Модератор безопасности: в Удмуртии принята новая подпрограмма «Улучшение условий и охраны труда»
ФЕФИЛОВ Сергей Самонович
министр труда Удмуртской Республики
Номер журнала:
Рубрика:
Сфера охраны труда остается по-прежнему открытой для многочисленных рисков, причем эта оценка, судя по мнению экспертов, лишь незначительно отражает проблемы, существующие в секторе управления профессиональными угрозами. Ситуация, касающаяся ответственности работодателей за условия труда, инвестирования в безопасность, в целом соблюдения трудового законодательства хотя и не близка к коллапсу, но все же напоминает нарастающий ком проблем — своеобразную фобию для государства, ориентированного на прогрессивную модель менеджмента охраны труда, но сталкивающегося с нежеланием работодателей снижать профриски.
Что касается Удмуртской Республики, то здесь задействованы серьезные механизмы для инновационного моделирования системы безопасности работников. Хотя, несомненно, существуют и значительные проблемы. Достигнуть определенного баланса позволит новая госпрограмма «Развитие социально-трудовой сферы Удмуртской Республики (2013-2015 годы)». Документ утвержден Правительством УР в августе текущего года. Новая программа, полагают специалисты, ассимилирует и устранит ряд проблем, связанных с сохранением жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности — наиболее стратегических и резонансных, поскольку содержит в себе целевую подпрограмму «Улучшение условий и охраны труда в Удмуртской Республике».
Задачи подпрограммы масштабны. Прежде всего, они нацелены на совершенствование системы управления охраной труда в организациях региона на основе внедрения механизмов управления профессиональными рисками, улучшение здоровья работающего населения, снижение профессиональных рисков работников, совершенствование нормативно-правовой базы Удмуртской Республики в области охраны труда. Также ставятся задачи совершенствования системы подготовки и повышения квалификации по охране труда работников, в том числе руководителей, информационного обеспечения и пропаганды охраны труда, активизации аттестации рабочих мест по условиям труда и повышения качества ее проведения.
Значимость вопросов сохранения здоровья работников в процессе трудовой деятельности очевидна. Прямые экономические потери из-за неудовлетворительных условий и охраны труда в России ежегодно достигают порядка 2 трлн рублей. Это 4,2 % валового внутреннего продукта.
Сохранение здоровья работающего населения является одним из важнейших элементов, определяющих экономическое развитие Удмуртии. Потеря трудоспособности работающих вследствие травм на производстве и профессиональных заболеваний приводит к дефициту трудовых ресурсов, что, в свою очередь, объективно влияет на устойчивость финансово-экономической и ресурсной стабильности Удмуртской Республики.
Эффективное решение этих задач затрудняет целый ряд причин, в том числе старение основных фондов и недостаточное финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Несмотря на положительные результаты изменения состояния производственного травматизма, ситуация в сфере условий и охраны труда в республике остается достаточно напряженной. Число несчастных случаев на производстве со смертельным исходом продолжает оставаться высоким. Так, в 2007 году в несчастных случаях на производстве погиб 51 человек, в 2008 году — 33 человека, в 2009 и 2010 годах — ежегодно по 34 человека, в 2011 году — 32 человека, а в 2012 году — 24 человека. Сведения, характеризующие состояние охраны труда в Удмуртской Республике, приведены в таблице 1.
Несмотря на то, что потери рабочего времени вследствие временной нетрудоспособности из-за травм на производстве и профессиональных заболеваний в 2012 году снизились в сравнении с 2011 годом на 6052 дня, данный показатель по прежнему остается высоким — 52 287 дней.
В Удмуртской Республике наблюдается динамика снижения уровня производственного травматизма. Несмотря на это, уровень производственного травматизма в регионе остается относительно высоким. Так, в 2011 году уровень производственного травматизма в республике превысил показатель Российской Федерации на 47,6 %, а показатель Приволжского федерального округа — на 55 %.
Уровень производственного травматизма (в расчете на 1 тыс. работающих) в Российской Федерации, Приволжском федеральном округе и Удмуртской Республике в 2006-2012 гг. по данным Росстата приведен в таблице 2.
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Удмуртской Республике показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация работодателем и его должностными лицами производства работ. Многие руководители не владеют необходимыми знаниями трудового законодательства, в том числе законодательства в области охраны труда, зачастую игнорируют его. Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности еще не стало основным принципом для работодателей.
К другим причинам возникновения несчастных случаев на производстве относятся недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда, нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств.
Результаты надзорной деятельности Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике свидетельствуют о том, что проблема соблюдения законности в трудовой сфере и обеспечении безопасных условий труда работников сохраняется. По данным Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике, наибольшими типичными нарушениями государственных нормативных требований охраны труда в 2012 году явились недостаточный уровень обучения по охране труда руководителей и специалистов организаций и, как следствие, неудовлетворительные знания ими требований трудового законодательства, в том числе и законодательства в области охраны труда. Кроме того — низкий уровень трудовой и производственной дисциплины, не соответствующий степени опасности современных производств, непроведение работодателями аттестации рабочих мест, снижение относительно установленного законодательством финансирования работодателями мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда. Реализация подпрограммы направлена на создание условий и факторов, способствующих сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая:
- развитие системы государственного управления охраной труда;
- снижение уровня и предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- формирование экономических и организационных принципов, обеспечивающих и стимулирующих создание работодателем здоровых и безопасных условий труда;
- содействие обеспечению работающих новыми высокоэффективными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- совершенствование системы организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций;
- развитие социального партнерства в сфере охраны труда;
- координацию деятельности социальных партнеров, профессиональных союзов и других уполномоченных работниками представительных органов, объединений работодателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления по использованию существующих, разработке и внедрению новых методов управления охраной труда;
- организационное и техническое обеспечение условий и охраны труда;
- улучшение информационного и образовательного обеспечения в области охраны труда;
- проведение научно-исследовательских работ в области охраны труда;
- оказание финансовой поддержки организациям бюджетной сферы, малого и среднего предпринимательства в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
- социальную рекламу и пропаганду безопасного труда.
В 2013 году основные мероприятия подпрограммы реализуются в рамках ведомственной целевой программы «Безопасный труд» на 2011-2013 гг.
С 2014 года в рамках подпрограммы будут реализовываться следующие основные мероприятия:
- разработка и издание нормативных материалов в сфере охраны труда для руководителей и специалистов организаций Удмуртской Республики, в том числе пособий, методических рекомендаций, бюллетеней и т.д.;
- проведение организационных мероприятий в области охраны труда, в том числе республиканских совещаний, семинаров, выставок средств безопасности труда;
- организация и проведение республиканских конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда и т.д.;
- организация и проведение заседаний Комиссии Правительства УР по охране труда;
- участие в международных и отечественных конгрессах, конференциях по проблемам охраны труда, всероссийских специализированных выставках современных средств безопасности труда;
- сбор и обработка информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Удмуртской Республики, в том числе проведение мониторинга аттестации рабочих мест по условиям труда и создание банка данных существующих условий труда в Удмуртской Республике;
- информирование населения республики по вопросам условий и охраны труда, о предупреждении профессиональных рисков, в том числе проведение пропаганды безопасного труда в средствах массовой информации;
- организация обучения по охране труда руководителей и специалистов бюджетных и муниципальных организаций;
- участие в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.
Для работодателей важно сообщить, что в рамках подпрограммы в соответствии с Постановлением Правительства УР от 7 февраля 2011 года № 24 «О перечне государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики» будут предоставляться государственные услуги:
- согласование рабочих учебных планов и программ обучения по охране труда работников организаций;
- государственная экспертиза условий труда, осуществляемая в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- государственная экспертиза условий труда, осуществляемая в целях оценки соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
- государственная экспертиза условий труда, осуществляемая в целях оценки фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве;
- государственная экспертиза условий труда, осуществляемая в целях оценки правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Существуют определенные административные риски при реализации подпрограммы. Они связаны с невыполнением в полном объеме и в установленные сроки разработанных мероприятий. Способом ограничения административного риска является регулярная и открытая публикации данных о ходе финансирования подпрограммы, применение механизмов, понуждающих исполнителей подпрограммы выполнять прин