой деятельностью, производством), осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду будет зависеть от конкретного вида деятельности, осуществляемой организацией на данный момент. Если организация каким-либо образом загрязняет окружающую среду, то данные платежи ей необходимо уплачивать.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Екатерина Тимукина, Светлана Мягкова

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа PR"