Механизмы для минимизации экорисков
МОКШАНОВ Иван Владимирович
заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по УР
Номер журнала:
Рубрика:
Усилению контроля послужила передача дополнительных полномочий Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. О том, какие вопросы решаются с привлечением новых механизмов в Удмуртской Республике, рассказывает заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по УР Иван Владимирович Мокшанов.
- Иван Владимирович, дополнительные полномочия были переданы Росприроднадзору сравнительно недавно, но уже сегодня есть результаты в части исполнения новых функций. Что сделано для регулирования одной из острых проблем – обращения с отходами производства и потребления?
- Ситуация, сложившаяся в этой сфере, действительно критическая, причем как в небольших населенных пунктах, так и в крупных административных центрах республики.
Во-первых, надо сказать, что большинство действующих в Удмуртии площадок размещения отходов изначально создавались с нарушением законодательства. Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации. Все эти аспекты учтены не были. По сути, объекты были созданы вне законодательного поля. Соответственно, не обслуживались с точки зрения природоохранных мероприятий.
Функционируя как стихийные свалки, «полигоны» пришли в несоответствие санитарным нормам. Более того, они исчерпали свой ресурс, превратились в накопители органических и неорганических материалов, источники загрязнения окружающей среды высокой мощности.
Большую угрозу несут фильтрационные сточные воды, которые вытекают из тела полигона в результате воздействия природных осадков и процессов разложения ТБО. Этот фильтрат попадает в наземные и подземные водные объекты, загрязняя их.
- Создание системы обращения с отходами – капиталоемкий проект. Какие трудности еще существуют в этой части?
- Ключевым является финансовый фактор. Ситуация копилась годами – не было поступательного решения проблемы с точки зрения финансирования. Посудите сами: экоответственность бизнеса не реализуется из-за экономических сложностей, дефицитный бюджет региона не может финансировать создание системы обращения с отходами.
Определенные надежды связываются с РЦП «Господдержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в УР на 2010-2014 гг.». Минприроды УР уже запланированы конкурсные торги по разработке проектной документации для строительства полигонов в Увинском, Сарапульском районах.
Мы со своей стороны используем все рычаги для того, чтобы ситуация не разрослась до масштабов экологического бедствия. При выявлении фактов нарушения природоохранного законодательства накладываются штрафные санкции. Взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду. Контролируется полнота и своевременность выплат.
- Администрирование платежей не «перекрывает» по значимости надзорные меры?
- Задача Росприроднадзора – не взимать плату, а сделать все возможное для того, чтобы предотвратить ситуации, при которых создаются экориски. Плата же за негативное воздействие – это форма компенсации ущерба и, согласно закону, должна перечисляться в бесспорном порядке.
При выявлении фактов нарушения законодательства накладываются штрафные санкции. В установленном порядке взимается плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды. Осуществляется контроль за полнотой и своевременностью уплаты денежных средств.
- Еще одна проблема – отсутствие полигонов для хранения или утилизации отходов бурения. Можно ли пролоббировать создание системы утилизации нефтешламов?
- Ситуация аналогична проблеме, рассмотренной выше. В Удмуртии нет ни одного полигона для приемки, хранения или утилизации отходов бурения. Более того, система сбора и хранения отходов не обеспечивает надежной защиты природных объектов от загрязнения. Буровые отходы, аккумулированные в шламовых амбарах, представляют серьезную экологическую опасность.
Факторов, которые привели к такой ситуации, несколько. Ключевой из них – отсутствие должного контролирующего механизма.
Ранее система экологической экспертизы допускала ситуации, когда буровые компании осуществляли захоронения буровых шламов прямо на объекте производства буровых работ. Проверка ряда буровых компаний показала, что буровой шлам, захороненный на объектах бурения, имеет III-IV классы опасности. Согласно природоохранному законодательству, данные объекты должны быть внесены в госреестр объектов размещения отходов и соответственно должна быть внесена плата за негативное воздействие. Однако этого данными предприятиями сделано не было. Сегодня Управлением принимаются меры для устранения последствий таких ситуаций и недопущения их в будущем.
Росприроднадзор, как администратор платежей, предъявляет компаниям, допускавшим захоронения токсичных отходов бурения на объектах, не внесенных в госреестр, судебные иски – о доначислении платы за негативное воздействие на природную среду. Ряд исков уже предъявлен. А также штрафные санкции за размещение отходов бурения (III-IV класса опасности) на объектах, не внесенных в госреестр.
Этим мерам предшествует масштабная работа наших специалистов по разграничению ответственности за захоронения бурового шлама между буровыми и нефтедобывающими предприятиями. Без судебного делопроизводства компании не берут на себя такую ответственность.
Объем финансовых средств, не выплаченных компаниями за негативное воздействие при бурении скважин, колоссален. С одной скважины – более 1 млн рублей. Если бы компании произвели обезвреживание данного отхода, то фактически они освободили бы себя от платы за негативное воздействие на окружающую среду и не попали под штрафные санкции за размещение отходов бурения на объектах, не внесенных в госреестр.
Сегодня предприятия начинают искать пути выхода из ситуации.
Оптимальный способ заключается в обезвреживании отходов непосредственно на месте его образования. Еще один способ – транспортировка бурового шлама на санкционированный объект размещения отходов (полигон) с последующим обезвреживанием. Ряд компаний уже планируют строить спецполигоны.
За счет такого надзорного стимулирования вырабатывается новая политика компаний в области безопасного обращения с отходами бурения.
- Какие меры в этой сфере будут проводиться в перспективе?
- Уже проведена работа по запросам у компаний запланированных объемов бурения на 2011 г. для определения примерного объема образования отходов бурения и проверки представляемых расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Планы работы Управления формируются с тем расчетом, чтобы буровые компании вошли в плановые проверки. В этом году мероприятиями будет охвачено 4 предприятия. В перспективе все буровые компании, работающие на территории республики, попадут под целевые надзорные мероприятия.
Еще раз отмечу, что наша задача – не сбор штрафов, а предотвращение несанкционированного захоронения опасных отходов, негативного воздействия на окружающую среду.