Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

январь 2025

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Дефицит кадров вызван распадом системы подготовки

 
ХОДЫРЕВ  Александр Григорьевич,  директор НП СРО «Строитель»

ХОДЫРЕВ Александр Григорьевич
директор НП СРО «Строитель»

Номер журнала: 

Рубрика: 

О причинах кадровой нестабильности и разработке проектов для выхода из ситуации рассказывает директор НП СРО «Строитель» Ходырев Александр Григорьевич. 

- Для строительного комплекса проблема дефицита квалифицированных кадров становится все более острой. Какова, на Ваш взгляд, причина ситуации?
- Дефицит в строительном комплексе квалифицированных кадров является следствием распада той системы подготовки специалистов, которая сущест­вовала в советское время. Между тем сис­тема образования того периода была наиболее прогрессивной – у нас учились представители всех стран мира.
Даже система СниПов была создана во многом благодаря советской системе образования. А строительные нормы и правила, разработанные в то время, считаются лучшими в международной практике. К примеру, весь свод СниПов, ГОСТов принял на вооружение Китай. И сегодня это – одна из наиболее динамично развивающихся стран с поражаю­щими темпами роста валового национального дохода и ВВП. По объему ВВП Китай в скором времени выйдет на первое место в мире, обогнав США.  
Если говорить о сегодняшнем кад­ровом дефиците, следует отметить комп­лекс причин, вызвавших ситуацию. Одна из них – резкое падение прес­тижа рабочих профессий. Если вспомнить советское время, то в тот период популярность рабочих специальностей была чрезвычайно высока. Я сам работал на оборонных заводах и могу судить об этом на конкретных примерах. Массово тогда из инженеров шли в рабочие – из-за популярности профессии, высокооплачиваемости работы. За последние 20 лет акценты в системе российского образования сместились в сторону подготовки экономистов и юристов. Стало непрестижным учиться на рабочего. Пос­тепенно интерес к такому труду вообще был нивелирован. 
Сегодня пришло понимание того, что экономику не поднять одними экономис­тами и юристами. Как и понимание того, что национальное богатство создается руками инженеров и теми, кто трудится на производстве. Сейчас в правительстве создаются проекты для поддержки системы подготовки рабочих кадров, программы, которые должны повысить престиж рабочих специальностей, вернуть в реальный сектор эффективный кад­ровый капитал.  

- Какие еще основные причины кад­рового кризиса?  
- Разрушение системы профтехобразования в том ее виде, в котором она существовала ранее. В советские годы была тесная связь между учреждениями начального профобразования и предприятиями. Это обес­печивало баланс на рынке спроса и предложения.
Предприятия находились в госсобственности, и государство жестко регулировало процессы кадровой подготовки – в зависимости от потребностей экономики. Такая система гибко реагировала на дефицит специалистов в том или ином секторе или, напротив, на кадровое перенасыщение. Сегодня кооперация утеряна. Это отразилось на востребованности выпускников профтех­училищ – у них нет уверенности в том, что они трудоустроятся. Кроме того, разрушились шефские связи между наставниками и молодыми специалистами, приходящими на предприятия. Опыт и знания стало некому передавать. Средний возраст квалифицированных специалистов на оборонных заводах превышает 55 лет, та же тенденция – в строительной отрасли.
Не решена проблема подготовки и наличия преподавательских кадров в проф­техучилищах, техникумах, высшей школе. Многие преподаватели «отор­ваны» от производства. Являясь отличными теоретиками, они в то же время далеки от происходящих в отрасли новаций. Им сложно улавливать изменения, происходящие, например, при модернизации разрешительной системы в строи­тельстве, внедряемых нововведениях в области ценообразования. В итоге знания преподаются базовые, а не актуализированные. Качество подготовки специалистов-производственников остается низким.    
 
- Каковы проблемы кадровой подготовки в системе высшей школы?
- При том, что они, конечно же, существуют, надо сказать, что сегодня эти проблемы усугубляются процессами модернизации. Как известно, вузы переходят на двухуровневую систему образования, которая предполагает две степени обучения – бакалавриат и магистратуру. С одной стороны, это прогрессивная сис­тема, действующая в западных странах. Но, с другой стороны, она абсолютно не адаптирована к российским особенностям подготовки специалистов
Систему без соответствующей подготовки «пересадили» на отечественную поч­ву. Можно пояснить это примером. Если брать опыт Запада, то там внедрение бакалавриата и магистратуры предполагало изменения в системе общеобразовательной школы. У нас же инициатива внедряется без каких-либо корректировок образовательных звеньев. 
Я 15 лет являюсь председателем государственной аттестационной комиссии строительного факультета ИжГТУ. Сегодня, оценивая составы дипломных проектов бакалавров, приходится констатировать, что новый «западный механизм» не обеспечивает должного качества обучения. Это происходит еще и потому, что из программ изъяты спецдисциплины, которые должны изучаться будущими инженерами. 
Самим вузам не до конца понятна новая система обучения. Не ясны нововведения и работодателям. Пока не ясно, как должен квалифицировать руководитель проектного института, изыскательской партии или строительного предприятия поступающего к нему на работу бакалавра. 
Двухуровневое образование может дать результат только при соответствую­щей адаптации к образовательным и произ­водственным реалиям. Например, часть дисциплин общего образовательного толка из программ бакалавриата могут быть переданы на уровень средней школы – по примеру Запада. Программы же подготовки бакалавров должны стать более насыщенными специальными дисциплинами.   

- Обладает ли СРО рычагами влияния на ситуацию?  
- Система СРО как раз и должна заниматься решением вышеназванных проблем. Возвращаясь к проблеме дефицита преподавательских кадров, скажу, что некоммерческие партнерства могли бы выявлять на предприятиях специалистов-производственников, обладающих искусством практических знаний, и лекторским искусством. Эти специалисты могли бы восполнить дефицит преподавателей-практиков.   
Саморегулированию необходимо серьезно разрабатывать механизм исполнения требований, которые предъявляются к членам СРО. Закон устанавливает жесткие требования к участникам строи­тельного рынка, однако конкретных механизмов, за счет которых их можно было бы выполнить, нет. Например, нет четких разграничений в отношении того, какие структуры должны осуществлять переподготовку, повышение квалификации, аттестацию специалистов. Вместе с тем законодательно эти процедуры четко предписаны к исполнению. Еще одна проблема – коммерциализация кадровой подготовки. Компании несут серьезные финансовые нагрузки, обес­печивая обучение сотрудников. Требования к подготовке кадров постоянно обновляются, в итоге компаниям для того, чтобы следовать «букве закона», приходится постоянно платить. Между тем эта образовательная система не всегда дает эффект – опыт показывает низкий уровень подготовки специалистов на платных курсах.  
Проблем, действительно, много. В Удмуртии для их решения делаются определенные шаги. Четвертый год подряд Минстрой УР проводит конкурс профмастерства среди рабочих профессий. Одна из его целей – вернуть престиж труду рабочего.

- Каковы Ваши инициативы?
- На май текущего года нами запланирован конкурс профмастерства. Он будет проводиться среди выпускников профтехучилищ по профессии штукатур-отделочник. В конкурсе примут участие и выпускники Ижевского Монтажного техникума. Цель мероприятия – популяризация рабочих специальностей, налаживание связи между предприятиями и сектором образования. Победители конкурса получат возможность трудоуст­ройства в строительных организациях.
Надеемся, что конкурс позволит переломить негативное отношение компаний к практике сотрудничества с техникумами и училищами. Нужно не потребительски относиться к кадрам, а «растить» их.
Наличие квалифицированных кадров становится сегодня, наверное, одним из главных критериев конкурентоспособнос­ти предприятия. От него зависит и репутация компании. Поэтому проблему дефицита специалистов нужно решать всем строительным сообществом, на основе принципов профессионального саморегулирования. 

Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Восточная, д. 42, тел.: (3412) 66-11-55, 66-46-55

Все статьи рубрики