Локальные системы оповещения: подробная инструкция по применению
СИНЬКОВ Валерий Геннадьевич
начальник ГУ МЧС России по Ростовской области, генерал-майор внутренней службы
Номер журнала:
Рубрика:
Главное преимущество ЛСО — оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер (сменный инженер) сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал «Внимание всем!». Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действия в создавшейся обстановке. Для предупреждения населения могут применяться и подвижные звукоусилительные станции.
ЛСО должна включаться очень быстро, с тем чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны прорыва, и чтобы оставалось время для выполнения мер защиты. Кроме технической стороны важным является и человеческий фактор. Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала ПОО. Быстро, почти мгновенно, оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения — главные требования к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте. В настоящее время требованиями законодательства установлена обязанность оснащения ЛСО организациями, эксплуатирующими ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС чрезвычайно высокой опасности и ГТС высокой опасности. И практически ПОО, на которых требуется ЛСО, оборудованы и приведены в работоспособное состояние. С организациями, у которых нет ЛСО, либо которым требуется ремонт, ведутся работы по установке ЛСО или устранению недостатков. Основные требования к техническим средствам оповещения — это наличие сопряженной ЛСО с РАСЦО, наличие соответствующей проектной документации, необходимый охват зоны оповещения и, конечно, исправность.
В соответствии с ежегодными планами проверок, утвержденных Прокуратурой Ростовской области, надзорные органы осуществляют проверки предприятий, эксплуатирующих ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС чрезвычайно высокой опасности и ГТС высокой опасности. При выявлении нарушений составляется акт, протокол, выдается предписание об устранении нарушений. Если нарушения не устраняются в срок, указанный в предписании, составляется протокол по ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ. За невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, предусматривается административный штраф на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет, на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.
Основные недостатки и нарушения, выявленные в ходе проверок хозяйствующих лиц:
1. Не создана ЛСО, обеспечивающая оповещения населения.
2. Зона действия существующей локальной системы оповещения не обеспечивает оповещение населения в радиусе 2,5 км для ХОО, для ГТС — до 6 км.
3. Отсутствие паспорта ЛСО с установленным перечнем документов, наличие и ведение документации на технические средства системы оповещения в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2005 года
№ 877/138/597.
4. Локальная система не сопряжена с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения (ТАСЦО), с региональной (РАСЦО).
5. Неспособность дежурной службы организовать оповещения персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения.
Система оповещения населения в Республике Марий Эл
МАЛКИН Александр Владимирович, начальник ГУ МЧС России по Республике Марий Эл, генерал-майор
В соответствии с Методическими рекомендациями по созданию ЛСО на потенциально опасных объектах Республики Марий Эл организована и проводится работа по созданию и совершенствованию ЛСО в районах размещения ПОО и систем мониторинга для сопряжения их с Комплексной системой экстренного оповещения населения Республики Марий Эл. На территории республики ядерных и радиационно опасных объектов, ГТС, создающих угрозу жизни и здоровью людей, не существует. По распоряжению председателя Правительственной комиссии Республики Марий Эл по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 14 апреля 2014 года № 29 «О внесении изменений в распоряжение председателя Правительственной комиссии Республики Марий Эл по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 15 ноября 2011 года № 104» в Республике Марий Эл утвержден Перечень потенциально опасных объектов, размещенных на территории Республики Марий Эл. В соответствии с этим распоряжением на территории Республики Марий Эл функционируют три ПОО, на которых должны быть созданы ЛСО: ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат»; ОАО «Марбиофарм»; МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1». На основании Методических рекомендаций по созданию ЛСО на потенциально опасных объектах Республики Марий Эл проводились плановые проверки состояния ЛСО, в результате которых было установлено, что ЛСО созданы, функционируют и соответствуют предъявленным требованиям.
Проверки потенциально опасных объектов выявляют нарушения
ИДРИСОВ Эдуард Минивалиевич, заместитель начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Башкортостан
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» на территории Республики Башкортостан расположено 18 организаций, в ведении которых находится 22 потенциально опасных объекта. В настоящее время на всех объектах созданы локальные системы оповещения (ЛСО). В течение 2012-2014 годов должностными лицами управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан проверены все организации, создавшие ЛСО. За нарушения, связанные с отсутствием и ненадлежащим содержанием ЛСО, возбуждено 13 административных дел, по итогам рассмотрения которых судами приняты решения о наложении административных штрафов на общую сумму 133 тыс. рублей. Основные нарушения, выявляемые при проверках: не создана ЛСО; ЛСО не обеспечивает доведение информации о ЧС до персонала каждого потенциально опасного объекта и населения, проживающего в зоне действия ЛСО. Учитывая, что в настоящее время на указанной категории объектов осуществляется переход на безопасное производство, общее количество объектов, подлежащих оборудованию ЛСО, сократилось с 31 объекта в 2009 году до 22 на текущий момент. Благодаря совместной работе Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан и собственников опасных производств за пять лет в республике построено четыре ЛСО.