Дефицит кадров вызван распадом системы подготовки
ХОДЫРЕВ Александр Григорьевич
директор НП СРО «Строитель»
Номер журнала:
Рубрика:
О причинах кадровой нестабильности и разработке проектов для выхода из ситуации рассказывает директор НП СРО «Строитель» Ходырев Александр Григорьевич.
- Для строительного комплекса проблема дефицита квалифицированных кадров становится все более острой. Какова, на Ваш взгляд, причина ситуации?
- Дефицит в строительном комплексе квалифицированных кадров является следствием распада той системы подготовки специалистов, которая существовала в советское время. Между тем система образования того периода была наиболее прогрессивной – у нас учились представители всех стран мира.
Даже система СниПов была создана во многом благодаря советской системе образования. А строительные нормы и правила, разработанные в то время, считаются лучшими в международной практике. К примеру, весь свод СниПов, ГОСТов принял на вооружение Китай. И сегодня это – одна из наиболее динамично развивающихся стран с поражающими темпами роста валового национального дохода и ВВП. По объему ВВП Китай в скором времени выйдет на первое место в мире, обогнав США.
Если говорить о сегодняшнем кадровом дефиците, следует отметить комплекс причин, вызвавших ситуацию. Одна из них – резкое падение престижа рабочих профессий. Если вспомнить советское время, то в тот период популярность рабочих специальностей была чрезвычайно высока. Я сам работал на оборонных заводах и могу судить об этом на конкретных примерах. Массово тогда из инженеров шли в рабочие – из-за популярности профессии, высокооплачиваемости работы. За последние 20 лет акценты в системе российского образования сместились в сторону подготовки экономистов и юристов. Стало непрестижным учиться на рабочего. Постепенно интерес к такому труду вообще был нивелирован.
Сегодня пришло понимание того, что экономику не поднять одними экономистами и юристами. Как и понимание того, что национальное богатство создается руками инженеров и теми, кто трудится на производстве. Сейчас в правительстве создаются проекты для поддержки системы подготовки рабочих кадров, программы, которые должны повысить престиж рабочих специальностей, вернуть в реальный сектор эффективный кадровый капитал.
- Какие еще основные причины кадрового кризиса?
- Разрушение системы профтехобразования в том ее виде, в котором она существовала ранее. В советские годы была тесная связь между учреждениями начального профобразования и предприятиями. Это обеспечивало баланс на рынке спроса и предложения.
Предприятия находились в госсобственности, и государство жестко регулировало процессы кадровой подготовки – в зависимости от потребностей экономики. Такая система гибко реагировала на дефицит специалистов в том или ином секторе или, напротив, на кадровое перенасыщение. Сегодня кооперация утеряна. Это отразилось на востребованности выпускников профтехучилищ – у них нет уверенности в том, что они трудоустроятся. Кроме того, разрушились шефские связи между наставниками и молодыми специалистами, приходящими на предприятия. Опыт и знания стало некому передавать. Средний возраст квалифицированных специалистов на оборонных заводах превышает 55 лет, та же тенденция – в строительной отрасли.
Не решена проблема подготовки и наличия преподавательских кадров в профтехучилищах, техникумах, высшей школе. Многие преподаватели «оторваны» от производства. Являясь отличными теоретиками, они в то же время далеки от происходящих в отрасли новаций. Им сложно улавливать изменения, происходящие, например, при модернизации разрешительной системы в строительстве, внедряемых нововведениях в области ценообразования. В итоге знания преподаются базовые, а не актуализированные. Качество подготовки специалистов-производственников остается низким.
- Каковы проблемы кадровой подготовки в системе высшей школы?
- При том, что они, конечно же, существуют, надо сказать, что сегодня эти проблемы усугубляются процессами модернизации. Как известно, вузы переходят на двухуровневую систему образования, которая предполагает две степени обучения – бакалавриат и магистратуру. С одной стороны, это прогрессивная система, действующая в западных странах. Но, с другой стороны, она абсолютно не адаптирована к российским особенностям подготовки специалистов
Систему без соответствующей подготовки «пересадили» на отечественную почву. Можно пояснить это примером. Если брать опыт Запада, то там внедрение бакалавриата и магистратуры предполагало изменения в системе общеобразовательной школы. У нас же инициатива внедряется без каких-либо корректировок образовательных звеньев.
Я 15 лет являюсь председателем государственной аттестационной комиссии строительного факультета ИжГТУ. Сегодня, оценивая составы дипломных проектов бакалавров, приходится констатировать, что новый «западный механизм» не обеспечивает должного качества обучения. Это происходит еще и потому, что из программ изъяты спецдисциплины, которые должны изучаться будущими инженерами.
Самим вузам не до конца понятна новая система обучения. Не ясны нововведения и работодателям. Пока не ясно, как должен квалифицировать руководитель проектного института, изыскательской партии или строительного предприятия поступающего к нему на работу бакалавра.
Двухуровневое образование может дать результат только при соответствующей адаптации к образовательным и производственным реалиям. Например, часть дисциплин общего образовательного толка из программ бакалавриата могут быть переданы на уровень средней школы – по примеру Запада. Программы же подготовки бакалавров должны стать более насыщенными специальными дисциплинами.
- Обладает ли СРО рычагами влияния на ситуацию?
- Система СРО как раз и должна заниматься решением вышеназванных проблем. Возвращаясь к проблеме дефицита преподавательских кадров, скажу, что некоммерческие партнерства могли бы выявлять на предприятиях специалистов-производственников, обладающих искусством практических знаний, и лекторским искусством. Эти специалисты могли бы восполнить дефицит преподавателей-практиков.
Саморегулированию необходимо серьезно разрабатывать механизм исполнения требований, которые предъявляются к членам СРО. Закон устанавливает жесткие требования к участникам строительного рынка, однако конкретных механизмов, за счет которых их можно было бы выполнить, нет. Например, нет четких разграничений в отношении того, какие структуры должны осуществлять переподготовку, повышение квалификации, аттестацию специалистов. Вместе с тем законодательно эти процедуры четко предписаны к исполнению. Еще одна проблема – коммерциализация кадровой подготовки. Компании несут серьезные финансовые нагрузки, обеспечивая обучение сотрудников. Требования к подготовке кадров постоянно обновляются, в итоге компаниям для того, чтобы следовать «букве закона», приходится постоянно платить. Между тем эта образовательная система не всегда дает эффект – опыт показывает низкий уровень подготовки специалистов на платных курсах.
Проблем, действительно, много. В Удмуртии для их решения делаются определенные шаги. Четвертый год подряд Минстрой УР проводит конкурс профмастерства среди рабочих профессий. Одна из его целей – вернуть престиж труду рабочего.
- Каковы Ваши инициативы?
- На май текущего года нами запланирован конкурс профмастерства. Он будет проводиться среди выпускников профтехучилищ по профессии штукатур-отделочник. В конкурсе примут участие и выпускники Ижевского Монтажного техникума. Цель мероприятия – популяризация рабочих специальностей, налаживание связи между предприятиями и сектором образования. Победители конкурса получат возможность трудоустройства в строительных организациях.
Надеемся, что конкурс позволит переломить негативное отношение компаний к практике сотрудничества с техникумами и училищами. Нужно не потребительски относиться к кадрам, а «растить» их.
Наличие квалифицированных кадров становится сегодня, наверное, одним из главных критериев конкурентоспособности предприятия. От него зависит и репутация компании. Поэтому проблему дефицита специалистов нужно решать всем строительным сообществом, на основе принципов профессионального саморегулирования.
Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Восточная, д. 42, тел.: (3412) 66-11-55, 66-46-55